Государственный кредит
Государственный кредитвыделяют в самостоятельное звено государственных финансов ввиду специфики финансово-кредитных отношений, обеспечивающих привлечение средств в централизованные фонды государства.
Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, в которых государство выступает в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Государство может принимать на себя роль заемщика средств (государственный займ) и (или) кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам. Необходимость существования государственного кредита связана в основном с тем, что рост государственных расходов опережает расширение собственной доходной базы, а кредит позволяет покрывать запланированные расходы дефицитного бюджета.
Государственный кредит имеет ряд особенностей как источник формирования бюджета:
· он носит добровольный характер (в отличие от налогообложения);
· в его основе лежат принципы возвратности и платности; обеспечением госзаймов являются не конкретные ценности, как при банковском кредите, а все имущество, находящееся в собственности государства, имущество данной территории или какой-либо ее доход;
· займы, как правило, не являются целевыми, но на уровне территорий средства достаточно часто привлекают под определены цели;
· значительный рост государственного займа негативно влияет на экономический рост, так как обслуживание возникающего гocударственного долга влечет за собой дополнительные расходы бюджета;
· государственный кредит является инструментом финансового и денежно-кредитного регулирования, средством осуществления. финансовой политики.
Финансовое и денежно-кредитное регулирование с помощью государственного кредита осуществляется по следующим направлениям:
· размещая займы среди инвесторов, государство воздействует на объем денежной массы в обращении;
· мобилизация сбережений физических лиц снижает платежеспособный спрос;
· операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг (ломбардный кредит) Центральным банком РФ являются инструментами регулирования ликвидности коммерчески) банков; эмитируя ценные бумаги, государство увеличивает спрос на заемные средства, способствуя «удорожанию» кредита, что отрицательно действует на развитие экономики и вызывает перелив средств из реального сектора экономики в финансовый.
Государственный кредитфункционирует в форме:
- Государственных займов;
- Государственных ссуд;
- Государственных гарантий.
1. Государственные займыявляются способом привлечения государством для ликвидации дефицита государственного бюджета средств различных инвесторов на условиях добровольности, срочности, платности и возвратности.
Государственные займы можно классифицировать следующим образом:
1)по субъектам заемных отношений:
- размещаемые центральнымиорганами управления;
- размещаемые территориальнымиорганами управления;
2)по месту размещения:
- внутренние;
- внешние;
3)по способу обращения:
- рыночные, свободно покупаемые и продаваемые;
- нерыночные, не подлежащие свободному обращению на рынке ценных бумаг;
4)в зависимости от срока привлечения средств:
- краткосрочные (до 1 года);
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет);
- долгосрочные (от 5 лет и более);
5) по обеспеченности долговых обязательств:
- закладные,обеспечиваемые конкретным залогом (займы местных органов власти);
- беззакладные, обеспечиваемые всем имуществом государства;
6) по способу выплаты (получения) дохода:
- выигрышные, по которым доход может быть получен в денежной или вещевой форме на основе тиражей выигрыша;
- процентные,которые предусматривают выплату дохода, рассчитанного на основе процентной ставки к номиналу, определенной по конкретному купону, и выплачиваемого раз в квартал, год, или при погашении займа;
- с нулевым купоном (с дисконтом),предполагающие получение дохода за счет дисконта, т. е. за счет размещения по цене ниже номинала;
7) по методу определения дохода:
- с твердым доходом;
- плавающимдоходом,который в период экономической нестабильности (частого пересмотра ставки рефинансирования) позволяет снижать уровень расходов по обслуживанию займов.
2. Государственные ссуды- предоставление предприятиям и субъектам Федерации из средств бюджета, на основе срочности, платности, возвратности кредитных ресурсов для развития экономики и решения важных социально-экономических задач.
Формами предоставления государственных ссуд (государственного кредита) являются:
· бюджетные ссудыпредприятиям и субъектам Федерации, предоставление, эффективность и возвратность которых контролируется государством;
· товарные кредиты, предоставляемые за счет средств бюджета организациям различных отраслей для сезонного обеспечения ресурсами (например, сезонное обеспечение агропромышленного комплекса горючесмазочными материалами, минеральными удобрениями и т. п.);
· льготные кредиты, выделяемые для решения важных социально-экономических задач (например, выделение льготных кредитов администрациям районов Крайнего Севера и приравненных ним местностям для обеспечения завоза топлива и других важнейших ресурсов в навигационный период);
· инвестиционный налоговый кредит - разновидность бюджетной ссуды, которую получают предприятия, имеющие крупное народнохозяйственное значение, в пределах сумм налоговых платежей в федеральный бюджет (на год или на несколько лет).
3.Государственные гарантии- обязательства федеральной правительства под кредиты, получаемые отдельными хозяйствующими субъектами и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Эти гарантии, как правило, выдаются Министерством финансов по отдельным распоряжениям правительства и выступают форме условного государственного долга.
Государственный кредит в форме ссуды или гарантии, когда государство выступает в роли кредитора или гаранта, оказывает положительное воздействие на экономику и способствует достижению определенных социальных и политических целей.
Государственным внутренним долгом РФявляются выраженные в рублях долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Правомерно к государственному долгу относить и задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций. Он обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Государственный долг может выражаться в следующих формах:
- кредиты, получаемые Правительством РФ;
- государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг;
- другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Политику, проводимую в отношении государственного внутреннего долга РФ, определяет Федеральное собрание на основе предложений, разрабатываемых Правительством РФ совместно с Центральным банком РФ. Верхний предел государственного долга устанавливают при утверждении федерального бюджета.