Характеристика налоговой системы РФ
Налоговая система России представлена совокупностью налогов , сборов , пошлин и других видов платежей , взимаемых в установленном порядке с плательщиков – физических и юридических лиц на территории Российской Федерации. Следует различать несколько видов налогов . Налоги делятся ( по методу их установления )на :
I. прямые
II. косвенные
Первый вид налога устанавливается непосредственно на доход и имущество физических и юридических лиц . К ним относятся : подоходный налог , налог на прибыль , ресурсные платежи , налог на имущество . Вторые же относятся на товары и услуги оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф (система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги , предоставляемые хозяйствующим субъектам и гражданам). К ним относятся : НДС акцизы , таможенные пошлины , налог на операции с ценными бумагами и другие
Также различают деление налогов по территориальной принадлежности :
I. федеральные налоги
II. республиканские налоги
III. местные налоги
Первые взимаются на всей территории РФ (налог на прибыль , НДС , таможенный тариф, акцизы на отдельные виды товаров и другие ) . Вторые устанавливаются законодательными актами РФ , взимаются на всей ее территории , но конкретные ставки налогов определяются либо законами республик , входящих в РФ , либо уполномоченными органами краев , областей , автономий и так далее ( налог на имущество предприятий , лесной доход , сбор за регистрацию предприятий и другие ) . Третьи устанавливаются законами и законодательными актами РФ , но объект налогообложения , налогоплательщики , налоговые ставки и порядок зачисления сумм по земельному налогу определяется Земельным кодексом и Законом РФ «О плате за землю» (земельный налог , сбор за право торговли , налог на рекламу и другие).
Существует классификация видов налогов по объектам налогообложения :
I. налоги на имущество
II. ресурсные налоги (включая земельный налог)
III. налоги на доход или прибыль
IV. налоги с действия (хозяйственные акты , финансовые операции , обороты по реализации )
V. прочие налоги , охватывающие некоторые налоги и разовые сборы .
Данная совокупная классификация позволяет четко определить место того или иного налога в консолидированной схеме налогообложения , что немаловажно при исследовании отдельных частей налоговой системы . Необходимо отметить , что налог на добавленную стоимость играет на сегодняшний день огромное значение для пополнения бюджета Российской Федерации . Поступление от НДС 18%. Это свидетельствует о неизменно возрастающей роли налога на добавочную стоимость в формировании доходов бюджета РФ . Совершенно очевидно, чем выше доля конкретного налога в общей налоговом поступлении , тем более значимым признается этот налог . Из этого следует , что налог на добавленную стоимость является одним из самых значимых налогов в Российской Федерации.
2. Виды финансовых планов, их характеристики.
Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
- Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления,установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ
-Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами.
При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.