Расчет эффективности от проектируемых мероприятий
Эффект мероприятий по финансовому менеджменту может выражаться в дополнительной сумме получаемого валового или чистого дохода; в размере снижения издержек; в получении дополнительной балансовой (валовой), маржинальной или чистой прибыли; в сумме прироста рыночной стоимости предприятия, в размере чистого денежного потока и т.п.
Для предоставления информации по издержкам, объему производства и прибыли (убыткам) можно использовать математические зависимости.
Используем для этого операционный леверидж – финансовый механизм управления прибылью предприятия за счет оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек.
С использованием операционного левериджа производится расчет показателей на проектируемый год, с учетом мероприятий которые проводятся для улучшения финансового состояния фабрики.
1. В стране ежегодно увеличивается сезонная потребность в носочно-чулочной продукции, поэтому на фабрике было принято решение увеличить объем производства носков мужских. Все изменения объемов производства отражены в таблице 6.1.
Таблица 6.1
Влияние объема производства на выручку
Вид изделия, артикул | Цена единицы (дес.пар), руб. (без НДС и НСП) | Количество в базисном году, дес. пар | Выручка в базисном году, тыс. руб. | Количество в плановом году, дес. пар | Выручка в плановом году, тыс. руб. |
1. с.99 | 52,7 | 3136,0 | 3293,0 | ||
2. с.103 | 221,0 | 232,0 | |||
3. с.103э | 3,0 | 3,0 | |||
4. с.142 | 1816,0 | 1906,0 | |||
5. с.178 | 35,5 | 15297,0 | 15603,0 | ||
6. с.190 | 710,0 | 746,0 | |||
7. с.203 | 71,3 | 373,0 | 424,0 | ||
8. с.178э | 22,0 | 24,0 | |||
Итого | 21578,0 | 22232,0 |
Из данных таблицы видно, что выручка от реализации увеличилась на 3,03% (с 21578,0 тыс. руб. до 22232,0 тыс. руб.), не выходя за пределы ревалентного диапазона. Суммарные переменные расходы, следуя за динамикой выручки, должны возрасти на 3,03% и составить 11671,9 тыс. руб. Сила воздействия операционного (производственного) рычага ( ) = (21578,0 - 11328,6)/2697=3,8
Это означает что 3,03-процентное увеличение выручки должно принести рост прибыли на (3,03%´3,8)=11,514.
Следовательно, прибыль должна будет составить 3008,0 тыс. руб.
Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной величины постоянных издержек. Для предприятий отягощенных громоздкими производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
Менеджмент оказывается «заблокированным», т.е. лишенным большей части вариантов выбора продуктивных решений. Операционный анализ ищет наиболее выгодную комбинацию переменных и постоянных издержек, цены и физического объема реализации.
2. Для поддержания конкурентоспособности и обеспечения высокого качества продукции фабрика закупает необходимое сырье для производства носков - мужских у фирм - посредников, что существенно повышает затраты на производство носочно-чулочных изделий.
Жизненно необходимое сырье лучшего качества целесообразно приобретать у предприятий-производителей, но по гораздо меньшей цене. Заключение контракта с предприятием-производителем хлопкопрядильной фабрикой по приобретению хлопчатобумажной пряжи позволит фабрике снизить переменные затраты на производство носков - мужских.
Таблица 6.2
Расчет стоимости хлопчатобумажной пряжи
Предприятия | Цена единицы (1кг.) х/б пряжи (руб.) | Норма расхода на единицу продукции (дес. пар./кг.) | Стоимость на единицу продукции, руб. | Количество продукции, дес. пар. | Итого стоимость, тыс. руб. |
Фирмы-посредники | 65,3 | 0,472 | 30,822 | 17112,0 | |
Предприятие-производитель | 58,5 | 0,472 | 27,612 | 15330,0 |
Из таблицы 6.2 видно, что переменные затраты на хлопчатобумажную пряжу уменьшились на 1782,0 тыс. руб., тогда общие переменные затраты теперь составят 9889,9 тыс. руб. (11671,9-1782,0).
Прибыль увеличится и составит 4790,0 тыс. руб.
3. В планируемом периоде на фабрике было принято решение увеличить цены на носки мужские, изменение выручки от изменения цен отражены в таблице 6.3.
Таблица 6.3
Влияние цены на изменение выручки
Вид продукции, артикул | Цена единицы (дес. пар.), руб. (без НДС и НСП) | Количество в плановом году, дес. пар. | Выручка в плановом году, тыс. руб. |
1. с.99 | 62,0 | 3875,0 | |
2. с.103 | 63,3 | 262,0 | |
3. с.103э | 71,7 | 4,0 | |
4. с.142 | 76,7 | 2358,0 | |
5. с.178 | 53,3 | 23426,0 | |
6. с.190 | 70,0 | 842,0 | |
7. с.203 | 85,0 | 505,0 | |
8. с.178э | 93,0 | 25,0 | |
Итого | 31297,0 |
Из данных таблицы 6.3 видно, что выручка от реализации увеличилась на 28,96%.
Учитывая предыдущие изменения, вычислим прибыль, которая составит (31297,0-9890,0-7552,0) = 13855,0 тыс. руб.
4. Для привлечения новых потребителей предприятию следует расширить виды выпускаемых носочно-чулочных изделий. Выпуск новой продукции позволит фабрике усовершенствовать технологию, снизить себестоимость и увеличить объем производства.
На фабрике было принято решение внедрить 3 новых вида носочно-чулочных изделий. При этом постоянные затраты на внедрение составят 800,0 тыс. руб., а переменные 1800,0 тыс. руб.
Таблица 6.4
Количество и цены новых видов носочно-чулочных изделий
Виды продукции | Цена единицы (1пары/1д.п.), руб. | Количество в плановом году, дес. пар. | Выручка в плановом году, тыс. руб. |
Носки мужские – двухлицевое переплетение с плюшевым рисунком | 25/250 | 2163,0 | |
Носки мужские – спортивные с удлиненным паголенком | 18/180 | 612,0 | |
Гольфы мужские (100%-хлопок) | 30/300 | 2430,0 | |
Итого | 5205,0 |
Прибыль от внедрения новых видов носочно-чулочных изделий составит 2605,0 тыс. руб. = (5205,0-800,0-1800,0).
Прибыль от всей производственно-хозяйственной деятельности составит 16460,0 тыс. руб. = (2605,0+13855,0), что на 15,8% больше чем до внедрения новых видов носочно-чулочных изделий.
5. Отдел маркетинга полагает, что затраты на рекламу необходимы в сумме 79,6 тыс. руб., но это позволит получить прирост выручки от реализации на 468,9 тыс. руб.
Рассмотрим из чего складываются затраты на рекламу.
Таблица 6.5
Расчет рекламного бюджета
Рекламные мероприятия | Стоимость рекламного средства | Периодичность в год количество рекламных услуг в год | Годовые затраты, тыс. руб. |
Реклама в газете «Новые рубежи» (выходит 1 раз в неделю) | 50мм´100мм – 690 руб. | 2 раза в месяц в течении года – 24 | 16,6 |
Ярмарки-выставки | 1м2 – 500 руб | В течении года 6 раз по 7 дней на площади 3м2 (42 дня) | 63,0 |
Итого | 79,6 |
Решение данного вопроса не зависит от прежнего уровня продаж.
Достаточно воспользоваться теорией маржинализма: если прирост выручки выше прироста издержек, то прибыль увеличивается.
Затраты на рекламу относятся к постоянным затратам и их общая сумма составит (79,6+7552,4+800,0) = 8432,0 тыс. руб., переменные вслед за выручкой увеличатся на 1,27% и составят (1800,0+9890,0)´1,27%=11838,5 тыс. руб.;
прибыль составит (36970,9-8432,0-11838,5)=16700,4 тыс. руб.
6. На фабрике было принято решение снизить цену до 5% при покупке 500 пар (50д/п.) носков мужских, тем самым стимулировать сбыт и увеличить объем продаж.
Таблица 6.6
Расчет увеличения объема продаж за счет внедрения 5% скидки на изделия
Вид продукции | Цена единицы (1пары), руб. | Цена 500 пар носков мужских | Количество реализованной продукции, пар | Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | |||||
без скидки | со скидкой | без скид. | со скид. | без скидки | со скидкой | без скидки | со скидкой | ||
1. с.99 | 6,2 | 5,89 | 3875,0 | 3902,0 | |||||
2. с.103 | 6,3 | 5,99 | 262,0 | 263,0 | |||||
3. с.103э | 7,2 | 6,84 | 4,0 | 4,0 | |||||
4. с.142 | 7,7 | 7,32 | 2358,0 | 2408,0 | |||||
5. с.178 | 5,3 | 5,03 | |||||||
6. с.190 | 7,0 | 6,65 | 842,0 | 840,0 | |||||
7. с.203 | 8,5 | 8,08 | 505,0 | 504,0 | |||||
8. с.178э | 9,3 | 8,84 | 25,0 | 25,0 | |||||
9. Носки мужские – двухлицевое переплетение с плюшевым рисунком | 2,75 | 2175,0 | 2190,0 | ||||||
10. Носки мужские – спортивные с удлиненным паголенком | 17,10 | 648,0 | 650,0 | ||||||
11. Гольфы мужские (100%-хлопок) | 28,5 | 2670,0 | 2732,0 | ||||||
Итого | |||||||||
Из таблицы видно, что внедрение 5% скидки при покупке 500 пар носков мужских выгодно, так как увеличивает выручку от реализации на (37691,0-36971,0)=720,0 тыс. руб.
Переменные затраты будут равны 12066,0 тыс. руб.
Прибыль на данный момент времени составит 17193,0 тыс. руб