Счетная палата структура и функции
Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием РФ и подотчетным ему. В компетенцию Счетной палаты входит контроль над исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Счетная палата осуществляет контроль над исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.
Выводится несоответствие в исполнении по назначению бюджетных средств и по выделяемому объему. При проектировании федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов оценивается обоснованность доходов, расходов. После закрытия отработанного основного финансового плана проводится анализ расходов средств и рассчитывается их эффективность. Большое внимание уделяется контролю над использованием государственной собственности.
В процессе разработки проектов законодательных и нормативных актов, затрагивающих расходную часть бюджета, производится их финансовая экспертиза.
По результатам исполнения бюджета готовится отчет, который впоследствии будет представлен Совету Федерации и Государственной думе РФ.
Обобщенно можно представить следующие группы видов деятельности Счетной палаты:
1) контрольно—ревизионную. Осуществление данной функции происходит на основе контроля над исполнением бюджета уже в отчетном году. Аудиторы Счетной палаты проводят комплекс ревизий по статьям федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
2) экспертно—аналитическую. Данная группа представлена проведением экспертиз по теме бюджетов и финансов России различных проектов (бюджета, законов, целевых федеральных программ, международных договоров). Сюда же относится анализ всех нарушений в системе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджета. Результаты аналитики вносятся на рассмотрение в Совет Федерации и Государственную думу. Вместе с полученным отчетом могут быть представлены предложения по недопущению и исправлению недостатков;
3) информационную. В части финансовых взаимоотношений у органов государственной власти могут возникать вопросы. Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал. Форма отчета утверждается Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.
Негосударственный финансовый контроль
К негосударственным видам финансового контроля относятся:
1) внутрифирменный (корпоративный);
2) контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами
3) аудиторский контроль
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими – за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Коммерческие банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Аудиторский контроль – новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Основные задачи аудиторского контроля:
1) установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности
2) контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;
3) проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.