Правовые основы проведения аудиторских проверок
Основным документом, регламентирующим аудит на первом уровне в настоящее время является указ Президента РФ № 2263 от 22.12.93 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Этим указом были утверждены и введены в действие “Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации”. Временными правила именуются в связи с тем, что должны действовать до момента принятия закона об аудите.
В этом документе даны основные понятия аудита, цель, права и обязанности аудиторов, порядок их лицензирования и аттестации, форма аудиторского заключения.
Организация государственного регулирования осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Под ее руководством разрабатываются основные документы по аудиту, в частности, 09 февраля 1996 года Протоколом № 1 утвержден и введен в действие “Порядок составления аудиторского заключения”. Этот документ можно рассматривать в качестве прототипа первого российского аудиторского стандарта. В настоящее время аудиторские стандарты также закреплены в Протоколе № 6 от 25декабря 1996 года.
Правительство РФ определяет порядок лицензирования и аттестации аудиторов, а также перечень предприятий, которые должны проходить ежегодный обязательный аудит. Профессиональные объединения аудиторов принимают участие в обсуждениях аудиторских стандартов, разрабатывают кодекс этики аудитора.
Основное содержание “Временных правил аудиторской деятельности РФ”
Под аудиторской деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно—расчетной документации, налоговых деклараций, а также других документов с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности, а равно совершаемых хозяйственных и финансовых операций действующему законодательству.
40. Аудиторское заключение: его форма, содержание и значение.
Аудиторское заключение — это документ, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетатребованиям, установленным нормативными актами, действующими в Российской Федерации.
Форма и содержание аудиторского заключения должны отвечать положениям действующих нормативных актов и Федерального правила (стандарта) № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Основные элементы аудиторского заключения:
§ наименование "аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности";
§ адресат (в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации, как правило, адресуется собственнику аудируемого лица, совету директоров и т.п.);
§ сведения об аудиторе;
§ сведения об аудируемом лице;
§ вводная часть;
§ часть, описывающая объем аудита;
§ часть, содержащая мнение аудитора;
§ дата аудиторского заключения;
§ подпись аудитора.
Сведения об аудиторе включают в себя: организационно-правовую форму аудиторской организации, ее наименование; место нахождения (адрес); номер, дату свидетельства о государственной регистрации; номер, дату, наименование органа, предоставившего аудиторской организации лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок ее действия; членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении.
К сведениям об аудируемом лице относятся: организационно-правовая форма аудируемого лица, его наименование, место нахождения (адрес), номер, дата свидетельства о государственной регистрации.
Вводная часть должна содержать сведения о периоде представления информации в финансовой отчетности, составе этой отчетности (форму № 1 «Бухгалтерский баланс», форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках», приложения к формам № 1, 2, пояснительную записку), разграничении ответственности между аудитором и аудируемым лицом. Ответственность за подготовку финансовой отчетности несет руководство аудируемого лица. Аудитор отвечает за выражение профессионального мнения о степени достоверности финансовой отчет — ности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Часть, описывающая объем аудита, содержит следующую информацию:
§ аудит был проведен в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудитор, иными документами;
§ аудит был спланирован и проведен для обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений;
§ аудит проводился на выборочной основе и включал в себя: а) изучение доказательств на основе тестирования, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности; б) оценку принципов и методов бухгалтерского учета, правил подготовки финансовой отчетности; в) определение главных оценочных значений, представленных в финансовой отчетности; г) оценку общего представления о финансовой отчетности;
§ аудит представляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Часть, содержащая мнение аудитора, раскрывает в установленной форме профессиональное мнение аудитора о степени достоверности проаудированной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Датой аудиторского заключения является дата окончания аудита, так как аудитор несет ответственность за выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности на момент проведения проверки. По другим операциям, которые могут иметь место после окончания аудита, аудитор ответственности не несет.
Аудиторское заключение должно содержать подписи следующих лиц:
§ руководителя аудиторской организации или иного уполномоченного лица;
§ руководителя аудиторской проверки с указанием номера, типа квалификационного аттестата и срока его действия.