МБТ на уровне местного самоуправления (в общем виде, остальное самостоятельно)
Ст. 137 БК РФ. Регулирование предоставления дотаций поселениям из субъекта РФ. Новая конструкция: дотации предоставляются в целях обеспечения выравнивания финансовых возможностей МО (сельских и городских поселений, городских округов, внутригородских районов). Для субъектов РФ – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности, для МО – выравнивание финансовых возможностей. Что это значит, БК РФ не расшифровывает. Это все прямое заимствование немецкого подхода без какой-либо корректировки.
Выравнивание проявляется в чистом виде только в методике, которую утверждает представительный орган субъекта РФ. Возникает зависимость поселений (всех тех публично-правовых образований, где живут граждане) от решения исполнительного органа субъекта РФ, который исходит из доходных возможностей бюджета субъекта РФ и консолидированного бюджета. При этом каких-либо гарантий защиты интересов поселений не предусмотрено. Судебная практика: попытки поставить вопрос о том, имеет ли право МО требовать предоставления дотаций на выравнивание, и обязан ли субъект РФ их предоставлять. Ответ непрост: с одной стороны, БК РФ говорит о сбалансированности бюджетов. У МО нет возможности, например, взять кредит для сбалансирования своего бюджета. Единственное, что им остается – это дотации. Задача про вывоз мусора. Суд примет решение устранить допущенные нарушения, не вдаваясь в бюджетные подробности. Дотации должны покрывать такие расходы.
Ст. 137 БК РФ: не все МО могут их получить, даже если в них нуждаются, а только те, которые отвечают критериям, установленным субъектом РФ. Так же определяются расчетный уровень бюджетной обеспеченности, критерий выравнивания, как и для субъекта РФ. Есть несколько дополнений к этим основным правилам. Первое исключение – п.5 ст. 137 БК РФ. Это сложность. Смысл в том, что субъект РФ один, а МО на его территории много. Управлять ими сложно. Управление неэффективное. Часть управленческих полномочий по распределению дотаций на выравнивание между поселениями передается субъектом РФ на уровень муниципальных районов. Эти полномочия государственные: за передачей должна последовать субвенция. Дотации и субвенции здесь тесно переплетаются. Полномочия передаются очень специфические – по распределению средств, чисто управленческие. Это сопровождается передачей субвенции.
Второе исключение состоит в том, что поселения (п.3 ст. 137 БК РФ) могут отказаться от дотаций и получить дополнительные нормативы отчислений от доходов по НДФЛ – до 10%. Это уже что-то новое. Норматив отчисления поселениям – 10%. Могут получить еще 10%. Но налог – рисковое предприятие, неясна заранее его сумма. Если средств больше, они не изымаются, а если больше – не компенсируются.
Третье исключение – возможность нераспределенного остатка дотаций на выравнивание, которые будут распределены на основании решения исполнительного органа субъекта.
Четвертое исключение – среди дотаций на выравнивание могут быть специфические дотации с конкретной целью.
Образуется региональный Фонд финансовой поддержки. Дотации распределяются по правилам ст. 137 БК РФ. Ст. 138 БК РФ отдельно регулирует дотации муниципальным районам и городским округам. Там тоже создается отдельный фонд в бюджете субъекта РФ.
То есть: если переданы гос. полномочия, МО получает субвенцию из бюджета субъекта РФ и передает ее поселениям в форме дотации. Трансформация: дотации – субвенции – снова дотации. Субвенции не подпадают под ограничение ст. 130 БК РФ. Этот вопрос тоже встает, но мы его не трогаем.
Ст. 139 БК РФ – субсидии из бюджетов субъектов РФ – просто и похоже на федеральный уровень. Тут нюансы, их не разбираем.
Обратная субсидия.
Их несколько. Тенденция на расширение оснований их предоставления.
Первая ситуация: ст. 142.2 БК РФ. Это изъятие сверхдоходов. Если отойти от текста, то заключается идея в том, что МО (любое) может оказаться богатым. Их уровень расчетной бюджетной обеспеченности выше среднего по субъекту. То, что выше среднего, можно изъять в форме обратной субсидии. Например, “Норильский никель” и МО, в котором он находится. Происходит изъятие и перераспределение. Должно быть оставлено: ранее – 2 (живем на 200% лучше соседей), с 2015 – 1,3 (на 30%). Остальное подлежит изъятию в форме обратной субсидии. В бюджете поселения должна быть предусмотрена субсидия в субъект РФ. Ее размер определяется законом субъекта РФ. Если перечисления не происходит, происходит принудительное изъятие суммы субсидии – п.5 ст. 142.2 БК РФ. Правило действует безотказно. Исполнитель – ФК, для которого исполнение решения трудности не представляет. Вопрос о защите имущественных прав публично-правовых образований на этом месте возникает.
Должно быть два решения: представительного органа МО и субъекта РФ. Что, если МО не примет решения? Тупиковая ситуация.
Вторая ситуация: представительный орган муниципального района может формироваться косвенным образом за счет того, что в него входят главы муниципальных образований – поселений и несколько депутатов от каждого поселения. Вопрос о конституционности оставим за рамками. Ст. 35 ФЗ №131 – КС РФ проверил, все нормально. Представительный орган решает вопросы межмуниципального характера: для их решения необходимо перечислить в бюджет муниципального района обратную субсидию. Решение принимается муниципальным районом и самим поселением. Это второй случай предоставления обратной субсидии. Если перечисления нет, следует принудительное взыскание на основании решения финансового органа субъекта РФ. Пример Эвенкии, когда она еще не была в составе Красноярского края.
Ключевое здесь - способ формирования представительного органа (не выборы, а вхождение по должности) и решение вопросов межмуниципального характера.
Лекция 3. Шевелева. 12.03.2015