Налоговая система и ее элементы
Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.
Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований,
субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами,
органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками,
законодательная база (налоговый кодекс, законы, постановления распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.
Государственный бюджет: принципы построения, доходы и расходы.
Государственный бюджет– это основной финансовый план государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
ь Вмешательство в экономику;
ь Поддержание государственного аппарата управления;
ь Правоохранительные органы и судоустройство;
ь Медицина, здравоохранение и образование;
ь Оборона страны.
Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
Принципами бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
доходы и расходы.Доходные операции обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставлении государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов без привлечения заемных средств или средств, накопленных за предыдущие периоды. Средства органов государственного управления, образуемые за счет доходных операций, состоят из общих доходов и полученных официальных трансфертов.
Общие доходысостоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом. Текущие доходыобразуются за счет налогов и неналоговых поступлений.
Налогипредставляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления.
Государственные расходы являются затратами, связанными с выполнением государством своих функций. Они складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат, обслуживания государственного долга. Расходы - это платежи, не подлежащие возврату, не создающие и не погашающие финансовых требований.
Бюджетный дифицит: виды и методы финансирования
Бюджетный дефицит - это фин. Яв-ие, при кот. наб-ся превышение расходной части бюджета над его доходной частью. Качество самого дефицита может быть различным: а) дефицит может быть связан с необх-ю осуще-ия крупных гос. вложений в развитие эк-ки. Тогда он отражает не кризисное течение общ. процессов, а гос. регулирование эк-ой конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общ. Пр-ва. б) дефициты возникают в рез-те чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода; в) дефицит может отражать кризисные явления в эк-ке, ее развал, неэффективность финансово - кредитных связей, неспособность правит-тва держать под контролем фин. ситуацию в стране. Явление, требующее принятия не только срочных и действенных эк-их мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих полит. решений.Для преодоления бюджетного дефицита необходимо "лечение" самой эк-ки:– направлений бюдж. средств в отрасли нар/хоз. с целью повышения фин. отдачи от каждого бюджетного рубля; – широкое использ. фин. льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного пр-ва;– более широкое сокращение сферы гос. эк-ки и гос. финансирования.– снижение военных расходов; – сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
Государственный долг
Государственный долг это сумма задолженностей государства по ранее выпущенному и непогашенному государственному кредиту, включая проценты по этой задолженности. Величина государственного долга, его динамика отражают состояние экономики и финансов страны. Государственный долг возникает из государственных займов, которые выпускаются центральным правительством, субъектами РФ или местными властями. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.
28. Кредит: сущность, функции, источники. Виды кредита.
Кредит в широком смысле слова – это экономические отношения между физическими или юридическими лицами, возникающие при передаче имущества или денег на условиях возвратности, срочности и платности.
Функции кредита. Кредит как экономическая категория выполняет перераспределительную, «эмиссионную» и контрольную функции.
Перераспределительная функция. С помощью кредита осуществляется перераспределение денежных средств на условиях возвратности между предприятиями, организациями, отраслями, регионами.
Эмиссионная функция предполагает замещение действительных денег кредитными деньгами и кредитными операциями. На основе кредитов происходит своего рода эмиссия денежных знаков, безналичных платежных средств и различных ценных бумаг.
Контрольная функция проявляется в том, что при совершении кредитных операций на действующих предприятиях производится своеобразный контроль за их деятельностью.
Виды.
Коммерческий кредит предоставляется одними хозяйствующими субъектами (фирмы, предприятия, организации) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа.
Вексель – это письменное долговое обязательство, выдаваемое заемщиком (векселедателем) за купленные товары кредитору (векселедержателю), по которому заемщик обязуется уплатить указанную в векселе сумму денег по истечении срока своих обязательств.
Простой вексель имеет форму обычного долгового обязательства (обещание векселедателя уплатить определенному лицу соответствующую сумму денег, указанную в векселе).
Переводной вексель – тратта – представляет собой приказ кредитора заемщику об уплате определенной денежной суммы третьему лицу. При этом кредитор именуется трассантом, заемщик – трассатом, а лицо, которому предоставляется право получения денег, – ремитентом.
Банковский кредит предоставляется банками, а также другими финансово– кредитными учреждениями любым хозяйствующим субъектам (предприятия, организации, частные предприниматели) в виде денежных ссуд.
Потребительский кредит – форма кредитования населения путем продажи потребительских товаров длительного пользования с отсрочкой платежа.
Ипотечный кредит. Этот вид кредита выступает в виде ипотеки, т. е. денежной ссуды, выдаваемой банками на долгосрочный период под залог недвижимости, в основном земли, сооружений, различных строений
Государственный кредит – специфическая система кредитных отношений, в которой государство одновременно выступает в качестве заемщика (должника) и кредитора.
Международный кредит – это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он обычно предоставляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками могут выступать правительства, частные фирмы, акционерные компании.
Лизинг-кредит – это приобретение банком средств производства (машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения) с последующей сдачей их в долгосрочную аренду пользователям.
Факторинг – это передача фирмой права управления своей дебиторской задолженностью банку, который берет на себя обязанности по выполнению с помощью кредита всех финансовых операций данной фирмы, включая бухгалтерские, информационные, рекламные, сбытовые, страховые, кредитные и юридические. За фирмой фактически сохраняется лишь производственная деятельность.
Форфейтинг – разновидность факторинга. Форфейтинг в отличие от факторинга ограничивается преимущественно кредитованием торговых операций. Банк покупает у продавца долговые требования по торговым операциям.
29. Современная банковско-кредитная система. Центральный банк и его функции.
Традиционно банк рассматривается как кредитный и расчетно-кассовый инструмент. Обычно совокупность кредитно-финансовых учреждений называют кредитно-банковской системой.
Банковская система практически во всех странах с развитой рыночной экономикой имеет два уровня (двухуровневая банковская система). Первый уровень образует центральный банк, или совокупность банковских учреждений, выполняющих его функции (например, Федеральная резервная система США). Второй уровень образуют коммерческие банки (частные и государственные). Кроме двух основных можно выделить третий уровень – небанковские кредитно-финансовые учреждения.
Первый уровень банковской системы – Центральный банк Российской Федерации.
Его основными функциями являются:
· эмиссия (выпуск) денежных знаков и организация их обращения;
· хранение государственных золотовалютных резервов;
· общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений;
· предоставление кредитов коммерческим банкам;
· выпуск и погашение государственных ценных бумаг и выполнение расчетных операций для правительства;
· осуществление политики учетных ставок на открытом рынке;
· осуществление зарубежных финансовых операций.
Все эти функции направлены на проведение в стране единой денежной политики; осуществление денежно-кредитного регулирования экономики страны; поддержку покупательной способности рубля путем борьбы с инфляцией и с излишками денежной эмиссии.