История страхового дела

Страхование, как и собственность, обмен, рынок, является одной из древнейших категорий обществе иного производства.

Смысл этого термина основан на его корневом значении — «страх». Страх перед стихийными силами природы (наводнениями, землетрясе­ниями, градобитием, пожарами), вызывающими уничтожение имущества, скота, посевов, страх перед грабителями и разбойниками привел к пони­манию того, что для устранения последствий природных и социальных катаклизмов необходимо создавать запасы.

Однако создавать их за свой счет было весьма обременительно, посколь­ку выводило из сферы обращения и потребления значительные средства. Вероятно, в результате поиска способов, обеспечивающих защиту интересов сообществ людей, и родилась поговорка «с миру по нитке — голому рубашка», основанная на солидарной раскладке причиненного вреда между всеми заинтересованными членами сообщества. Причем увеличение числа уча­ствующих в создании этих запасов (резервов) уменьшало вклад каждого из них. Таким образом, возникло страхование, основанное на солидарной «зам­кнутой раскладке» причиненного ущерба.

С развитием общественных отношений развивалось и страхова­ние. В Римской империи были распространены коллегии, которые наряду с другими целями создавались для «вспоможения» - и по суще­ству выполняли роль похоронных касс. Эта идея «вспоможения» была воспринята и другими народами. В Средние века у германских наро­дов существовали купеческие гильдии, которые образовывались в це­лях оказания помощи жертвам грабежей, разбоев, погромов и т.п.

Особый этап в формировании страхования был связан с торго­вым мореплаванием. В ХШ в. широкое распространение получило морское и взаимное страхование. Развитие флотоводства в таких морских странах, как Англия, Франция, Германия, Голландия, при­вело к появлению в XV в. сводов законодательных постановлений по организации морского страхования. А уже в начале XVI в. там стали появляться первые акционерные компании.

Со временем произошло обособление отдельных видов страхования. К началу XVIII в. существовало уже три самостоятельных вида страхования — морское, страхование от падежа скота и от огня. Про­мышленный бум в развитых европейских странах способствовал появлению новых рисков, связанных со значительными потерями, что в свою очередь привело к созданию обществ взаимного страхования.

К началу XX в. страховое сообщество многих европейских стран значительно окрепло, расширилось число страховых компаний (во Франции — 20, и Италии — 16).

Параллельно с имущественным, но гораздо меньшими темпами, развивалось и личное страхование.

Наиболее интенсивное развитие страхование получило в первой половине XX в.: возникли его новые виды и формы, было в значи­тельной степени расширено страховое полей снижен риск страхо­вых организаций.

В этот период происходит процесс концентрации страхового ка­питала и монополизации страхования. Оно становится самостоятель­ным мощным звеном финансовой системы государства. Средства страховых резервов инвестируются в промышленность, сельское хо­зяйство, отрасли, определяющие технический прогресс, расходуют­ся на реализацию различных социально-экономических программ.

К середине XX в. в мире образовались мощные страховые корпо­рации и синдикаты. Одна т самых крупных — корпорация «Ллойд». объединяющая около 30 тыс. частных страховых компаний.

К концу XX в. значительный объем капиталовложений в разви­тие различных отраслей хозяйства распределялся через систему стра­хования. Так, только в промышленность и сельское хозяйство стра­ны Европы мобилизовали через страхование до 30% общего объема капиталовложений.

Страхование в дореволюционной России. Первые зачатки страхо­вания на Руси обнаруживаются в памятнике древнерусского права «Русская правда», в котором установлен принцип разложения убыт­ков на округу за убийство при непоимке преступника.

В середине XVII в. этот принцип был закреплен в Соборном Уложении (1649 г.). В соответствии с Уложением выкуп плененных в результате набегов российских подданных осуществлялся за счет цар­ской казны, которая затем пополнялась путем обязательных ежегод­ных сборов с населения по твердым ставкам, образующим этот фонд. По сути был разработан механизм, который и сегодня применяется в государственном обязательном страховании.

Однако почти до конца XVIII в. в Российской империи отече­ственной специализированной страховой организации не было. Пер­вым предприняло попытку создать в империи систему страхования именно государство.

При учреждении Государственного заемного банка манифестом Екатерины II от 28 июня 17S6 г. ему было предоставлено право «принимать на свой страх и риск каменные домы и фабрики», для чего и создало при банке для обеспечения залога недвижимости Государственную стра­ховую экспедицию для страхования товаров и строений от огня. Стра­ховые операции экспедиции ограничивались избранными рисками — страховали каменные дома и фабрики, страховая сумма не должна была превышать 75% стоимости недвижимости, тариф премий был одинаков для всех — 1,5% страховой суммы. Эта экспедиция действовала в основ­ном в интересах казны, а не клиента, поэтому и не имела особого успе­ха. Объем ее операций был невелик. В I822 г. Государственная страхо­вая экспедиция была закрыта.

В 1797 г. для страхования товаров правительство открыло Стра­ховую контору при Ассигнационном банке, которая просуществова­ла совсем не долго, до 1805 г.

Таким образом, попытка создать взаимное страхование под госу­дарственным контролем успеха не имела.

Новый импульс для развития страхования дала война 1812 г., уничтожившая в пожарах Москву, как тогда говорили, до копеечной свечки. Да и вообще, огонь был страшным бичом для деревянной России. Спасением в этой ситуации могло стать страхование, кото­рое при его достаточном развитии и обеспечении было способно приносить хорошую прибыль.

Эту сторону страхования первыми заметили банкиры. И в ре­зультате в 1822 г. пять санкт-петербургских домов во главе с бароном Л.И. Штиглицем создали проект страховой акционерной компании «С.-Петербургский Феникс», но этот проект реализован не был.

Первая специализированная страховая организация была создана в Российской империи в 1827 г. указом Николая I. Российское стра­ховое от огня общество с объявленным капиталом в 10 млн. руб. нача­ло свою деятельность, получив от правительства 20-летнее монополь­ное право на совершение страховых сделок в ряде основных губерний и освобождение от налогов. Это общество просуществовало в России 90 лет и внесло крупный вклад в становление страхового дела.

В 1835 г. возникло второе Российское страховое от огня общество, также получившее от правительства льготы — 12-летнюю монополию в 40 губерниях; оно также просуществовало до 1918 г. А затем появи­лись товарищество «Саламандра», акционерные страховые общества «Русское», Коммерческое, Варшавское, «Русский Ллойд», Северное, «Якорь», «Волга» и др.

В 1835 г. в России было организовано личное страхование (акци­онерное страховое общество «Жизнь»), к 1839 г. — страхование животных, в 1831 — страхование от града в Прибалтийском крае, в 1844 г. было учреждено Российское общество морского, речного и сухопут­ного страхования.

Крупные шагом в формировании инфраструктуры общероссийского страхового рынка во второй половине XIX в, стала организа­ция обществ взаимного страхования. Взаимные общества не несли затраты на содержание аппарата и многочисленных агентов, в связи с чем они были способны при тех же выплатах пострадавшим или значительно понижать страховые тарифы или использовать часть собранных средств на профилактику страховых случаев. Особенно возрастали эти преимущества при введении обязательного страхова­ния: расширялось страховое поле, а соответственно увеличивались сборы даже при понижении тарифов. Взаимные общества направля­ли часть прибыли (превышение доходами расходов) на дальнейшее развитие страхового дела.

В 1861 г. был издан указ Александра II об учреждении городских взаимных страховых обществ, а в 1862 г. начало действовать Санкт-Петербургское взаимное общество страхования от огня, и примерно через год — Московское. В 1864 г. такие же общества начали работу в Туле и Полтаве.

К концу XIX в. деятельность взаимных обществ страхования охвати­ла практически всю Россию. Однако проблемой для них оставалась не­значительность страхового поля, что обусловливало неустойчивость опе­раций. При этом акционерные общества отказались вступать в перестра­ховочные отношения со взаимными обществами. Это подтолкнуло пос­ледние к созданию собственных союзов, и I июля 1890 т. начал действо­вать Пензенский союз обществ взаимного от огня страхования, который в 1909 г. был преобразован в Российский союз обществ взаимного от огня страхования.

Большую роль в истории российского страхования сыграли зем­ства — выборные органы местного самоуправления, введенные за­коном 1864 г. В ведении земств кроме народного просвещения, здра­воохранения, строительства дорог находилась и организация земс­кого страхования, в частности страхования жизни при создании в 1890 г. пенсионных касс.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ, введенный Екатериной II в 1786 г.

Сразу же после снятия данного запрета в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. в России была разрешена деятельность французского страхового общества «Урбен» и американскою «Эквитебл». Иностранные страховые общества специализировались на заключении договоров личного страхо­вания с населением. Вместе е тем параллельно достаточно быстрыми тем­пами развивались операции перестрахования рисков на международном рынке страховых услуг, где основными перестраховщиками для России выступали Мюнхенское, Кельнское, Швейцарское (Цюрих) перестрахо­вочные общества.

Доля иностранною капитала в страховом деле в 1890 г. составляла 24,4%. Иностранные страховые общества контролировались Министер­ством внутренних дел, а подчинялись общей системе государственного страхового надзора. Прежде чем начать свою деятельность, они должны были внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс. руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% по­ступлений страховых платежей.

Таким образом, к концу XIX в. в Российской империи существо­вала система страхования в российских и иностранных акционерных страховых обществах, городских взаимных и земских страховых об­ществах, а также государственное страхование (пенсионные кассы) для горнорабочих, железнодорожников и сельских хозяйств в незем­ских губерниях. Страховое дело развивалось, В 1902 г. был принят закон, предоставивший возможность земствам заключать между со­бой договоры о взаимном перестраховании рисков. С 1905 г. догово­ры страхования жизни с вкладчиками стали заключать государствен­ные сберегательные кассы, а в 1913 г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущество на сумму 21 млрд руб.

В 1913 г. большинство обществ объединились в Российский союз обществ взаимного страхования от огня. Доля взаимного страхования в общем объеме поступающих страховых взносов в России в 1915 г. состав­ляла 6,7%. В дальнейшем получило развитие взаимное морское и речное страхование.

Российское законодательство начала XX в. регулировало величину отчислений в резервы в размере не ниже 40% полученных за год премий. На конец 1915 г. в целом по отечественным акционерным и иностран­ным страховым обществам резерв премий составлял около 340 млн руб. Из них по личному страхованию — 260 млн руб., по имущественному — около 80 млн руб.

Страхование в советской России. В 1918 г. правительство РСФСР национализировало страховое дело, аннулировало страховые договоры, в том числе полисы по личному страхованию.

23 марта 1918 г В И. Ленин подписал Декрет Совета народных ко­миссаров «Об установлении государственного контроля над всеми вида­ми страхования, кроме социального». Был организован Совет по делам страхования, аппаратом которого стал Комиссариат по делам страхования, возглавляемый комиссаром. В соответствии с Декретом дивиденды, начисленные за 1917 г. акционерам акционерных страховых обществ и пайщиков, были конфискованы в доход государства. Акционерная форма страхования была упразднена. Кроме того, были ликвидированы все част­ные страховые компании. Были сохранены лишь кооперативные органи­зации по взаимному страхованию товарно-материальных ценностей.

Земское и взаимное страхование было преобразовано в советско-народное и перешло в ведение страховых органов исполнительных ко­митетов местных советов и совнархозов. Личным страхованием граждан стали заниматься сберегательные кассы Народного банка РСФСР, в частности долгосрочным страхованием жизни, а имущественное стра­хование проводил пожарно-страховой отдел при Всероссийском совете народного хозяйства.

Согласно Декрету Совнаркома от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела и Российской Республике* страхование объявлялось го­сударственной монополией и достоянием Республики.

В условиях Гражданской войны в декабре 1920 г. временно были прекращены операции личного страхования.

Страхование в России начало возрождаться только в условиях нэпа в 20-е годы. Монополия на страхование теперь принадлежала государству. Отчисления Госстраха в бюджет государства составляли 95% суммы ежегодной прибыли. В 1922 г. система государственного страхования перешла на хозрасчет, и это положительно сказалось на развитии страхования в 20-е годы.

В 1921 г. декретом Совнаркома в России было возобновлено государственное имущественное страхование, и прежде всего добро­вольное. Обязательное имущественное страхование вводилось по­степенно, ив 1934 г. число его объектов было увеличено, повышено страховое обеспечение, восстановлено добровольное имущественное страхование граждан.

4 апреля 1940 г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об обязательном окладном страховании», определившем принципы обязательно­го имущественного страхования.

В 1947 г из состава Госстраха было выделено в качестве самостоя­тельного юридического лица Управление иностранного страхования СССР (Ингосстрах) в целях обеспечении страхового покрытия внешнеторговых обязательств государства.

В 1948 г. вышло Положение о главном управлении государственно­го страхования, в СССР и его органах на местах, в котором были закреп­лены монополия Госстраха на проведение страховых операций в стра­не, основные страховые операции, определены методы руководства и контроля за деятельностью Госстраха со стороны Министерства финансов СССР, права и обязанности каждого звена системы государствен­ного страхования.

В 1958 г. организационные основы страхования были значительно изменены, страховое дело было передано в ведение министерств финан­сов союзных республик, де-факто государственная монополия на прове­дение в стране страховых операции Госстрахом отменилась, поскольку об этом уже не упоминалось в указанном Положении, но де-юре она про­должала су шествовать.

В 60—80-е гг. в страховании усилились тенденции к совершенствова­нию добровольного страхования.

В 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР», положив­ший начало демонополизации страхового дела в России. Стали по­являться первые акционерные страховые общества. Для функциони­рования страховых организаций и компаний, в том числе и негосу­дарственных, были созданы новые условия.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более ]3 000 акционерных страховых обществ, а также ассоциация страхо­вых организаций. Операции государственного имущественного стра­хования и государственного личного страхования осуществляет Рос­сийская государственная страховая компания — Росгосстрах.

Страхование при переходе к рынку. Конец 80-х и 90-е годы XX в. характеризовались радикальными переменами в формировании стра­ховой политики государства. Изменения в социально-экономическом и политическом устройстве общества обусловили демонополизацию стра­хования, которая проявилась в обеспечении государством условий для создания негосударственных страховых организаций, расширения сфе­ры страховых услуг и совершенствования условий страхования.

Страховым организациям республик, областей, городов было пре­доставлено право проводить кроме единых по стране региональные виды страхования. Государственные страховые организации субъек­тов Российской Федерации были наделены правом осуществлять стра­ховые операции, проведение которых ранее признавалось прерога­тивой Ингосстраха. В настоящее время ряд функций, возложенных ранее на Ингосстрах, принимают на себя многие акционерные стра­ховые общества.

В стране созданы страховые общества с участием иностранного капитала, обеспечена возможность образования дочерних обществ иностранных страховых организаций, аккредитования представи­тельств зарубежных и формирования отечественных перестраховоч­ных и брокерских фирм.

В настоящее время крупнейшим страховщиком на страховом рынке продолжает оставаться Российская государственная компания (Росгосстрах). Наряду с традиционными и новыми видами страхования Росгосстрах осуществляет и перестрахование рисков.

Бесспорным лидером на российском страховом рынке является Ингосстрах, который в 1983 г. был преобразован в Страховое акцио­нерное общество СССР, а в 1992 г. — открытое акционерное общество.

Однако неразвитость страховою рынка, отсутствие опыта стра­ховой деятельности в условиях рыночных отношений, несовершен­ство правовой базы, глубокий системный кризис экономики России в период 1995—1998 гг. не позволили занять страхованию надлежа­щее место ни в системе защиты населения и хозяйствующих субъек­тов, ни в финансовой системе государства. К значительному спаду страховой деятельности привел финансовый кризис 1998 т.

С учетом того, что страхование играет в экономике страны важ­нейшую роль, в 1998—1999 гг. был принят ряд директивных доку­ментов и нормативных актов различного уровня, посвященных ста­билизации и развитию экономики в целом и системы страхова­ния в частности.

9.2. Экономическое содержание страхования

Экономическая категория страхования входит составной частью в категорию финансов. Однако если финансы в целом связаны с рас­пределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхо­вание охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Особенности экономической категории страхования. Для опреде­ления экономического содержания страхования можно выделить специфические признаки, характеризующие отличительные черты этой категории:

1)при страховании возникают денежные перераспределительные отношения, обусловленные наличием вероятности наступления не­предвиденных неблагоприятных событий, влекущих за собой воз­можность нанесения материального или иного ущерба экономичес­ким субъектам;

2)при страховании осуществляется раскладка нанесенного ущерба между участниками страхования, которая всегда носит замкнутый характер. Возникновение таких отношений обусловлено тем, что слу­чайный характер нанесения ущерба влечет за собой потери, кото­рые, как правило, охватывают не все хозяйства, не всю территорию данной страны или региона, а лишь их часть. Это создает условия для возмещения ущерба путем солидарной раскладки потерь одних хозяйств между всеми заинтересованными экономическими субъек­тами. Чем шире круг участников страхования, тем меньшая доля в раскладке ущерба приходится на каждого страхователя. Тем самым обеспечивается достаточная концентрация денежных средств в едином фонде и становится возможным возмещение максимального ущерба при минимальных затратах каждого участника;

3) страхование предусматривает перераспределение ущерба в пространстве и во времени. При этом для эффективного территориального перераспределения средств страхового фонда в рамках одного года требуется большая территория и значительное число объектов. Раскладка ущерба во времени связана со случайным характером возникновения чрезвычайных событий: несколько лет подряд чрезвычайных событий может и не быть и точное время их наступления неизвестно;

4) замкнутая раскладка ущерба обусловливает безвозвратность
средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого субъекта, вносимые в страховой фонд, имеют только одно назначение — возмещение вероятной суммы ущерба в определенном территориальном масштабе и в течение определи итого периода. Поэто­му сумма страховых платежей не подлежит возврату при отсутствии непредвиденных и неблагоприятных событий. Исходя из этого можно дать следующее определение.

Страхование — это совокупность экономических отношений, возни­кают их на основе замкнутого безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве по поводу форми­рования страхового фонда и его использования для возмещения ве­роятного ущерба, нанесенного экономическим субъектам в результа­те непредвиденных неблагоприятных событий.

Экономическая категория страхования проявляется на практике как их методов формирования и использования страхового фонда. Есть и другие методы — централизованный и децентрализованный. Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением в бюджетной системе государства определенных финансовых ре­зервных фондов. Именно с помощью указанного метода формируются резервные фонды отдельных бюджетов и внебюджетных фондов. Де­централизованные финансовые резервы создаются в организациях для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков.

Экономическая необходимость использования именно категории страхования для формирования и использования страхового фонда появляется тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами организаций и тем более средствами отдельных граждан. Имущественная обособленность юридических лиц и домохозяйств граждан создает объективные условия страхования соответствующих объектов.

В условиях плановой экономики, котла государственные пред­приятия не имели экономической самостоятельности и государство могло широко маневрировать их финансовыми ресурсами, не было острой необходимости использовать страхование в качестве особого метода защиты имущества и доходов указанных предприятий. Пере­ход к рыночной экономике делает страхование необходимым.

Страхование также связано с возмещением материального ущер­ба и потерь в семейных доходах.

Потери в семейных доходах, появляющиеся в связи с нетрудо­способностью граждан в период болезни, инвалидности, лечения пос­ле получения травмы от несчастного случая, в связи с достижением пенсионного возраста, с наступлением смерти кормильца или друго­го члена семьи, влекут за собой значительные расходы всего обще­ства. Поэтому страхование этих доходов осуществляется в первую очередь путем организации социального страхования за счет обще­ства, т.е. за счет финансовых ресурсов граждан и работодателей. Уро­вень соответствующих пособий и пенсий зависит от финансовых возможностей государства на каждом этапе развития общества. Оно стремится поддерживать с помощью социального страхования опре­деленный, минимально возможный жизненный уровень семей по­средством полного или частичного возмещения потерь доходов.

Для того чтобы граждане имели возможность помимо выплат и льгот по социальному страхованию удовлетворять свои социальные потребности, широко проводится личное страхование, страховые взно­сы по которому уплачиваются за счет семейных доходов.

По личному страхованию, как и по социальному, происходит возмещение материального ущерба и оказывается денежная помощь гражданам и их семьям, позволяющая полностью или частично пре­одолеть потери в доходах в связи с утратой здоровья застрахованным лицом или наступлением смерти члена семьи.

В качестве объекта страхования может выступать и ответствен­ность организаций или граждан, связанная с возможностью нанесе­ния ими вреда другим лицам или другими обязательствами. Потреб­ность в возмещении понесенных потерь порождает необходимость страхования ответственности,

Функции страхования. Сущность страхования проявляется в его функциях, позволяющих выявить особенности страхования в составе финансов. Известно, что категория финансов выражает свою сущ­ность прежде всего через распределительную функцию. Эта функция находит свое конкретное, специфическое проявление в двух функ­циях, присущих страхованию, — рисковой и предупредительной.

Главной является рисковая функция, поскольку страховой риск, как вероятность ущерба, непосредственно связан с основным назначением страхования по оказанию денежной помощи пострадавшим экономическим субъектам. Именно в рамках действия рисковой функ­ции происходит перераспределение финансовых ресурсов среди участ­ников страхования в связи с последствиями случайных событии. Страхование выполняет также предупредительную функцию, связан­ную с использованием части средств страхового фонда на уменьше­ние степени и последствий страхового риска.

Восстановительная (защитная) функция состоит в том, что при наступлении страхового случая осуществляется возмещение ущерба, причиненного застрахованному лицу, за счет страхового фонда.

Сберегательная функция (накопительная) проявляется в накопле­нии страховых взносов конкретного страхователя в целях получения накопленной суммы при наступлении определенной даты (достиже­ния совершеннолетия, пенсионного возраста и др.) либо определен­ного события (бракосочетания).

Наряду со свойственными страхованию специфическими функ­циями оно выполняет и общую функцию, присущую финансам в це­лом, — контрольную, которая заключается в государственном контроле за строгим целевым формированием и использованием средств страхового фонда, а также реализацией перечисленных функций стра­хования. В соответствии с этой функцией на основании законода­тельных и иных нормативных актов государственный орган (Федеральная служба страхового надзора) осуществляет финансовый страховой контроль и над­зор за правильным проведением страховых операций.

Наши рекомендации