Обязательный и инициативный аудит
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.
Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению хозяйствующего субъекта, на основе договора с аудитором (фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
Первоначальный и согласованный аудит.
Первоначальный аудит проводится аудитором впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и основан, на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, на результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и др.).
Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о преимуществах согласованного аудита. Такое сотрудничество удобно и аудиторам, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.
Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.
Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
Контроль — важная функция управления, объективное явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования.
В государствах со сложившейся рыночной экономикой используется следующая схема организации контроля: высший орган государственного контроля — счетные палаты или аппараты главных контрольных управлений; налоговые ведомства; контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах, финансируемые за счет бюджета; независимый аудиторский контроль.
В зависимости от субъектов и характера контрольной деятельности финансовый контроль подразделяется на: государственный, ведомственный и вневедомственный;
в зависимости от объекта контроля — на внутренний и внешний;
в зависимости от организации осуществления — на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит).
При осуществлении контрольной деятельности используют специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, который осуществляют соответствующие государственные органы: Государственная налоговая служба Украины и налоговая милиция, Министерство финансов Украины и другие органы.
Основные задачи государственного финансового контроля — проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективности и экономности расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские ; структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Хотя аудиторская деятельность может быть направлена на все экономические субъекты независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объектом — собственность акционеров и инвесторов. Необходимое условие деятельности аудиторов — независимость, причем гораздо большая, чем независимость государственных контролеров-ревизоров.
При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, а при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов могут быть использованы с определенными оговорками на нормы и стандарты аудита.
Аудит и ревизия
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, между ними имеется много общего, однако существуют и принципиальные различия (табл. 2).
Таблица 2
Характеристика особенностей аудита и ревизии
№№ пп | Факторы | Аудит | Ревизия |
1. | Цели | выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом; | выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. |
2. | Характер | предпринимательская деятельность | исполнительская деятельность, выполнение распоряжений. |
3. | Основа взаимоотношений | добровольность, осуществление на основе договоров | принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов |
4. | Управленческие связи | горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним | вертикальные связи, назначение вышестоящим звеном, отчет перед ним об исполнении |
5. | Принцип оплаты услуг | оплату производит клиент | оплату производит вышестоящее звено или государственный орган. |
6. | Практические задачи | улучшение финансового положения клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиента | сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. |
7. | Результаты | аудиторское заключение — документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована | акт ревизии — внутренний документ, в котором отмечаются все выявленные, даже незначительные, недостатки; акт должен быть передан вышестоящему и другим органам |
Этика аудитора
Одно из обязательных качеств профессионального аудитора — осознание ответственности перед обществом. Поэтому аудиторы считают необходимыми разработку и строгое соблюдение следующих этических и профессиональных норм, определяющих взаимоотношения с клиентом при оказании всех аудиторских услуг.
Независимость, честность и объективность аудитора.
Независимость аудитора — отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора на проверяемом предприятии; аудитор не может проверять предприятие, одним из собственников которого он является, или предприятие, с высшими должностными лицами которого его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и в объективности своего заключения.
Мнение аудитора и его заключение должны быть непредвзятыми и беспристрастными.
Конфиденциальность информации.
Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться, безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.
Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.
Аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квалификацией, поддерживать ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетенции и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам каких-либо услуг, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.
Работая с клиентом, аудитор обязан использовать все свои знания и опыт и быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.
Ответственность аудитора.
Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и ответственность за аудиторское заключение. Аудитор ответственен только за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководитель проверяемого предприятия.
Этика аудитора.
Аудитор должен соблюдать следующий свод правил и требований поведения при исполнении профессиональных обязанностей:
1) общие нормы морали, нравственности;
2) требования аудиторских стандартов;
3) законодательно закрепленные требования;
4) требования внутрифирменных аудиторских стандартов.
Аудитор обязан стремиться к установлению доброжелательных отношений со своими коллегами.
Аудитор не должен совершать действий, дискредитирующие его профессию (отказываться возвращать клиенту документы, даже если клиент не выплатил вознаграждение; вносить фиктивные или неточные записи в бухгалтерские (финансовые) отчеты; не выполнять требования государственной регламентации своей деятельности; не соблюдать аудиторские нормы и стандарты и др.).
Взаимоотношения аудитора и клиента строятся на основе добровольности и возмездности. Конфликты между ними могут быть разрешены только судом (хозяйственным судом). Клиент и аудитор вправе самостоятельно выбрать друг друга. Аудиторская услуга оплачивается согласно договору.