Общая характеристика предприятия. Источниками информации являются:
Источниками информации являются:
- устав предприятия;
- годовой отчет о производственной и финансово-хозяйственной деятельности;
- годовая бухгалтерская отчетность.
В главе описывается:
1. Организационно-правовая форма предприятия.
2. Дается краткая историческая справка.
3. Представляются основные и дополнительные виды деятельности в соответствии с Уставом предприятия.
4. Рассматривается организационная структура управления предприятием (особенности организационной структуры управления, ее преимущества и недостатки, обоснование применения, необходимость и возможность перехода к более прогрессивной структуре).
5. Дается оценка эффективности управления предприятием, которая основывается на сопоставлении затрат на управление с полученными результатами. Коэффициент эффективности управления (К.эф.упр.) показывает, насколько эффективны применяемые на предприятии методы управления:
К.эф. упр. = V/Зуп(1)
где V – объем реализации услуг; З упр – затраты на управление.
Чем выше эти затраты, тем эффективней применяемые на предприятии методы управления. Об эффективности управления предприятием может также свидетельствовать: увеличение производительности труда; увеличение фондоотдачи основных производственных фондов; ускорение оборачиваемости оборотных средств; увеличение объема реализации услуг за счет более эффективного использования всех имеющихся ресурсов; увеличение прибыли.
6. Проводится горизонтальный анализ основных технико-экономических показателей, пример некоторых показателей представлен в таблице 1, необходимо учитывать, что для различных сфер производственные показатели изменяются.
Таблица 1
Анализ технико-экономических показателей деятельности авиапредприятия за 2009-2011 гг.
Наименование показателя | Абсолютное отклонение | Темп роста, % | |||||||
2010-2009 | 2011-2010 | 2011-2009 | 2010/ | 2011/ | 2011/2009 | ||||
Выполненный пассажирооборот | |||||||||
Выручка от оказания услуг | |||||||||
Перевезено пассажиров, чел. | |||||||||
Перевезено грузов, почты, т. | |||||||||
Выполненный тоннокилометраж. т | |||||||||
Численность персонала | |||||||||
Выработка 1 работника | |||||||||
Затраты на 1 рубль оказанных услуг | |||||||||
Себестоимость | |||||||||
Рентабельность | |||||||||
Фондоотдача | |||||||||
Кредиторская задолженность | |||||||||
И т.д. |
2. Анализ динамики и выполнения плана производства (оказания услуг/выполнения работ)
Цель анализа - нахождение путей оптимизации объема, ассортимента и качества выпускаемой продукции (работ, услуг) с учетом требований рынка и возможностей предприятия.
Основными задачами анализа выполнения плана производства являются:
1. Оценка динамики основных показателей объема производства и продажи продукции (работ, услуг) в целом и по отдельным видам и группам.
2. Оценка структуры продукции по различным критериям.
3. Оценка спроса на продукцию (услуги, работы) предприятия.
4. Оценка производственных возможностей предприятия по обеспечению спроса покупателей на продукцию предприятия.
5. Оценка качественных характеристик продукции (работ, услуг) и выявление причин отклонения от образца, выбранного за основу.
6. Выявление потерь предприятия от снижения качества продукции (работ, услуг), брака, нарушения ритмичности работы предприятия.
Производство продукции измеряется в натуральных, условно-натуральных показателях, в единицах трудоемкости и по стоимости. Анализ должен проводиться с использованием стоимостных измерителей. Стоимость продукции (услуг, работ) может быть выражена в фактически действующих ценах, в плановых ценах и в ценах базового периода (сопоставимых).
В процессе анализа рекомендуется изучить:
1. Выполнение плана по выпуску, реализации (оказанию, выполнению) продукции (услуг, работ).
2. Выполнение плана по ассортименту продукции.
3. Анализ динамики и структуры услуг (работ).
4. Анализ качества услуг (работ).
Выполнение плана по выпуску, реализации продукции.
Первоначально осуществляется общий анализ плана производства, реализации продукции (табл.2), так же необходимо осуществление анализа по составу продукта (группируется по различным признакам: услуги, оказываемые в соответствии с основным и не основным видом деятельности компании, доля услуг, оказываемых по договорам, продукт, поставляемый на экспорт и т.д.), сопоставление позволит увидеть тенденции развития компании.
Таблица 2
Анализ выполнения плана оказания услуг авиапредприятия за 2011 гг.
Услуги | План | Факт | Отклонение от плана | |||
тыс. руб. | % | |||||
тыс. руб. | тыс.руб. | доля в выручке, % | ||||
по видам услуг | ||||||
… | ||||||
… |
Продолжение табл.2
по договорам | |||||
… | |||||
… | |||||
и т.д. |
Особое внимание необходимо уделить анализу причин невыполнения плана, следует обратить внимание на внутренние и внешние причины.
К внутренним причинам могут относиться:
- Просчеты службы маркетинга: ошибки составления прогноза спроса, недостаточный учет конкурентов, неэффективная организация процесса сбыта продукции, наличие многих посредников, недостаточная реклама и др.
- Просчеты финансово-экономических подразделений: при формировании цены на продукцию; при планировании ассортимента по издержкам и рентабельности; при обосновании точки и цены безубыточности и др.
- Просчеты инженерно-технических подразделений компании: отсталая технология изготовления продукции; снижение конкурентоспособности; неудачная упаковка и транспортировка продукции; небольшой срок гарантийного обслуживания; плохо организованная служба сервиса и т.д.
К внешним причинам относится:
- Непредсказуемое поведение конкурентов, что предполагает необходимость выяснения их производственного потенциала, знания основных экономических параметров, особенностей ценообразования, ассортимента выпуска продукции и т.д.
- Поведение потребителей продукции. При этом рекомендуется использовать информацию по географическому расположению потребителей, демографическому положению (пол, возраст, образование, социальное положение), по психографическим переменным (общительность, лидерство, консерватизм, амбициозность и др.), данные о поведении покупателей (преданность торговой марке, уровень потребления, сезонность использования товара, наличие выгоды от использования) и др.
- Характер поведения поставщиков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих и т.д. Предприятие должно знать своих ведущих поставщиков, определить возможности разрыва с ними, их финансовое положение, поиск взаимозаменяемого сырья и др.
- Социально-экономическая и политическая ситуация в стране, а также в соответствующем регионе.
Выполнение плана по ассортименту.
Ассортимент- перечень наименований продукции с указанием ее объема производства, реализации (оказания) по каждому виду.
Оценить выполнение плана по ассортименту можно тремя способами.
1. По способу наименьшего процента, т.е. сравнивая показатели выполнения плана, находим наименьший процент.
2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции.
3. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции (табл.3) обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Таблица 3
Выполнение плана по ассортименту продукции
Услуги | План | Факт | Отклонение от плана | |
у. ед. | % | |||
Перевозка пассажиров | ||||
Перевозка грузов | ||||
Техническое обслуживание ВС | ||||
…. | ||||
…. | ||||
…. |
После выполненного анализа необходимо сделать вывод.