Исследование: Вы — это не ваши чувства
Обратите внимание на свои чувства после знакомства с девятью эмоциональными состояниями. Если Вы позволили себе прочувствовать значимость новых фактов, то, вероятно, уже чувствуете себя умиротворенными, открытыми для своих эмоций и уверенными. Если Вы не уверены в своих ощущениях или не заметили перемен, не волнуйтесь. Не забывайте, Вы овладеваете новым умением, поэтому потребуется некоторое время, чтобы достичь высокого уровня. Ведь в подавлении и выражении эмоций Вы практиковались значительно дольше, чем в отпускании. Скоро Вы станете ближе к своим эмоциям, и Вам будет гораздо легче их определять и отпускать.
«Когда я слушала аудиопрограмму в своем грузовике, произошло нечто весьма занятное. Под странные звуки двигателя я завернула на заправочную станцию и остановилась. Зайдя в телефон-автомат, расположенный внутри, я хотела позвонить, чтобы вызвать буксир, но не успела набрать номер, как к телефону подбежал мужчина и закричал „Твой грузовик загорелся!" Схватив огнетушитель, он выскочил на улицу и потушил огонь прежде, чем я успела вымолвить слово. В экстремальных ситуациях я вообще-то сохраняю спокойствие, но в этом случае вела себя как посторонний, наблюдавший за тем, что происходило с кем-то другим». Виктория Минеар, Плезант-Хилл, Калифорния |
Для завершения путешествия по девяти эмоциональным состояниям предлагаю уделить немного времени изучению следующего утверждения: «Эмоции — это всего лишь эмоции. Это не Вы, это не факты, и Вы можете их отпустить». Эта простая фраза выражает суть Седона-Метода. Но что она значит на самом деле?
Первая часть — «Эмоции — это всего лишь эмоции» — может показаться очевидной, однако мало кто из нас ею руководствуется. Мы живем в культуре, которая оперирует эмоциями на каждом из концов широкого спектра. На одном конце спектра мы отрицаем свои эмоции и тот эффект, который они оказывают на наш рациональный мыслительный процесс, здоровье и восприятие жизни. На другом конце мы придаем эмоциям слишком большое значение и слишком много вкладываем в послания, которым сами же придаем некий глубокий смысл.
Есть определенная доля истины в обоих подходах: и в рациональном действии, и в неотрицании своих эмоций. Однако многие из нас и в первом, и во втором подходе теряют себя и свою способность выбирать. В зависимости от того, как наш рациональный разум интерпретирует информацию, поступающую из сенсорных источников, мы беспорядочно мечемся между двумя подходами.
Многие склонны идентифицировать себя со своими эмоциями, как будто наши эмоции и есть мы. Как я упоминал во введении и главе 1, подобное отождествление находит свое отражение и в языке, когда мы говорим, что мы «злые» («are angry»), вместо того, чтобы сказать «я чувствую себя злым» («feel angry»). Именно отождествление с чувствами и усложняет освобождение от них. Зачастую мы стараемся сохранить равнозначность между собой и чувством, ибо нам кажется, что данное чувство и есть мы. Мы верим: «Я чувствую, следовательно, существую».
С точки зрения процесса освобождения это в корне неверно. Вторая часть утверждения — «это не Вы» — напоминает о ложном отождествлении. Советую задуматься над этой фразой и применить ее к себе. Проверьте, проще ли следить, как эмоции вспыхивают и гаснут, в то время как Вы остаетесь неизменными.
Если Вы не уверены, что скрывается под наносным слоем эмоций, позвольте себе пока принять это. Как только Вы познакомитесь с Седона-Методом и начнете применять его в каждодневной жизни, под собственноручно навязанными ограничениями, созданными Вашими эмоциями, Вы обнаружите свою истинную сущность.
Если Вы отождествляете себя с эмоцией, задайте себе вопрос: «Являюсь ли я этим чувством или просто испытываю это чувство?» Этот простой вопрос поможет Вам отделить себя от ложного отождествления. Вы также можете воспользоваться вопросом первого этапа Метода: «Что я чувствую?»; он напомнит вам, что Вы не являетесь тем, что чувствуете. Вы просто испытываете то или иное чувство. А это, в свою очередь, облегчает процесс освобождения.
Теперь мы подошли к следующей части — «это не факты». Вы когда-нибудь полагали, что ваши мысли есть неоспоримый факт действительности? Например, Вы пребывали в полной уверенности, что кто-то хорошо Вам знакомый симпатизирует вам, а на деле выяснялось, что он питает к Вам прямо противоположные чувства. Случалось ли Вам иногда предсказывать плохой исход, когда в действительности все заканчивалось благополучно? Это всего лишь два примера нашего отношения к воздействию собственных чувств. Мы живем в мире предположений, полагая, что оперируем фактами. И наши чувства — истории, которые мы сами придумываем о конкретных восприятиях. Нередко, если не всегда, эти истории возникают после того, как то или иное чувство зародилось в нашем сознании. И мы используем их для того, чтобы объяснить, почему мы чувствуем именно то, что чувствуем.
Отношение к эмоциям как к фактам порождает немало проблем, поскольку мы частенько не осознаем, что руководствуемся предположением, пока не становится слишком поздно. К этому моменту мы уже приняли то, что нам кажется рациональным решением; впоследствии же выясняется, что в его основе лежала непроизвольная эмоциональная реакция.
Последняя часть утверждения делает акцент на словах, Выступающих главной темой данной книги: «Вы можете их отпустить». Чем чаще Вы используете естественную способность освобождаться, тем больше благотворных перемен Вас ожидает в каждом аспекте жизни.