Время ожидания при прохождении проливов и каналов
Наименование пролива или канала | Период действия ожидания прохода | Время ожидания, часы |
Проливы Босфор и Дарданеллы | 01.10 – 01.04 | Если L судна ≤ 180 м – 36 ч* Если L судна > 180 м – 72 ч* |
01.04 - 01.10 | 24* | |
Суэцкий канал | круглый год | 24* |
· Время ожидания указано для прохода проливов и каналов только в одном направлении.
Ø стояночное время:
При расчете стояночного времени наливных судов используют валовые нормы стояночного времени, которые указаны в офертах:
; (3)
где Тпог.н., Твыг.н. – валовые нормы стояночного времени наливных судов в портах погрузки и выгрузки, которые включают в себя время грузовых работ и время вспомогательных операций (швартовка, отшвартовка, время на оформление прихода и отхода судна, открытие и закрытие люков, замеры груза, отбор проб, оформление грузовых документов и т.д.), сут.
При расчете стояночного времени сухогрузов используют чистые нормы грузовых работ и время выполнения вспомогательных операций:
; (4)
где Qп, Qв – количество погруженного и выгруженного груза в соответствии с офертой, тонн;
Мчп, Мчв – чистые нормы грузовых работ в соответствии с офертой, т/сут;
tвсп.оп. – время вспомогательных операций в портах, которое включает время на оформление прихода и отхода судна портовыми властями, таможней, открытие и закрытие люков, замеры груза, крепление или мешкование груза, оформление грузовых документов (в среднем составляет 12 ч).
Расчет оптимальной загрузки судна
В данном разделе следует тщательно проверить, сможет ли судно погрузить требуемое в оферте количество груза с учетом необходимых на рейс запасов топлива, воды и продовольствия.
Запасы на рейс судно принимает в порту освобождения от предыдущего рейса, исходя из суточных нормативов расхода топлива, воды и продовольствия на ходу и на стоянке, и продолжительности ходового и стояночного времени.
; (5)
где – запасы на переход в балласте, тонн;
; (6)
– запасы, необходимые в порту погрузки, тонн;
; (7)
– запасы на переход в грузу, тонн;
; (8)
– запасы на порт выгрузки, тонн.
; (9)
qxм ,qxд , qстм , qстд – суточные нормативы расхода мазута и дизельного топлива на ходу и на стоянке (см. таблицу 2);
qв, прод – суточные нормативы расхода воды и продовольствия на 1 человека, принимаются равными соответственно 200 л/сут и 3кг/сут;
Кшт. – коэффициент штормового запаса (значение коэффициента штормового запаса выбирается из таблицы 3 в зависимости от продолжительности ходового времени в грузу и ходового времени в балласте);
N – численность экипажа (см. таблицу 2).
Таблица 4