Права и обязанности арбитражного управляющего предусмотрены в ст. 20.3 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 20.3)
Статья утратила силу.
Требования к кандидатуре арбитражного управляющего урегулированы в ст. 20.2 настоящего Закона (см. коммент. к ст. 20.2).
Статья 23.1. Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Комментарий к статье 23.1
1. В комментируемой статье установлены правила, определяющие, каким федеральным органом исполнительной власти и в каком порядке осуществляется контроль (надзор) за деятельностью СРО, включая правила о предмете и методах контроля, полномочиях контрольного (надзорного) органа, правах СРО.
Контроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется органом по контролю (надзору), в качестве которого выступает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Росреестр осуществляет контроль (надзор) за деятельностью СРО в порядке, установленном регулирующим органом - Министерством экономического развития РФ.
Предметом контроля (надзора) Росреестра является соблюдение СРО требований законодательства РФ, регулирующего деятельность СРО.
Методы контроля (надзора) выражаются главным образом в проведении проверок СРО, а также в выдаче им предписаний об устранении нарушений законодательства.
2. В комментируемой статье достаточно подробно регламентируются правила проведения проверок СРО.
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Продолжительность проверки деятельности СРО не может превышать 30 дней.
Плановые проверки деятельности СРО проводятся Росреестром не чаще чем один раз в два года.
Внеплановые проверки деятельности СРО проводятся в случаях поступления в Росреестр мотивированной жалобы на действия (бездействие) СРО, нарушающие требования законодательства РФ, а также имеющихся в документах СРО, представленных в Росреестр, несоответствий таким требованиям.
3. В п. п. 7 и 8 комментируемой статьи предусмотрено право СРО на обжалование действий (бездействия) Росреестра.
Руководитель проверяемой СРО вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку деятельности СРО, руководителю Росреестра либо в судебном порядке. Этому праву корреспондирует обязанность Росреестра сообщить в письменной форме в СРО о принятом по результатам проверки решении в течение трех рабочих дней со дня принятия этого решения.
Решение Росреестра по результатам проверки деятельности СРО также может быть обжаловано ею в арбитражный суд.
4. В п. п. 9 - 13 комментируемой статьи определены основания и порядок исключения сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО.
Сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из Единого государственного реестра СРО по решению:
а) Росреестра в случае принятия членами СРО или арбитражным судом решения о ее ликвидации;
б) арбитражного суда на основании заявления Росреестра о несоответствии СРО требованиям, установленным абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, либо в случае выявления факта нарушения СРО более двух раз в течение года иных требований законодательства РФ, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.
В случае выявления нарушения СРО требований законодательства РФ, в частности требований, установленных абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, Росреестр направляет в СРО предписание об устранении такого нарушения. Если предписание не выполнено в установленный законом срок, Росреестр обязан обратиться в течение трех месяцев со дня окончания срока выполнения этого предписания в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО и арбитражный суд принимает решение об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО.
Заявление Росреестра об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе в течение месяца с даты поступления этого заявления. Принимаемое в данном случае решение арбитражного суда вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции. Обжалование решения арбитражного суда не является основанием для приостановления его исполнения. В случае отмены арбитражным судом кассационной инстанции решения арбитражного суда сведения о некоммерческой организации подлежат включению в Единый государственный реестр СРО в течение трех дней с даты вынесения постановления арбитражным судом кассационной инстанции.
СРО, самостоятельно выявившая свое несоответствие требованиям абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, обязана представить в Росреестр в течение 14 рабочих дней с даты выявления такого несоответствия заявление в письменной форме, которое должно содержать: а) описание такого несоответствия; б) дату возникновения такого несоответствия; в) описание мер, принимаемых СРО для устранения такого несоответствия. В течение двух месяцев с даты получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из Единого государственного реестра СРО по основанию, указанному в этом заявлении. В случае если до истечения указанного срока СРО не представит в Росреестр доказательство устранения несоответствия СРО требованиям абз. 2 или 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве, Росреестр обязан обратиться в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО.
5. Некоммерческая организация, сведения о которой были исключены из Единого государственного реестра СРО, может приобрести статус СРО только по истечении года после даты исключении сведений о ней из указанного реестра.
Статья 24. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Комментарий к статье 24
Статья утратила силу.
Права и обязанности арбитражного управляющего предусмотрены в ст. 20.3 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 20.3).
Статья 24.1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего
Комментарий к статье 24.1
1. Арбитражным судом не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие, которые не имеют заключенных в соответствии требованиями Закона о банкротстве договоров обязательного страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (см. комментарий к п. 2 ст. 20.2 Закона о банкротстве).
Указанный договор должен быть заключен арбитражным управляющим со страховой организацией, аккредитованной СРО. Договор вступает в силу с момента выплаты страхователем страховой премии или внесения первого страхового взноса, если договором или федеральным законом не предусмотрено иное. В соответствии с п. 8 комментируемой статьи датой выплаты страховой премии (внесения страхового взноса) считается день выплаты наличными деньгами страховой премии (внесения страхового взноса) страховщику или день перечисления страховой премии (внесения страхового взноса) на расчетный счет страховщика.
2. В п. п. 1 - 7 комментируемой статьи определяются условия договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.
Объектами обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего являются имущественные интересы арбитражного управляющего, связанные с его обязанностью возместить убытки лицам, участвующим в деле о банкротстве, или иным лицам в связи с нарушением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
3. Рассматриваемый договор должен быть заключен на срок не менее одного года с условием его возобновления на тот же срок. Договор продлевается на следующий срок, если арбитражный управляющий не уведомил страховщика об отказе от его продления не позднее чем за один месяц до истечения срока действия этого договора. Действие продленного договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего на следующий срок не прекращается в случае просрочки уплаты арбитражным управляющим страховой премии или внесения очередного страхового взноса не более чем на 30 дней. При продлении договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего на новый срок страховая премия уплачивается в соответствии с действующими на дату ее уплаты страховыми тарифами.
Минимальный размер страховой суммы по договору составляет 3 млн. рублей в год. В течение 10 дней с даты утверждения арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает 100 млн. рублей), внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности. Размер страховой суммы по такому договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не может быть менее размера, предусмотренного п. 3 комментируемой статьи.
Страховым случаем по рассматриваемому договору является подтвержденное вступившим в законную силу решением суда наступление ответственности арбитражного управляющего перед участвующими в деле о банкротстве лицами или иными лицами в связи с нарушением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением причинения убытков вследствие непреодолимой силы и других приравненных к ней обстоятельств, противоправных действий (бездействия) иного лица и некоторых других случаев, предусмотренных п. 6 комментируемой статьи. В таких случаях причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством РФ.
4. При наступлении страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам убытков, установленных вступившим в законную силу решением суда, но не превышающем размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.
В случаях, определенных п. 9 комментируемой статьи, страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему убытки арбитражному управляющему, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, в размере произведенной страховщиком страховой выплаты. Имеются в виду случаи, когда убытки причинены вследствие: умышленных действий (бездействия) арбитражного управляющего, выразившихся в нарушении им требований законодательства, стандартов и правил профессиональной деятельности; незаконного получения арбитражным управляющим каких-либо материальных выгод в процессе осуществления возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
5. Несоблюдение арбитражным управляющим требований относительно договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является основанием для исключения его из членов СРО.
Контроль за осуществлением арбитражными управляющими обязательного страхования их ответственности осуществляется СРО.
Статья 25. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Комментарий к статье 25
Статья утратила силу.
Вопросы ответственности арбитражного управляющего урегулированы в ст. 20.4 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 20.4).
Статья 25.1. Компенсационный фонд саморегулируемой организации арбитражных управляющих
Комментарий к статье 25.1
1. Одним из обязательных требований для включения сведений о некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО, а значит, приобретения статуса СРО является наличие компенсационного фонда, сформированного в размере и в порядке, которые установлены комментируемой статьей (абз. 4 п. 2 ст. 21 Закона о банкротстве).
Компенсационный фонд СРО - это обособленное имущество, принадлежащее СРО на праве собственности. Источниками его формирования являются обязательные членские взносы арбитражных управляющих - членов СРО, перечисляемые ими в денежной форме в размере не менее чем 50 тыс. рублей на каждого члена СРО (п. 2 комментируемой статьи), а также доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда СРО (п. 17 комментируемой статьи).
Направления расходования компенсационного фонда должны соответствовать цели его создания (п. 10 комментируемой статьи). Средства компенсационного фонда расходуются а) на осуществление компенсационных выплат в связи с возмещением убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам вследствие нарушения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п. 1 комментируемой статьи), б) на покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда СРО, в том числе на выплату вознаграждения управляющей компании (п. 17 комментируемой статьи). Пунктами 10 - 12 комментируемой статьи предусмотрены ограничения и запреты на расходование компенсационного фонда:
во-первых, не допускается расходование компенсационного фонда на цели, не предусмотренные комментируемой статьей, в том числе на выплату или возврат взносов членам СРО;
во-вторых, не допускается осуществление компенсационной выплаты в размере более чем 25% размера компенсационного фонда, определяемого в соответствии с законодательством РФ на последнюю отчетную дату, предшествующую дате принятия решения суда о взыскании с арбитражного управляющего убытков, по требованию о компенсационной выплате применительно к одному случаю причинения убытков;
в-третьих, на имущество, составляющее компенсационный фонд, не может быть обращено взыскание по обязательствам СРО, а также по обязательствам членов СРО, если такие обязательства не связаны с осуществлением компенсационных выплат, предусмотренных комментируемой статьей.
2. Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено лицом, в пользу которого принято решение о взыскании убытков, только при одновременном наличии следующих условий: а) недостаточность средств, полученных по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего, для возмещения причиненных им убытков; б) отказ арбитражного управляющего удовлетворить требование такого лица или неудовлетворение арбитражным управляющим этого требования в течение 30 рабочих дней с даты предъявления этого требования.
Соответственно, к требованию о компенсационной выплате из компенсационного фонда должны быть приложены следующие документы: а) решение суда о взыскании с арбитражного управляющего убытков в определенном размере; б) документы, подтверждающие осуществление страховой организацией страховой выплаты по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего; в) документ, подтверждающий отказ арбитражного управляющего от удовлетворения требования или направление арбитражному управляющему такого требования, не удовлетворенного им в течение 30 рабочих дней с даты его направления.
Требование о компенсационной выплате из компенсационного фонда может быть предъявлено к: а) СРО, членом которой является арбитражный управляющий, или б) национальному объединению СРО в случае передачи ему имущества, составляющего компенсационный фонд указанной СРО. Так, в соответствии с п. 13 комментируемой статьи имущество, составляющее компенсационный фонд СРО, подлежит передаче национальному объединению СРО в случае исключения сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра СРО или ликвидации некоммерческой организации, имеющей статус СРО.
3. СРО или национальное объединение СРО, если ему передано имущество, составляющее компенсационный фонд СРО, обязаны осуществить компенсационную выплату в течение 60 календарных дней с даты получения соответствующего требования или выдать лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, мотивированный отказ в ее выплате.
СРО, а в соответствующих случаях и национальное объединение СРО, вправе отказать в компенсационной выплате лицу, обратившемуся с требованием о компенсационной выплате, по следующим основаниям: а) убытки возмещены в полном размере за счет страховых выплат; б) арбитражный управляющий не являлся членом данной СРО на дату совершения действий (бездействия), повлекших за собой причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с нарушением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве; в) документы, установленные п. 5 комментируемой статьи, не приложены к требованию о компенсационной выплате.
Компенсационная выплата в денежной форме направляется на счет, указанный в требовании о компенсационной выплате.
4. Пунктами 14 - 23 комментируемой статьи регулируются отношения, связанные с порядком размещения средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста.
Для указанных целей СРО обязана заключить с управляющей компанией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - управляющая компания), со специализированным депозитарием, имеющим лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированный депозитарий), договоры, предусмотренные комментируемой статьей, в срок не позднее чем в течение 90 дней с даты включения сведений о некоммерческой организации в Единый государственный реестр СРО (абз. 15 п. 2 ст. 22 Закона о банкротстве).
Управляющая компания и специализированный депозитарий, с которыми СРО обязана заключать договоры, отбираются по результатам конкурса, проводимого в порядке, установленном внутренними документами СРО (п. 18 комментируемой статьи).
С управляющей компанией заключается договор доверительного управления средствами компенсационного фонда СРО. Со специализированным депозитарием заключается договор об оказании услуг специализированного депозитария.
В соответствии с п. 19 комментируемой статьи коллегиальный орган управления СРО утверждает инвестиционную декларацию компенсационного фонда, в которой определяет условия размещения средств компенсационного фонда. Указанные средства допускается размещать исключительно в те активы, которые определены п. 19 комментируемой статьи (ценные бумаги, денежные средства), и с теми ограничениями, которые предусмотрены п. 20 комментируемой статьи. Кроме того, СРО вправе установить в инвестиционной декларации компенсационного фонда дополнительные требования к составу и структуре его имущества (п. 21 комментируемой статьи).
Управляющая компания, с которой заключен договор доверительного управления средствами компенсационного фонда СРО, обязана в соответствии с Законом о банкротстве (п. 15 комментируемой статьи) и инвестиционной декларацией осуществлять инвестирование средств компенсационного фонда и регулярно отчитываться о своей деятельности перед СРО и органом по контролю (надзору).
Контроль за соблюдением управляющими компаниями правил размещения и требований к инвестированию средств компенсационного фонда осуществляется специализированным депозитарием, который уведомляет СРО и орган по контролю (надзору) обо всех случаях нарушения требований, установленных Законом о банкротстве, к размеру, составу средств компенсационного фонда и порядку их инвестирования.
Нарушение управляющей компанией установленных Законом о банкротстве и инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.
Статья 26. Утратила силу. - Федеральный закон от 30.12.2008 N 296-ФЗ.
Комментарий к статье 26
Статья утратила силу.
Вопросы вознаграждения арбитражного управляющего урегулированы в ст. 20.6 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 20.6).
Статья 26.1. Объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
Комментарий к статье 26.1
1. Нормы комментируемой статьи направлены на дальнейшее развитие самоуправления в сфере антикризисного управления в сфере банкротства. Первым шагом была замена лицензирования деятельности арбитражных управляющих обязательным объединением в саморегулируемые организации. Теперь саморегулируемые организации арбитражных управляющих вправе (но не обязаны) создавать свои объединения.
Среди объединений СРО особо выделяется такой их вид, как национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
СРО не может быть отказано в приеме в члены национального объединения СРО, кроме случая, если такая СРО была исключена из числа членов этого национального объединения и с даты ее исключения прошло менее чем два года (п. 8 комментируемой статьи).
Членство СРО в национальном объединении СРО может быть прекращено в случае ее: а) выхода из национального объединения по собственному заявлению или б) исключения из национального объединения по основаниям, предусмотренным уставом национального объединения (п. 5 комментируемой статьи).
2. Национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих - это объединение СРО, в составе которого более чем 50% всех СРО. Таким образом, по смыслу Закона о банкротстве, только одно объединение СРО может иметь статус национального объединения СРО.
Объединение СРО приобретает статус национального объединения СРО с даты включения сведений о нем в Единый государственный реестр СРО. Для этого необходимо представить в орган по контролю (надзору) документы, указанные в п. 3 комментируемой статьи.
Орган по контролю (надзору) не вправе отказать во включении сведений о национальном объединении СРО в Единый государственный реестр СРО, кроме случаев, когда: а) некоммерческой организацией представлены не все документы, предусмотренные п. 3 комментируемой статьи, и б) в Единый государственный реестр СРО включены сведения об ином национальном объединении СРО.
Закон о банкротстве предусматривает также основания для исключения органом по контролю (надзору) сведений о национальном объединении СРО из Единого государственного реестра СРО. К таким основаниям относятся: а) принятое судом или уполномоченным органом национального объединения решение о его ликвидации и б) уменьшение количества членов национального объединения менее необходимого (т.е. менее чем 50% всех СРО) (п. 6 комментируемой статьи).
3. В национальном объединении СРО формируется коллегиальный орган управления, в состав которого в обязательном порядке включаются представители саморегулируемых организаций - членов национального объединения СРО, а также по одному представителю от органа по контролю (надзору) и регулирующего органа. Кроме того, в состав коллегиального органа управления национального объединения включаются независимые эксперты, представители научных, образовательных общественных организаций, не являющиеся представителями СРО, однако они должны составлять не более чем 25% состава коллегиального органа управления национального объединения.
4. Закон о банкротстве предусматривает определенный перечень прав и обязанностей, которые осуществляются национальным объединением СРО (п. п. 9 - 11 комментируемой статьи).
Так, национальное объединение вправе разрабатывать единую программу подготовки арбитражных управляющих и федеральные стандарты, в том числе в части порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов - арбитражных управляющих. Разработанные национальным объединением федеральные стандарты и единая программа подготовки арбитражных управляющих подлежат утверждению регулирующим органом - Минэкономразвития России (п. 12 комментируемой статьи).
Национальное объединение вправе также представлять интересы саморегулируемых организаций в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; защищать права и законные интересы саморегулируемых организаций; обжаловать в судебном порядке акты и действия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающие права и законные интересы любой саморегулируемой организации или группы саморегулируемых организаций; направлять представителей для участия в комиссиях по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих; осуществлять иные соответствующие целям своей деятельности полномочия.
К обязанностям национального объединения отнесено: обеспечение сохранности переданных ему в соответствии со ст. 25.1 Закона о банкротстве компенсационных фондов саморегулируемых организаций и осуществление соответствующих компенсационных выплат из них; установление перечня обязательных сведений, включаемых саморегулируемой организацией в реестр арбитражных управляющих, и порядка ведения такого реестра; установление порядка и периодичности сбора, обработки и хранения саморегулируемыми организациями информации о деятельности своих членов; информирование органа по контролю (надзору) об изменении состава членов национального объединения, о внесении изменений в учредительные документы национального объединения и об изменении иных касающихся его сведений.
Статья 27. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве
Комментарий к статье 27
1. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве, имеют разные цели: одни направлены на подготовку дела о банкротстве к рассмотрению по существу (процедура наблюдения), другие - на восстановление платежеспособности должника (процедура финансового оздоровления и процедура внешнего управления), третьи - на принудительную ликвидацию имущества должника и удовлетворение требований кредиторов (конкурсное производство), четвертые - на удовлетворение требований кредиторов в соответствии с достигнутым ими и должником соглашением (мировое соглашение).
Из перечисленных процедур только конкурсное производство и его разновидности (упрощенные процедуры банкротства отсутствующего должника и ликвидируемого должника) являются процедурами банкротства, поскольку применяются к должнику, признанному арбитражным судом банкротом. Остальные процедуры, применяемые в деле о банкротстве (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, мировое соглашение), не являются процедурами банкротства, так как применяются к должнику, еще не признанному банкротом.
В Законе о банкротстве отдается предпочтение процедурам, направленным на восстановление платежеспособности должника и его сохранение (финансовому оздоровлению и внешнему управлению), перед процедурой конкурсного производства, направленной на принудительную ликвидацию имущества должника. Это следует, в частности, из п. 1 ст. 53 Закона о банкротстве, в которой указано, что решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (например, исполнением обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьими лицами). Такая целевая установка законодателя, судя по складывающейся до сих пор судебной практике, не оправдывает себя и подвергается критике. Так, в 2008 г. процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должников, проводились в отношении 627 должников. По результатам проведения указанных процедур только в 46 случаях производство по делам было прекращено в связи с погашением задолженности и удовлетворением требований кредиторов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Отчет о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2008 году // Вестник ВАС РФ. 2009. N 5. С. 120.
2. В п. 1 комментируемой статьи процедуры, применяемые в деле о банкротстве должника - юридического лица, изложены в виде закрытого перечня. Это не позволяет расширительно толковать понятие "процедуры, применяемые в деле о банкротстве". В случаях, когда Закон о банкротстве устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников, речь может идти не о новых процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а лишь о применении правил об указанных процедурах с учетом особенностей отдельных категорий должников.
3. В п. 2 комментируемой статьи приводится перечень процедур, применяемых в деле о банкротстве должника-гражданина. По сути, это только процедуры конкурсного производства (включая упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника - ст. ст. 227 - 230 Закона о банкротстве) и мирового соглашения.
В отдельных случаях при рассмотрении дел о банкротстве должника-гражданина допускается применение иных (кроме конкурсного производства и мирового соглашения) процедур. Так, при рассмотрении дел о банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства, банкротство которого регламентируется правилами о банкротстве граждан (п. 2 ст. 20.2 Закона о банкротстве), допускается применение любых процедур, включая наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление (ст. 219 Закона о банкротстве).
Статья 28. Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 28
1. В комментируемой статье определяются источники опубликования сведений о банкротствах; источники финансирования расходов, связанных с опубликованием указанных сведений; сведения, подлежащие обязательному опубликованию; содержание сведений о банкротствах.
2. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с Законом о банкротстве, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - реестр) и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом - Минэкономразвития России. В настоящее время таким изданием, определенным по результатам проведенного конкурса, является газета "Коммерсантъ".
Порядок формирования и ведения указанного реестра, в том числе порядок его формирования в электронной форме, порядок и сроки включения арбитражными управляющими, СРО и органом по контролю (надзору) сведений в реестр, порядок их размещения в сети Интернет, тираж официального издания, периодичность, порядок и срок их опубликования, цены на такие услуги также устанавливаются регулирующим органом.
Сведения, подлежащие размещению в Интернете в соответствии со ст. ст. 221 и 222 Закона о банкротстве, т.е. сведения о СРО, подлежат включению в реестр без опубликования в официальном издании. Регулирующий орган вправе установить иные сведения, подлежащие включению в реестр без опубликования в официальном издании.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Все это должно обеспечивать быстрый и свободный доступ любого заинтересованного лица к содержащимся в реестре сведениям.
3. Сведения о банкротствах подразделяются Законом о банкротстве на те, которые подлежат обязательному опубликованию, и те, которые публикуются по усмотрению арбитражного управляющего.
Обязательному опубликованию подлежат наиболее важные сведения: о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве; об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего; об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника; о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов; об отмене или изменении предусмотренных абз. 2 - 6 п. 3 комментируемой статьи сведений или содержащих указанные сведения судебных актов.
Конкретными статьями Закона о банкротстве предусматриваются и иные случаи, когда сведения о банкротствах подлежат обязательному опубликованию. Например, в п. 4 ст. 163 Закона о банкротстве определено, что в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения сообщение о возобновлении производства по делу о банкротстве должника публикуется арбитражным судом, принявшим решение о возобновлении процедуры, в порядке, предусмотренном комментируемой статьей.
Сведения, подлежащие обязательному опубликованию, могут быть опубликованы наряду с опубликованием в официальном издании в иных средствах массовой информации. Поскольку это связано с дополнительными расходами, арбитражный управляющий должен заручиться решением собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Опубликование иных сведений, в отношении которых не установлено требование об обязательном опубликовании, может быть осуществлено по решению арбитражного управляющего.
4. В случае если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, сведения, подлежащие опубликованию, должны содержать указания, определенные в п. 5 комментируемой статьи, если иное не предусмотрено специальными нормами Закона о банкротстве. Например, п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве определены правила, устанавливающие специальные требования к содержанию объявления о продаже предприятия на торгах.
5. Возмещение расходов, связанных с включением арбитражным управляющим сведений в реестр и их опубликованием, по общему правилу производится за счет имущества должника. Исключения предусмотрены Законом о банкротстве, а также могут быть предусмотрены собранием кредиторов. Так, в случае отсутствия у должника имущества, достаточного для возмещения указанных расходов, соответствующие действия осуществляются за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника производства по делу о банкротстве.
Возмещение расходов, связанных с включением сведений о саморегулируемых организациях в реестр, осуществляется за счет средств саморегулируемой организации.
Возмещение расходов, связанных с опубликованием сведений об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и включением этих сведений в реестр, осуществляется за счет средств такого арбитражного управляющего или средств саморегулируемой организации, членом которой он являлся, с последующим возмещением указанных расходов саморегулируемой организации таким арбитражным управляющим.
Статья 29. Компетенция органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства
Комментарий к статье 29