Основных видов продукции
Группировка затрат по назначению, то есть по статьям расходов, указывает, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов продукции в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения. Калькуляция определяет функциональную роль затрат и представляет детальный расчет затрат, связанных с производством определенных видов продукции. Постатейный анализ калькуляций затрат позволяет выделить статьи расходов, по которым возникли наибольшие отклонения, определить их направление и величину.
В процессе анализа себестоимости продукции изучается степень выполнения плана, динамика и структура затрат по отдельным видам продукции на весь объем и на единицу продукции, выявляются причины и факторы изменения себестоимости с учетом выделения условно-переменных и условно-постоянных затрат, а также прямых и косвенных затрат. Такое разделение затрат проводится на основе различных методов учета затрат: direct costing, который разделяет затраты на постоянные и переменные; absorption costing, который разделяет все затраты на прямые и косвенные.
Система учета затрат direct costing (variable costing) позволяет разделить все затраты на переменные, величина которых зависит от изменения объема производства, и постоянные, которые либо не изменяются совсем при изменении объемов производства, либо изменяются, но в зависимости от других факторов, а не от объема производства. Разделение затрат на постоянные и переменные тесно связано с определением точки критического объема производства.
Независимо от учетной политики, принятой на предприятии, метод direct costing необходим в управленческом учете и основывается на учете конкретных затрат.
Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные носит условный характер, поскольку многие виды затрат являются полупеременными (полупостоянными). Однако недостатки условности разделения затрат многократно перекрываются аналитическими преимуществами системы «директ-костинг» (direct costing). Степень реагирования затрат на изменение объема производства может быть оценена с помощью коэффициента реагирования затрат, который рассчитывается по формуле:
К = ∆З/∆V, (8.6)
где ∆З – изменение затрат определенного вида, %;
∆V – изменение объема производства, %,
если коэффициент реагирования затрат имеет значения:
К=0 – затраты постоянные;
0<К<1 – затраты дигрессивные;
К=1 – затраты пропорциональные;
К> 1 – затраты прогрессивные.
В анализе следует особое внимание уделять изучению динамики прогрессивных затрат. Для обеспечения снижения себестоимости и повышения прибыльности продукции необходимо, чтобы темпы снижения дигрессивных затрат превышали темпы роста прогрессивных и пропорциональных расходов.
Важным аспектом анализа постоянных расходов является деление их на полезные и бесполезные («холостые»). Это деление связано с неравномерным изменением производственных ресурсов. Например, предприятие не может приобрести полстанка. В связи с этим затраты растут не непрерывно, а скачкообразно.
В исследовании себестоимости следует провести факторный анализ себестоимости единицы продукции и себестоимости всего объема отдельного вида продукции, оценив влияние физического объема, переменных и постоянных затрат.
Влияние факторов на изменение уровня себестоимости единицы продукции с учетом деления затрат на переменные и постоянные изучают исходя из следующей факторной зависимости:
, (8.7)
где С΄i – себестоимость единицы i-го вида продукции;
Зпостi – абсолютная сумма постоянных затрат;
З΄пе рi – переменные расходы на единицу i-го вида продукции;
Vi – объем производства i-го вида продукции в натуральном выражении.
Факторный анализ себестоимости всего объема продукции проводят по следующей модели:
Сi = Vi * З¢I + Зпост i . (8.8)
Рассмотрим динамику и структуру затрат по статьям калькуляции для нефтеперерабатывающего предприятия на примере затрат по установке АТ-1.
Таблица 8.5 Динамика и структура затрат по установке АТ-1
Статьи затрат | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение | Темп роста, % | ||||||
тыс. руб. | на 1 т переработки нефти | уд. в.,% | тыс. руб. | на 1 т переработки нефти | уд. в., % | тыс. руб. | на 1 т переработки нефти | уд. в., % | ||
Пар технологический | 3,06 | 4,06 | 3895,5 | 2,62 | 2,33 | 1187,5 | -0,44 | -1,73 | 143,85 | |
Реагенты | 0,32 | 0,42 | 520,7 | 0,35 | 0,31 | 237,7 | 0,03 | -0,11 | 183,99 | |
Вода промышленная | 0,20 | 0,27 | 608,5 | 0,41 | 0,36 | 430,5 | 0,21 | 0,10 | 341,85 | |
Сжатый воздух | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,00 | 225,00 | ||||
Электроэнергия | 6,45 | 8,57 | 10950,9 | 7,35 | 6,56 | 5235,9 | 0,90 | -2,01 | 191,62 | |
Зарплата основная и дополнительная | 3,02 | 4,02 | 2,83 | 2,52 | -0,20 | -1,49 | 157,28 | |||
ЕСН | 1,13 | 1,50 | 1450,4 | 0,97 | 0,87 | 451,4 | -0,15 | -0,63 | 145,19 | |
Текущий ремонт | 7,77 | 10,32 | 7915,3 | 5,31 | 4,74 | 1034,3 | -2,45 | -5,58 | 115,03 | |
Амортизация | 0,34 | 0,45 | 2021,2 | 1,36 | 1,21 | 1722,2 | 1,02 | 0,76 | 675,99 | |
Транспортные расходы | 0,08 | 0,11 | 0,06 | 0,05 | -0,03 | -0,06 | 112,33 | |||
Цеховые расходы | 3,63 | 4,82 | 6466,6 | 4,34 | 3,87 | 3252,6 | 0,71 | -0,95 | 201,20 | |
Общезаводские расходы | 24,22 | 32,18 | 65031,1 | 43,66 | 38,97 | 43576,1 | 19,44 | 6,78 | 303,10 | |
Внутризаводская перекачка | 25,03 | 33,26 | 63728,1 | 42,79 | 38,19 | 41553,1 | 17,76 | 4,92 | 287,39 | |
ИТОГО | 75,25 | 166891,3 | 112,05 | 100229,3 | 36,80 | - | 250,35 | |||
в том числе: | ||||||||||
а) переменные б) постоянные | 28209,6 38452,4 | 31,84 43,41 | 42,32 57,68 | 74563,38 92327,92 | 50,06 61,99 | 44,68 55,32 | 46353,8 53875,5 | 18,22 15,58 | 2,36 -2,36 | 264,32 240,11 |
а) прямые б) косвенные | 39,30 35,95 | 52,22 47,78 | 85457,1 81434,2 | 57,38 54,68 | 51,21 48,79 | 50644,1 49585,2 | 18,08 18,72 | -1,02 1,02 | 245,47 255,69 |
Следует отметить, что на данном предприятии стоимость сырья в затратах на содержание установок не учитывается, так как на установке АТ-1 проводится переработка только давальческого сырья. Данные таблицы 8.5 показывают, что производственная себестоимость выработанной продукции увеличилась на 150,35%. Причем по всем статьям калькуляции наблюдается перерасход, что связано с увеличением объёма переработки нефти, ростом стоимости оказанных услуг и тарифов. Анализ структуры затрат по установке АТ-1 показывает, что наибольший удельный вес в производственной себестоимости занимают затраты на внутризаводскую перекачку, общезаводские расходы, затраты на текущий ремонт и электроэнергию. Удельный вес затрат на электроэнергию и пар технологический в отчетном году снизился, соответственно, на 2,01% и 5,58%. Следует отметить, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости приходится на постоянные затраты, доля которых снизилась на 2,36%.
Проведём факторный анализ себестоимости нефтепродуктов установки АТ-1 (таблицы 8.6, 8.7). Особенность анализа связана с тем, что в соответствии с процессом производства затраты формируются в целом по установке, без разбивки по отдельным видам продукции.
Таблица 8.6 Исходные данные для факторного анализа себестоимости
нефтепродуктов установки АТ-1
Показатели | Обозна-чение | Предыдущий год | Отчетный год | Изменение (+/-) |
1. Объем производства, т | V | |||
2. Затраты, всего | З | 166891,3 | 100229,1 | |
в том числе: | ||||
а) постоянные затраты, тыс. руб. | Зпост | 38452,43 | 92327,92 | 53875,49 |
б) переменные затраты, тыс. руб. | Зпер | 28209,57 | 74563,38 | 46353,81 |
3. Сумма переменных затрат на 1 тонну основной продукции, руб./т | З΄пер | 31,84 | 50,09 | 18,24 |
4. Себестоимость одной тонны продукции, руб./т | С΄ | 75,25 | 112,10 | 36,85 |
Таблица 8.7 Оценка влияния факторов на изменение себестоимости нефтепродуктов
V | Зпост | З΄пер | С΄ | Влияние факторов, руб./т | |
Предыдущий год | 38452,43 | 31,84 | 75,25 | ||
V | 38452,43 | 31,84 | 57,67 | - 17,58 | |
Зпост | 92327,919 | 31,84 | 93,86 | + 36,19 | |
З΄пер | 92327,919 | 50,09 | 112,10 | + 18,24 | |
∆Сi = + 36,85 |
Увеличение себестоимости одной тонны продукции установки АТ-1 в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом, составило 36,85 руб. Это произошло в результате роста постоянных затрат, влияние которых составило 36,19 руб./т, или 98,2%, а также повышения суммы удельных переменных затрат на 18,24 руб./т. В то же время рост объема переработки нефти незначительно компенсировал увеличение себестоимости 1 тонны на 17,58 руб.
Необходимо отметить, что группировка затрат по статьям калькуляции различается в соответствии с видом выпускаемой продукции. Так, для предприятий, занимающихся транспортом газа, в себестоимость включаются следующие затраты:
1. Обязательные платежи, связанные с подготовкой, освоением производства и использованием газопровода; плата за воду, забираемую предприятием из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов; затраты на рекультивацию земель.
2. Затраты, обусловленные технологией и обеспечивающие работу основных объектов (газопроводов, компрессорных станций, подземных хранилищ, ГРС и др.):
- материалы, химреагенты, топливо, энергия, инструменты, приспособления, другие средства труда и управления;
- расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов;
- затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость транспорта газа (работ, услуг) в форме амортизационных отчислений на полное восстановление;
- расходы на оплату труда рабочим, руководителям, специалистам и другим категориям работников; отчисления от расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость транспорта газа на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в фонд занятости населения, на обязательное медицинское страхование, социальной поддержки населения, услуги сторонних организаций (аэрофлота, связи, морфлота, автотранспорта, пуско-наладочных работ и т.д.);
- затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;
- предприятия, имеющие в своём составе авиакомпании или другие аналогичные подразделения, относят на себестоимость транспорта газа затраты по содержанию аэродромов, вертолётных площадок в местах ведения работ, охрану самолётов и вертолётов, а также затраты по обслуживанию средств связи экипажей воздушных судов, доставке летного состава и технического персонала на аэродромы и вертолётные площадки, содержание жилья в пунктах прибытия и отправления самолётов и вертолётов.
3. Затраты, связанные с организацией и охраной труда и управлением производством:
- содержание административно-технического персонала производственного предприятия по транспортировке и поставке газа и его структурных подразделений;
- материально-техническое обеспечение и содержание легковых автомобилей;
- расходы на командировки, связанные с производственной деятельностью;
- содержание и обслуживание технических средств управления;
- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;
- оплата услуг банка по выдаче работникам предприятия заработной платы через учреждения банков;
- представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью газотранспортного предприятия;
- расходы по содержанию помещений, предоставляемых бесплатно предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы;
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований, включая расходы по содержанию помещений и инвентаря;
- затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
- расходы, связанные с набором рабочей силы;
- текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
4. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:
- выплата работникам предприятия по транспорту газа средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;
- оплата труда квалифицированных рабочих, не освобожденных от основной работы, по обучению учеников и повышению квалификации рабочих;
- оплата отпусков с сохранением полностью или частично заработной платы работникам, успешно обучающимся в вечерних или заочных высших и средних специальных учебных заведениях, и т.д.
5. Кроме того, на себестоимость транспорта газа относят:
- расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством;
- отчисления в Федеральный и территориальный дорожные фонды;
- земельный налог;
- отчисления в фонд финансирования общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции;
- отчисления в фонды социальной поддержки населения;
- платежи по обязательному страхованию;
- износ по нематериальным активам;
- резерв для покрытия затрат по ликвидации последствий аварий, пожаров и других стихийных бедствий;
- другие виды расходов, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим законодательством.
В себестоимость транспорта газа не включаются, а возмещаются за счёт средств, направляемых:
1. на капитальные вложения:
- затраты на индивидуальное опробование отдельных видов машин и оборудования и на комплексное опробование (вхолостую) всех видов оборудования и технических установок с целью проверки качества их монтажа;
- затраты на шефмонтаж, осуществляемый заводами поставщиками оборудования;
- затраты на содержание дирекции строящихся предприятий, а при её отсутствии – группы технического надзора, а также затраты, связанные с приёмкой новых предприятий и объектов в эксплуатацию;
- затраты по подготовке кадров для работы на вновь вводимом в действие предприятии;
2. за счёт прибыли:
- затраты по созданию новых и совершенствованию применяемых технологий, связанные с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, переоснащением производства;
- затраты по модернизации оборудования, реконструкции основных фондов на объектах;
- затраты по созданию и совершенствованию систем и средств управления;
- затраты по охране здоровья и организации отдыха, не связанные непосредственно с участием работников в производственном процессе;
- затраты по содержанию учебных заведений и оказанию им бесплатных услуг;
- затраты по организации и развитию подсобного сельского хозяйства;
- оплата путёвок на лечение и отдых;
- ценовые разницы по продукции, предоставляемой работникам предприятия или отпускаемой подсобными хозяйствами для общественного питания предприятия;
- налог на имущество предприятия;
3. за счёт виновного:
- устранение недоделок в проектах и строительно-монтажных работах, исправление дефектов оборудования по вине заводов изготовителей и т.д.;
4. за счёт строящегося объекта и результатов хозяйственной деятельности – предпроектные расходы.
Предпроектные расходы по строительству газопроводов-отводов и ГРС, КРП, магистральных газопроводов и КС аккумулируются на расходах будущих периодов с последующим включением в стоимость строящегося объекта при реализации проекта, а в случае его отклонения – на финансовые результаты деятельности предприятия.