История страхового дела
Страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий обществе иного производства.
Смысл этого термина основан на его корневом значении — «страх». Страх перед стихийными силами природы (наводнениями, землетрясениями, градобитием, пожарами), вызывающими уничтожение имущества, скота, посевов, страх перед грабителями и разбойниками привел к пониманию того, что для устранения последствий природных и социальных катаклизмов необходимо создавать запасы.
Однако создавать их за свой счет было весьма обременительно, поскольку выводило из сферы обращения и потребления значительные средства. Вероятно, в результате поиска способов, обеспечивающих защиту интересов сообществ людей, и родилась поговорка «с миру по нитке — голому рубашка», основанная на солидарной раскладке причиненного вреда между всеми заинтересованными членами сообщества. Причем увеличение числа участвующих в создании этих запасов (резервов) уменьшало вклад каждого из них. Таким образом, возникло страхование, основанное на солидарной «замкнутой раскладке» причиненного ущерба.
С развитием общественных отношений развивалось и страхование. В Римской империи были распространены коллегии, которые наряду с другими целями создавались для «вспоможения» - и по существу выполняли роль похоронных касс. Эта идея «вспоможения» была воспринята и другими народами. В Средние века у германских народов существовали купеческие гильдии, которые образовывались в целях оказания помощи жертвам грабежей, разбоев, погромов и т.п.
Особый этап в формировании страхования был связан с торговым мореплаванием. В ХШ в. широкое распространение получило морское и взаимное страхование. Развитие флотоводства в таких морских странах, как Англия, Франция, Германия, Голландия, привело к появлению в XV в. сводов законодательных постановлений по организации морского страхования. А уже в начале XVI в. там стали появляться первые акционерные компании.
Со временем произошло обособление отдельных видов страхования. К началу XVIII в. существовало уже три самостоятельных вида страхования — морское, страхование от падежа скота и от огня. Промышленный бум в развитых европейских странах способствовал появлению новых рисков, связанных со значительными потерями, что в свою очередь привело к созданию обществ взаимного страхования.
К началу XX в. страховое сообщество многих европейских стран значительно окрепло, расширилось число страховых компаний (во Франции — 20, и Италии — 16).
Параллельно с имущественным, но гораздо меньшими темпами, развивалось и личное страхование.
Наиболее интенсивное развитие страхование получило в первой половине XX в.: возникли его новые виды и формы, было в значительной степени расширено страховое полей снижен риск страховых организаций.
В этот период происходит процесс концентрации страхового капитала и монополизации страхования. Оно становится самостоятельным мощным звеном финансовой системы государства. Средства страховых резервов инвестируются в промышленность, сельское хозяйство, отрасли, определяющие технический прогресс, расходуются на реализацию различных социально-экономических программ.
К середине XX в. в мире образовались мощные страховые корпорации и синдикаты. Одна т самых крупных — корпорация «Ллойд». объединяющая около 30 тыс. частных страховых компаний.
К концу XX в. значительный объем капиталовложений в развитие различных отраслей хозяйства распределялся через систему страхования. Так, только в промышленность и сельское хозяйство страны Европы мобилизовали через страхование до 30% общего объема капиталовложений.
Страхование в дореволюционной России. Первые зачатки страхования на Руси обнаруживаются в памятнике древнерусского права «Русская правда», в котором установлен принцип разложения убытков на округу за убийство при непоимке преступника.
В середине XVII в. этот принцип был закреплен в Соборном Уложении (1649 г.). В соответствии с Уложением выкуп плененных в результате набегов российских подданных осуществлялся за счет царской казны, которая затем пополнялась путем обязательных ежегодных сборов с населения по твердым ставкам, образующим этот фонд. По сути был разработан механизм, который и сегодня применяется в государственном обязательном страховании.
Однако почти до конца XVIII в. в Российской империи отечественной специализированной страховой организации не было. Первым предприняло попытку создать в империи систему страхования именно государство.
При учреждении Государственного заемного банка манифестом Екатерины II от 28 июня 17S6 г. ему было предоставлено право «принимать на свой страх и риск каменные домы и фабрики», для чего и создало при банке для обеспечения залога недвижимости Государственную страховую экспедицию для страхования товаров и строений от огня. Страховые операции экспедиции ограничивались избранными рисками — страховали каменные дома и фабрики, страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости, тариф премий был одинаков для всех — 1,5% страховой суммы. Эта экспедиция действовала в основном в интересах казны, а не клиента, поэтому и не имела особого успеха. Объем ее операций был невелик. В I822 г. Государственная страховая экспедиция была закрыта.
В 1797 г. для страхования товаров правительство открыло Страховую контору при Ассигнационном банке, которая просуществовала совсем не долго, до 1805 г.
Таким образом, попытка создать взаимное страхование под государственным контролем успеха не имела.
Новый импульс для развития страхования дала война 1812 г., уничтожившая в пожарах Москву, как тогда говорили, до копеечной свечки. Да и вообще, огонь был страшным бичом для деревянной России. Спасением в этой ситуации могло стать страхование, которое при его достаточном развитии и обеспечении было способно приносить хорошую прибыль.
Эту сторону страхования первыми заметили банкиры. И в результате в 1822 г. пять санкт-петербургских домов во главе с бароном Л.И. Штиглицем создали проект страховой акционерной компании «С.-Петербургский Феникс», но этот проект реализован не был.
Первая специализированная страховая организация была создана в Российской империи в 1827 г. указом Николая I. Российское страховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн. руб. начало свою деятельность, получив от правительства 20-летнее монопольное право на совершение страховых сделок в ряде основных губерний и освобождение от налогов. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела.
В 1835 г. возникло второе Российское страховое от огня общество, также получившее от правительства льготы — 12-летнюю монополию в 40 губерниях; оно также просуществовало до 1918 г. А затем появились товарищество «Саламандра», акционерные страховые общества «Русское», Коммерческое, Варшавское, «Русский Ллойд», Северное, «Якорь», «Волга» и др.
В 1835 г. в России было организовано личное страхование (акционерное страховое общество «Жизнь»), к 1839 г. — страхование животных, в 1831 — страхование от града в Прибалтийском крае, в 1844 г. было учреждено Российское общество морского, речного и сухопутного страхования.
Крупные шагом в формировании инфраструктуры общероссийского страхового рынка во второй половине XIX в, стала организация обществ взаимного страхования. Взаимные общества не несли затраты на содержание аппарата и многочисленных агентов, в связи с чем они были способны при тех же выплатах пострадавшим или значительно понижать страховые тарифы или использовать часть собранных средств на профилактику страховых случаев. Особенно возрастали эти преимущества при введении обязательного страхования: расширялось страховое поле, а соответственно увеличивались сборы даже при понижении тарифов. Взаимные общества направляли часть прибыли (превышение доходами расходов) на дальнейшее развитие страхового дела.
В 1861 г. был издан указ Александра II об учреждении городских взаимных страховых обществ, а в 1862 г. начало действовать Санкт-Петербургское взаимное общество страхования от огня, и примерно через год — Московское. В 1864 г. такие же общества начали работу в Туле и Полтаве.
К концу XIX в. деятельность взаимных обществ страхования охватила практически всю Россию. Однако проблемой для них оставалась незначительность страхового поля, что обусловливало неустойчивость операций. При этом акционерные общества отказались вступать в перестраховочные отношения со взаимными обществами. Это подтолкнуло последние к созданию собственных союзов, и I июля 1890 т. начал действовать Пензенский союз обществ взаимного от огня страхования, который в 1909 г. был преобразован в Российский союз обществ взаимного от огня страхования.
Большую роль в истории российского страхования сыграли земства — выборные органы местного самоуправления, введенные законом 1864 г. В ведении земств кроме народного просвещения, здравоохранения, строительства дорог находилась и организация земского страхования, в частности страхования жизни при создании в 1890 г. пенсионных касс.
В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, введенный Екатериной II в 1786 г.
Сразу же после снятия данного запрета в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. в России была разрешена деятельность французского страхового общества «Урбен» и американскою «Эквитебл». Иностранные страховые общества специализировались на заключении договоров личного страхования с населением. Вместе е тем параллельно достаточно быстрыми темпами развивались операции перестрахования рисков на международном рынке страховых услуг, где основными перестраховщиками для России выступали Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестраховочные общества.
Доля иностранною капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%. Иностранные страховые общества контролировались Министерством внутренних дел, а подчинялись общей системе государственного страхового надзора. Прежде чем начать свою деятельность, они должны были внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс. руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступлений страховых платежей.
Таким образом, к концу XIX в. в Российской империи существовала система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых обществах, а также государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих, железнодорожников и сельских хозяйств в неземских губерниях. Страховое дело развивалось, В 1902 г. был принят закон, предоставивший возможность земствам заключать между собой договоры о взаимном перестраховании рисков. С 1905 г. договоры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государственные сберегательные кассы, а в 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд руб.
В 1913 г. большинство обществ объединились в Российский союз обществ взаимного страхования от огня. Доля взаимного страхования в общем объеме поступающих страховых взносов в России в 1915 г. составляла 6,7%. В дальнейшем получило развитие взаимное морское и речное страхование.
Российское законодательство начала XX в. регулировало величину отчислений в резервы в размере не ниже 40% полученных за год премий. На конец 1915 г. в целом по отечественным акционерным и иностранным страховым обществам резерв премий составлял около 340 млн руб. Из них по личному страхованию — 260 млн руб., по имущественному — около 80 млн руб.
Страхование в советской России. В 1918 г. правительство РСФСР национализировало страховое дело, аннулировало страховые договоры, в том числе полисы по личному страхованию.
23 марта 1918 г В И. Ленин подписал Декрет Совета народных комиссаров «Об установлении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Был организован Совет по делам страхования, аппаратом которого стал Комиссариат по делам страхования, возглавляемый комиссаром. В соответствии с Декретом дивиденды, начисленные за 1917 г. акционерам акционерных страховых обществ и пайщиков, были конфискованы в доход государства. Акционерная форма страхования была упразднена. Кроме того, были ликвидированы все частные страховые компании. Были сохранены лишь кооперативные организации по взаимному страхованию товарно-материальных ценностей.
Земское и взаимное страхование было преобразовано в советско-народное и перешло в ведение страховых органов исполнительных комитетов местных советов и совнархозов. Личным страхованием граждан стали заниматься сберегательные кассы Народного банка РСФСР, в частности долгосрочным страхованием жизни, а имущественное страхование проводил пожарно-страховой отдел при Всероссийском совете народного хозяйства.
Согласно Декрету Совнаркома от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела и Российской Республике* страхование объявлялось государственной монополией и достоянием Республики.
В условиях Гражданской войны в декабре 1920 г. временно были прекращены операции личного страхования.
Страхование в России начало возрождаться только в условиях нэпа в 20-е годы. Монополия на страхование теперь принадлежала государству. Отчисления Госстраха в бюджет государства составляли 95% суммы ежегодной прибыли. В 1922 г. система государственного страхования перешла на хозрасчет, и это положительно сказалось на развитии страхования в 20-е годы.
В 1921 г. декретом Совнаркома в России было возобновлено государственное имущественное страхование, и прежде всего добровольное. Обязательное имущественное страхование вводилось постепенно, ив 1934 г. число его объектов было увеличено, повышено страховое обеспечение, восстановлено добровольное имущественное страхование граждан.
4 апреля 1940 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об обязательном окладном страховании», определившем принципы обязательного имущественного страхования.
В 1947 г из состава Госстраха было выделено в качестве самостоятельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) в целях обеспечении страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.
В 1948 г. вышло Положение о главном управлении государственного страхования, в СССР и его органах на местах, в котором были закреплены монополия Госстраха на проведение страховых операций в стране, основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государственного страхования.
В 1958 г. организационные основы страхования были значительно изменены, страховое дело было передано в ведение министерств финансов союзных республик, де-факто государственная монополия на проведение в стране страховых операции Госстрахом отменилась, поскольку об этом уже не упоминалось в указанном Положении, но де-юре она продолжала су шествовать.
В 60—80-е гг. в страховании усилились тенденции к совершенствованию добровольного страхования.
В 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР», положивший начало демонополизации страхового дела в России. Стали появляться первые акционерные страховые общества. Для функционирования страховых организаций и компаний, в том числе и негосударственных, были созданы новые условия.
В настоящее время в Российской Федерации действуют более ]3 000 акционерных страховых обществ, а также ассоциация страховых организаций. Операции государственного имущественного страхования и государственного личного страхования осуществляет Российская государственная страховая компания — Росгосстрах.
Страхование при переходе к рынку. Конец 80-х и 90-е годы XX в. характеризовались радикальными переменами в формировании страховой политики государства. Изменения в социально-экономическом и политическом устройстве общества обусловили демонополизацию страхования, которая проявилась в обеспечении государством условий для создания негосударственных страховых организаций, расширения сферы страховых услуг и совершенствования условий страхования.
Страховым организациям республик, областей, городов было предоставлено право проводить кроме единых по стране региональные виды страхования. Государственные страховые организации субъектов Российской Федерации были наделены правом осуществлять страховые операции, проведение которых ранее признавалось прерогативой Ингосстраха. В настоящее время ряд функций, возложенных ранее на Ингосстрах, принимают на себя многие акционерные страховые общества.
В стране созданы страховые общества с участием иностранного капитала, обеспечена возможность образования дочерних обществ иностранных страховых организаций, аккредитования представительств зарубежных и формирования отечественных перестраховочных и брокерских фирм.
В настоящее время крупнейшим страховщиком на страховом рынке продолжает оставаться Российская государственная компания (Росгосстрах). Наряду с традиционными и новыми видами страхования Росгосстрах осуществляет и перестрахование рисков.
Бесспорным лидером на российском страховом рынке является Ингосстрах, который в 1983 г. был преобразован в Страховое акционерное общество СССР, а в 1992 г. — открытое акционерное общество.
Однако неразвитость страховою рынка, отсутствие опыта страховой деятельности в условиях рыночных отношений, несовершенство правовой базы, глубокий системный кризис экономики России в период 1995—1998 гг. не позволили занять страхованию надлежащее место ни в системе защиты населения и хозяйствующих субъектов, ни в финансовой системе государства. К значительному спаду страховой деятельности привел финансовый кризис 1998 т.
С учетом того, что страхование играет в экономике страны важнейшую роль, в 1998—1999 гг. был принят ряд директивных документов и нормативных актов различного уровня, посвященных стабилизации и развитию экономики в целом и системы страхования в частности.
9.2. Экономическое содержание страхования
Экономическая категория страхования входит составной частью в категорию финансов. Однако если финансы в целом связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
Особенности экономической категории страхования. Для определения экономического содержания страхования можно выделить специфические признаки, характеризующие отличительные черты этой категории:
1)при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления непредвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой возможность нанесения материального или иного ущерба экономическим субъектам;
2)при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких отношений обусловлено тем, что случайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, которые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъектами. Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника;
3) страхование предусматривает перераспределение ущерба в пространстве и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуется большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно;
4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность
средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение — возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определи итого периода. Поэтому сумма страховых платежей не подлежит возврату при отсутствии непредвиденных и неблагоприятных событий. Исходя из этого можно дать следующее определение.
Страхование — это совокупность экономических отношений, возникают их на основе замкнутого безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий.
Экономическая категория страхования проявляется на практике как их методов формирования и использования страхового фонда. Есть и другие методы — централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых резервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Децентрализованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.
Экономическая необходимость использования именно категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами организаций и тем более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность юридических лиц и домохозяйств граждан создает объективные условия страхования соответствующих объектов.
В условиях плановой экономики, котла государственные предприятия не имели экономической самостоятельности и государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было острой необходимости использовать страхование в качестве особого метода защиты имущества и доходов указанных предприятий. Переход к рыночной экономике делает страхование необходимым.
Страхование также связано с возмещением материального ущерба и потерь в семейных доходах.
Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудоспособностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения после получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или другого члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего общества. Поэтому страхование этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет общества, т.е. за счет финансовых ресурсов граждан и работодателей. Уровень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества. Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования определенный, минимально возможный жизненный уровень семей посредством полного или частичного возмещения потерь доходов.
Для того чтобы граждане имели возможность помимо выплат и льгот по социальному страхованию удовлетворять свои социальные потребности, широко проводится личное страхование, страховые взносы по которому уплачиваются за счет семейных доходов.
По личному страхованию, как и по социальному, происходит возмещение материального ущерба и оказывается денежная помощь гражданам и их семьям, позволяющая полностью или частично преодолеть потери в доходах в связи с утратой здоровья застрахованным лицом или наступлением смерти члена семьи.
В качестве объекта страхования может выступать и ответственность организаций или граждан, связанная с возможностью нанесения ими вреда другим лицам или другими обязательствами. Потребность в возмещении понесенных потерь порождает необходимость страхования ответственности,
Функции страхования. Сущность страхования проявляется в его функциях, позволяющих выявить особенности страхования в составе финансов. Известно, что категория финансов выражает свою сущность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в двух функциях, присущих страхованию, — рисковой и предупредительной.
Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим экономическим субъектам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение финансовых ресурсов среди участников страхования в связи с последствиями случайных событии. Страхование выполняет также предупредительную функцию, связанную с использованием части средств страхового фонда на уменьшение степени и последствий страхового риска.
Восстановительная (защитная) функция состоит в том, что при наступлении страхового случая осуществляется возмещение ущерба, причиненного застрахованному лицу, за счет страхового фонда.
Сберегательная функция (накопительная) проявляется в накоплении страховых взносов конкретного страхователя в целях получения накопленной суммы при наступлении определенной даты (достижения совершеннолетия, пенсионного возраста и др.) либо определенного события (бракосочетания).
Наряду со свойственными страхованию специфическими функциями оно выполняет и общую функцию, присущую финансам в целом, — контрольную, которая заключается в государственном контроле за строгим целевым формированием и использованием средств страхового фонда, а также реализацией перечисленных функций страхования. В соответствии с этой функцией на основании законодательных и иных нормативных актов государственный орган (Федеральная служба страхового надзора) осуществляет финансовый страховой контроль и надзор за правильным проведением страховых операций.