Статья 144. Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

В действующем бюджетном кодексе определены общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов. Установлено, что целью создания государственных фондов денежных средств вне федерального бюджета является реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение в случае безработицы; социальное обеспечение, связанное с болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, рождением и воспитанием детей, а также прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Кодекс определяет порядок составления и утверждения бюджета государственных внебюджетных фондов. В частности его статьей 145 определено, что проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и рассматриваются органами законодательной власти. При этом уточнено, что бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме Федеральных законов одновременно с принятием Федерального закона «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Бюджетный кодекс точно определяет, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, что фактически, означает гарантию самостоятельности указанных фондов.

Целевые государственные и местные внебюджетные фонды создаются с точно определенной целью и соответственно используются. Они дифференцированы на экономические и социальные, причем в настоящее время значение экономических фондов незначительно, большинство из них вошли в бюджеты соответствующих уровней. Эффективно функционируют федеральные социальные фонды, они заняли важное место в системе государственных финансов и одновременно в социальной сфере. Их общей фундаментальной характеристикой, с точки зрения юридической является то, что по закону средства данных фондов не могут быть изъяты или направлены на нецелевое использование ни парламентом, ни правительством, ни какой-либо иной властью.

Правовой режим внебюджетных фондов социального назначения определяется в настоящее время, прежде всего соответствующими статьями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

46) В настоящее время бюджетным законодательством Российской Федерации установлен порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Одной из самых распространенных проблем в сложившейся правоприменительной практике является определение взыскателем соответствующего порядка взыскания и органа, осуществляющего обращение взыскания на средства бюджета.

Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установлен особый правовой режим - «иммунитет бюджетов», согласно которому обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется исключительно на основании судебного акта.

Взыскание бюджетных средств службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных кодексом. В целях определения соответствующего порядка взыскания, взыскателям необходимо правильно применять требования главы 24.1 БК РФ.

По общему правилу (ст. 242.1 БК РФ), исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов производится на основании надлежаще оформленных исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с соблюдением сроков предъявления исполнительных документов, с приложением копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета взыскателя.

Существует три варианта обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  • первый: исполнительные документы для обращения взыскания направляются взыскателем (или судом по просьбе взыскателя) в соответствующий финансовый орган;
  • второй: исполнительные документы направляются взыскателем (или судом по просьбе взыскателя) в соответствующий орган Федерального казначейства РФ.
  • третий: исполнительные документы направляются для исполнения в службу судебных приставов.

Рассмотрим подробнее вышеуказанные варианты обращения взыскания на средства бюджетной системы РФ.

Первый вариант реализуется в порядке ст. 242.2 БК РФ при исполнении судебных актов по искам к публично-правовым образованиям: Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, муниципальной казны.

В зависимости от принадлежности должника к уровню бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет), исполнительные документы направляются для исполнения в соответствующие финансовые органы - в Министерство финансов РФ, в финансовый орган субъекта РФ или в финансовый орган муниципального образования.

Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели соответствующим законом (решением) о бюджете. В случаях недостаточности ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, соответствующие финансовые органы обязаны инициировать процедуру внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись для удовлетворения требований исполнительных документов в полном объеме. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение.

Второй вариант применяется в соответствии со статьями 242.3 - 242.5 БК РФ при исполнении судебных актов по удовлетворенным судом искам к казенным учреждениям по денежным обязательствам (федеральным, субъекта РФ или муниципальным), при котором исполнительные документы направляются для исполнения в соответствующий орган Федерального казначейства. Данный вариант устанавливает возможность исполнения судебного акта уже в течение 15 рабочих дней с момента поступления исполнительного документа на исполнение, поскольку должник в установленный срок обязан осуществить перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка средств, отраженных на его лицевом счете. В случае неисполнения должником данного требования, БК РФ предусматривает обязанность органа Федерального казначейства приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая счета его обособленных подразделений до устранения допущенных нарушений.

При отсутствии или недостаточности соответствующих бюджетных ассигнований для полного исполнения исполнительного документа должник обязан инициировать процедуру выделения ему дополнительных бюджетных ассигнований в установленном порядке. Неисполнение либо нарушение данных требований также влечет приостановление операций по лицевым счетам должника. Общий срок исполнения исполнительных документов по второму варианту не может превышать трех месяцев.

Третий вариант применяется в случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, при этом исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Таким образом, определение принадлежности должника к уровню бюджета бюджетной системы РФ, а также наличие сведений об открытых должнику счетах в органах Федерального казначейства либо в кредитных организациях позволяют взыскателям максимально оперативно и эффективно реализовать свои права по исполнению исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.

47) Понятие и система государственных доходов. Налоговые и неналоговые доходы государства.

Наши рекомендации