Виды экон.кризисов и их особенности

Управление рисками: финансовый риск и финансовый рычаг.

Предпринимательский риск и операционный рычаг.

Антикризисная маркетинговая стратегия.

Оценки бизнеса.

Антикризисная кадровая управленческая стратегия.

ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРИЗИСОВ.

Кризис– это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Причиныкризиса: 1)объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; 2)субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении; 3)природные, обусловленные особенностями климата, землетрясениями и др. Причины кризиса могут быть внешнимии внутренними.Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины – с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия:возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса – может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция.

Существует возможность консервациикризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами.

Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: их причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Виды экон.кризисов и их особенности.

Каждый экономический кризис носит всегда индивидуально-конкретный характер. В то же время во всех экономических кризисах присутствуют в большей или меньшей степени типичные черты.

В наиболее общем виде экономические кризисы можно классифицировать следующим образом.

1. По широте охвата:

а) отдельные (или единичные) экономические кризисы;

б) локальные (или групповые) экономические кризисы -кризисы, охватывающие лишь часть или группу явлений, процессов, субъектов хозяйствования;

в) системные экономические кризисы - кризисы, поражающие всю экономику страны в целом.

2. По уровням экономики:

а) микрокризисы;

б) мезокризисы;

в) макрокризисы;

г) мировой кризис.

3. По характеру возникновения:

а) случайные экономические кризисы;

б) закономерные, в том числе циклические экономические кризисы.

4. По силе воздействия:

а) болезненные экономические кризисы;

б) разрушительные экономические кризисы;

в) катастрофические экономические кризисы.

5. По времени воздействия:

а) краткосрочные экономические кризисы;

б) среднесрочные экономические кризисы;

в) долгосрочные экономические кризисы.

6. По источникам происхождения:

а) внутренние экономические кризисы;

б) внешние экономические кризисы;

в) смешанные из внутренних и внешних источников экономические кризисы;

г) стихийные экономические кризисы - экономические кризисы, развившиеся сами по себе;

д) искусственные экономические кризисы - кризисы, сознательно созданные теми или иными силами с целью ослаблений конкурента и присвоения его ресурсов;

е) смешанные из стихийных и искусственных экономические кризисы.

7. По возможности преодоления:

а) экономические кризисы, преодолимые с помощью внутренних сил;

б) экономические кризисы, преодолимые с внешней помощью или под внешним воздействием;

в) непреодолимые экономические кризисы.

В целом экономические кризисы можно подразделить на две основные группы: регулярные (циклические, или периодические), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные.

Регулярные (циклические, или периодические) экономические кризисы -это кризисы, дающие начало новому воспроизводственному циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для последующего кризиса. Они характеризуются тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности.

Нерегулярные экономические кризисы - это кризисы, которые могут разразиться внутри фаз обычного цикла общественного воспроизводства. Среди них можно выделить промежуточные, частичные, отраслевые и структурные экономические кризисы.

Промежуточный экономический кризис - это кризис, не дающий начала новому циклу, а прерывающий на определенное время течение фазы подъема или оживления.

Частичный экономический кризис - это кризис, охватывающий не всю экономику, а только какую-либо сферу общественного воспроизводства. Одним из видов частичных кризисов являются финансовые кризисы. Финансовый кризис - это глубокое расстройство государственных финансов под воздействием чрезвычайных обстоятельств (экономических, политических, военных).

Отраслевой кризис - это кризис, охватывающий одну из отраслей народного хозяйства.

Структурный кризис отражает нарушение закона пропорционального развития общественного производства. Он выражается в серьезных диспропорциях между отраслями, сопровождающихся недостаточным выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики. Примерами являются энергетический, сырьевой и продовольственный кризисы.

3. Стадии банкротства.

Процедура банкротства физического и юридического лица регламентируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. Моментом ее начала считается подача искового заявления в арбитражный суд по месту нахождения (регистрации) должника. В соответствии со статьей 27 указанного документа, законодательно предусмотрены следующие стадии процесса банкротства:

1. наблюдение;

2. финансовое оздоровление (санация);

3. внешнее управление;

4. конкурсное производство;

5. мировое соглашение.

Проведение полной процедуры признания несостоятельности субъекта включает все приведенные стадии, за исключением мирового соглашения, которое применимо к любому этапу процесса банкротства, но заключается в исключительных случаях.

Наблюдение

Первая стадия банкротства организации, предприятия или иного юридического, либо физического лица, применяемая к должнику направленная на обеспечение сохранности его имущества, заключается в проведении финансового анализа деятельности и состояния должника, с последующим составлением реестра требований конкурсных кредиторов и проведением их первого собрания. Решение о введении данной стадии принимается арбитражным судом вследствие рассмотрения обоснованности требований заявителя. Судом назначается временный управляющий, в функции которого входит наблюдение за работой руководителей предприятия-должника и прочих управляющих органов. При этом, ряд сделок может совершаться только после ознакомления с ними временного управляющего и его письменного согласия. Ликвидация, реорганизация, создание филиалов и иные подобные действия в период наблюдения не осуществляются. Стадия считается завершенной после даты начала финансового оздоровления.

Наши рекомендации