Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении. Принятие решений в условиях неопределенности

Управленческие решения - это основной момент всего процесса управления, результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов.

Элементы неопределенности, присущие функционированию и развитию многих экономических процессов, обуславливают по­явление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения).

Это обстоятельство усложняет процесс принятия решений в условиях неопределенности и предопределяет необходимость использования соответствующих методов, которые дают возмож­ность по заданным целям и ограничениям получить приемле­мые для практики (оптимальные или рациональные) управлен­ческие решения.

Для нахождения таких решений применяется специальный показатель потерь, который свидетельствует, насколько выгод­на применяемая нами стратегия в данной конкретной обстанов­ке с учетом степени ее неопределенности.

К числу классических критериев, которые используются при принятии решений в условиях неопределенности, можно отнести: принцип недостаточного обоснования Лапласа; максиминный критерий Вальда; минимаксный критерий Сэвиджа; критерий обобщенного максимина (пессимизма-оптимиз­ма) Гурвица.

Принцип недостаточного обоснования Лапласса используется в случае, если можно предположить, что любой из вариантов обстановки не более вероятен чем другой. Тогда вероятности обстановки можно считать равными и производить выбор реше­ния так же, как и в условиях риска — по минимуму средневзве­шенного показателя риска.

Максиминный критерий Вальда используется в случаях, ког­да требуется гарантия, чтобы выигрыш в любых условиях ока­зывался не менее, чем наибольший из возможных в худших условиях.

Наилучшим решением будет то, для которого выигрыш ока­жется максимальным из всех минимальных при различных ва­риантах условий.

Минимаксный критерий Сэвиджа используется в тех случаях, когда требуется в любых условиях избежать большого риска. В соответствии с этим критерием предпочтение следует от­дать решению, для которого потери максимальные при различ­ных вариантах условий окажутся минимальными.

Этот критерий также относится к разряду осторожных. Од­нако, в отличие от критерия Вальда, который направлен на получение гарантированного выигрыша, критерий Сэвиджа минимизирует возможные потери.

Критерий обобщенного максимина (пессимизма — оптимизма) Гурвица используется, если требуется остановиться м/у ли­нией поведения в расчете на худшее и линией поведения в рас­чете на лучшее.

2. Корпоративная социальная ответственность

В России социально ответственный бизнес находится в начальной стадии своего развития. Благоприятное соц. окружение способствует развитию бизнеса, кот. обеспечивает рабочие места, повышает качество товаров и услуг выплачивает налоги и способствует социально-экономическому развитию страны. Существуют различные определения соц. ответственности:

1. Согласно документам Европейской комиссии: «КСО является концепцией, которая отражает добровольное решение компании участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды»;

2. «Соц. ответственность бизнеса - это добровольный вклад в развитие общества в соц., экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определённого законодательного минимума», - Ассоциация российских менеджеров.

Структура КУ должна строиться на основе идеи о том, что в интересах компании признавать интересы заинтересованных лиц и их вклад в ее долгосрочный успех. Ответственность является одним из принципов КУ ОЭСР: «Система КУ должна признавать предусмотренные законом права заинтересованных лиц и способствовать активному сотрудничеству м/у АО и заинтересованными лицами в целях создания благосостояния, раб. мест и обеспечения устойчивости здоровых с фин. точки зрения предприятий».

Социально ответственная компания: 1. имеет положительное отношение к себе со стороны стейкхолдеров; 2. доверительное отношение с акционерами и работниками компании приводит к понижению возникновения корпоративных конфликтов; 3. принимает активное участие в жизни того района, в котором эта компания расположена, путем оказания спонсорской помощи, благотворительности, участия в природоохранных мероприятиях, создания спроса на местном рынке труда и т.д. Государство, чувствуя поддержку компании в социальных вопросах, снижает давление на компанию, организует меньше проверок деятельности компании, снижает суммы налоговых выплат компании; 4. является более устойчивой, поэтому акционеры поддерживают действия совета директоров, инвестируют больше средств в дальнейшее развитие компании. Устойчивая, динамично развивающаяся компания привлекает инвесторов и с внешнего рынка. Современные инвесторы стремятся к сотрудничеству с социально ответственными компаниями, выдают им займы в крупном размере, на более длит. срок и под малый %. 5. продукция социально ответственной компании отличается высоким качеством и дальнейшим сервисным обслуживанием, поэтому компания имеет постоянных клиентов. 6. стремится к развитию и удовлетворению потребностей своих работников, создает хорошие условия для труда, выплачивает достойную з/п, регулярно повышает ее, учитывая темп инфляции в стране, гарантирует работникам полный «социальный пакет», заботится о ветеранах компании. 7. уделяет значительное внимание развитию собственного персонала.

В системе КУ важное место отводится соц. ответственности, кот. повышает рейтинг компании, дает им конкурентные преимущества при привлечении инвестиций, улучшает качество управления.

Наши рекомендации