Описание продукции (услуг)
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
АНАЛИЗ РЫНКА
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
ПЛАН СБЫТА
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ
ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
§ наименование проекта;
§ характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:
наименование
организационно-правовая форма
форма собственности
среднесписочная численность
уставной фонд
оборот за последний год
точный почтовый адрес, телефон
банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)
фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.
§ описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела;
§ описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
§ краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
§ описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
§ преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
§ долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
§ тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
§ степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
§ потребностьв инвестициях, направления их использовании, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
§ если заявитель являемся физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
§ наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
§ ключевые экономические показатели эффективности проекта;
§ возможные риски и система страховок.
В случае необходимости (возможности) привлечения иностранных инвесторов резюме составляется как на русском, так и на английском языках. В резюме также отражается степень конфиденциальности изложенной и бизнес-плане информации.
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
§ цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
§ перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
§ события, повлиявшие на развитие предприятия;
§ финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
§ организационная структура и кадровый состав;
§ тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшеевремя и в перспективе;
§ основные достижения предприятия;
§ показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
§ каковы преимущества предприятия;
§ какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие;
§ объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
§ какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции;
§ каковы возможности рекламы;
§ сезонность;
§ как увеличить долю предприятия па рынке;
§ используемые ноу-хау;
§ территориальное расположение клиентов;
§ основные конкуренты и их сильные стороны;
§ уровень технологии;
§ анализ издержек;
§ с какими проблемами сталкивается предприятие;
§ анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);
§ географическое положение предприятия;
§ ближайшие транспортные магистрали.
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
§ функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
§ примеры использования продукции;
§ стоимость в зависимости от объемов производства;
§ технологичность;
§ универсальность;
§ соответствие продукции принятым стандартам;
§ накакой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);
§ требования к контролю качества;
§ требования к подготовке пользователей;
§ требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;
§ имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;
§ патентно-лицензионная защита.
Анализ продукции конкурентов, имеющейся на рынке:
- описание функциональных и потребительских свойств конкурирующих продуктов;
- почему продукты конкурентов пользуются определенным спросом;
- принципы ценообразованияконкурентов;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
Исследования и разработки:
- цели и описание планируемых НИОКР;
- существующие технологические риски;
- технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достиженийвлиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;
- описание концепции развития продукта следующих поколений.
Финансирование:
- принятая концепция ценообразования;
- оптимальные размеры заказов и формы оплаты
- условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;
- уровень запасов;
- производственная кооперация.
АНАЛИЗ РЫНКА
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке за последние 5 лет;
- специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- предполагаемая доля рынка, которую займет продукция предприятия;
- планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- особые цели на рынке.
Характеристика потребителей продукции:
- тип потребителя (покупатели, производители, единичные самостоятельные потребители и т.п.);
- их географическоерасположение;
- их мнение о продукции.
Стратегия продвижения продукции па рынок:
- расчет и обоснованиецепы, цеповая политика;
- система распределения (продаж) в настоящее время и в перепекшие;
- реклама;
- стимулирование сбыта;
- сервисное и гарантийное обслуживание;
- связи с общественностью.
Характеристика конкурентов:
- перечень предприятий - основных конкурентов;
- их сильные и слабые стороны;
- их финансовое положение;
- уровень технологии;
- удельный вес в обороте рынка;
- используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- возможная реакция конкурентов.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности о финансовых ресурсах для его реализации. Описание технологического процесса должно отразить:
§ обеспеченность сырьём, оборудованием, комплектующими, энергией;
§ потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
§ потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;
§ потребность и условия поставки сырья, материалов, комплектующих, производственных услуг, контроль качества и дисциплины поставок;
§ требования к источникам энергии и их доступность;
§ требования к подготовке производства;
§ возможности совершенствования технологии производства;
§ требования к контролю качества на всех этапах производства продукции.
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
§ административный персонал;
§ инженерно-технический персонал;
§ производственный персонал;
§ условия оплаты и стимулирования;
§ условия труда;
§ структура и состав подразделений;
§ обучение персонала;
§ предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
ПЛАН СБЫТА
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- цену продукции;
- методы ценообразования и установления гарантийного срока;
- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- размеры скидок;
- время на сбыт;
- уровень запасов;
- процент потерь;
- условия оплаты (по фату, с предоплатой, в кредит);
- время задержки платежа.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (иди выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантии. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости смет. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь па которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
- изменение курса рубля к доллару;
- перечень и ставки налогов;
- рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);
- формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акции и т.д.
- порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
- балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.