Внереализационные и чрезвычайные затраты
Эти виды расходов относятся к трудно прогнозируемым, поскольку они являются нерегулярными и не всегда зависят от действий персонала компании. К внереализационным расходам относятся:
· штрафы, пени, неустойки, уплачиваемые предприятием за нарушение условий договоров;
· возмещение убытков, причиненных предприятием, третьим лицам;
· убытки от уценки оборотных активов;
· списание безнадежной дебиторской задолженности и других долгов, не реальных к взысканию компанией.
К чрезвычайным расходам относятся затраты, возникшие в результате действий чрезвычайных обстоятельств: стихийных бедствий, пожаров, некоторых действий органов власти. Компания может частично защититься от воздействия на ее деятельность чрезвычайных обстоятельств посредством страхования.
29. Понятие цены и ценовая политика предприятия. Ценовые стратегии и методы ценообразования.
Ценовая политика предприятия— это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.
Существуют три основные цели ценовой политики:
- обеспечение выживаемости;
- максимизация прибыли;
- удержание рынка.
Обеспечение выживаемости (сбыта) — главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.
К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и.не слишком уверенные в своем будущем фирмы, пытающиеся максимально использовать выгодную для себя конъюнктуру рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.
На систему ценообразования, а соответственно на ценовую политику предприятия, оказывает большое влияние состояние денежной сферы, а именно:
· значение покупательной способности рубля;
- курсы иностранных валют к рублю.
Ценовые стратегии— обоснованный выбор из нескольких вариантов цены (или перечня цен), направленный на достижение максимальной (нормативной) прибыли для фирмы на рынке в рамках планируемого периода. Ценовые стратегии подразделяются на стратегии:
- дифференцированного ценообразования;
- конкурентного ценообразования;
- ассортиментного ценообразования.
Стратегии дифференцированного ценообразования основаны на неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по разным ценам, К стратегиям дифференцированного ценообразования относятся:
- ценовая стратегия скидки на втором рынке — основана на особенностях переменных и постоянных затрат по сделке. Заключается в дифференцированном ценообразовании или стратегии скидок на вторичных демографических рынках (например, студенты, дети, пенсионеры);
- ценовая стратегия периодической скидки — базируется на особенностях спроса различных категорий покупателей. Применяется, при временных и периодических снижениях цен на модные товары вне сезона, внесезонных туристических тарифов, цен на билеты на дневные представления (спектакли), цен на устаревшие модели и т.д. Основной принцип стратегии таков: характер снижения цен можно прогнозировать во времени и он известен покупателям;
- ценовая стратегия «случайной скидки» («случайного» снижения цен) — опирается на поисковые затраты, мотивирующие случайную скидку. Таким образом фирма пытается одновременно максимизировать количество покупателей, информированных о низкой цене и неинформированных.
Стратегии конкурентного ценообразования строятся на учете конкурентоспособности фирмы посредством цен. К стратегиям конкурентного ценообразования относятся:
· ценовая стратегия проникновения на рынок — основана на использовании экономии за счёт роста масштабов производства; используется для внедрения новых товаров на рынок;
· ценовая стратегия по «кривой освоения» — базируется на преимуществах приобретенного опыта и относительно низких затратах по сравнению с конкурентами. При использовании этой стратегии те, кто приобретает товар в начале делового цикла, покупают его по более низкой цене, чем последующие покупатели;
· ценовая стратегия сигнализирования — строится на использовании фирмой доверия покупателя к ценовому механизму, созданному конкурирующими фирмами. Сигнализирование ценами привлекает новых или неопытных покупателей на рынке, которые не осведомлены о конкурентных товарах. Хороший пример — успех некоторых дорогих, но низкокачественных товаров;
· ценовая географическая стратегия— используется для соприкасающихся частей рынка. Эта стратегия в зарубежной практике называется ФОБ (франко-станция отправления).
Стратегии ассортиментного ценообразования применимы, когда у фирмы имеется набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров. К стратегиям ассортиментного ценообразования относятся:
- ценовая стратегия «набор» — применяется в условиях неравномерности спроса на невзаимозаменяемые товары;
- стратегия смешанных наборов — набор предлагается по цене, которая намного ниже цен его элементов. Примерами данной стратегии служат сезонные билеты, комплексные обеды, наборы стереоаппаратуры и комплектующих деталей для автомобилей;
- ценовая стратегия «комплект» — основана на различной оценке покупателями одного или нескольких товаров фирмы;
- ценовая стратегия «выше номинала» — применяется фирмой, когда она сталкивается с неравномерностью спроса на заменяемые товары и может получить дополнительную прибыль за счет роста масштабов производства;
- ценовая стратегия «имидж» — используется, когда покупатели ориентируются на качество, исходя из цен на взаимозаменяемые товары.
Ценовой стратегический выбор — это выбор стратегий ценообразования, основанный на оценке приоритетов деятельности фирмы.
Различают затратные и параметрические методы ценообразования.
Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете затрат на производство и реализацию продукции. К затратным методам ценообразования относятся:
- метод полных издержек;
- метод стандартных издержек;
- метод прямых издержек.
Метод полных издержек— это способ формирования цен на основе всех затрат, которые списываются на единицу того или иного изделия и к которым добавляется необходимая фирме прибыль. Метод применяется предприятиями, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции которых практически гарантирован.
Метод стандартных издержекпозволяет формировать цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных. Его преимущество состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат. Наиболее сложным элементом системы стандартных издержек является определение стандартов затрат.
Метод прямых издержек— это способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные затраты (косвенные) относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам.
Разновидностью ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых издержек.
Параметрические методы ценообразования основаны на учете технико-экономических параметров товаров. К параметрический методам ценообразования относятся:
- метод удельной цены;
- метод баллов;
- метод регрессии.
Метод удельной ценыоснован на формировании цен по одному из главных параметров качества товара. Удельная цена рассчитывается как частное отделения цены на основной параметр качества товара. Этот метод используется лишь для ориентировочных оценок во избежание грубых ошибок.
Метод балловзаключается в использовании экспертных оценок значимости параметров товаров. Практическое использование балльного метода при определении конкретных цен осуществляется по следующему алгоритму: отбор основных параметров; начисление баллов по каждому параметру; суммирование баллов по базовому и искомому товару; расчет цен на товары по соотношению суммарных баллов.Ценовой метод баллов целесообразно применять при формировании цен на те товары, параметры которых разнообразны и не поддаются непосредственному количественному соизмерению (удобство, дизайн, мощность, цвет, запах, вкус и т.д.).
Ценовой метод регрессиисостоит в определении эмпирических формул (регрессионных уравнений) зависимости цен от величины нескольких основных параметров качества в рамках параметрического ряда товаров. При этом цена выступает как функция от параметров качества товара.
30. Управление качеством продукции. Стандартизация и сертификация продукции.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.
Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.
Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.
Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. Система управления качеством продукции включает следующие функции:
1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления.
2. Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные.
3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции.
4. Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
· улучшение экономического положения предприятия;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
· ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
· освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
· улучшение важнейших показателей качества продукции;
· снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
· увеличение сроков гарантии на продукцию;
· развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который обозначается как петля качества, включает 11.
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции - это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа "петли качества", чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции. В настоящее время растущая требовательность к улучшению качества изделий - одна из характерных черт развития мирового рынка.
Всеобщее (тотальное) управление качеством (TQC), осуществляемое фирмами Западной Европы, США и Японии, предполагает три обязательных условия.
1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Качество должно постоянно возрастать, ибо качество -это постоянно меняющаяся цель.
2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Опыт показывает, что 80-90% мероприятий не контролируется отделами качества и надежности. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.
3. Не прекращающийся процесс обучения (ориентирован на определенное рабочее место) и повышение мотивации персонала.
Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска в стране высококачественной продукции.
В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации продукции и услуг». Сегодня эти законы вместе с рядом других законодательных актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами законодательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации преимущественно социальную направленность.
Стандартизация во всем мире является проводником качества и ускорения НТП, поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.
Рассмотрим сущность основных понятий в области стандартизации, изложенных в новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком смысле понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени относятся к любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.
Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ Р 1.0—92).
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.
В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
• государственные стандарты РФ — ГОСТ Р;
• отраслевые стандарты —ОСТ;
• технические условия — ТУ;
• стандарты предприятия и объединения — СТП;
• стандарты научно-технических и инженерных обществ — СТО.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
• стандарты основополагающие;
• стандарты на продукцию, услуги;
• стандарты на процессы;
• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:
• национальные;
• региональные;
• межгосударственные;
• международные.
Национальный стандарт (ГОСТ Р) — стандарт, принятый национальным органом по стандартизации одной страны.
Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной организацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.
Международный стандарт — стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО).
Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых, максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов, во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и окружающей среды, технической и функциональной совместимости и взаимозаменяемости. Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере техники и технологии.
Стандарты ИСО серии 9000 определяют новое положение предприятия на рынке. Тот, кто первый внедряет их и представляет потребителю документы о том, что он работает в соответствии с этими стандартами, получает преимущественное положение на рынке. Цена на его продукцию, как правило, в 2—4 раза выше цены той продукции, чей производитель не обладает соответствующим сертификатом.
Продукция, на которую в государственных стандартах установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации. Это вытекает из Закона РФ «О защите прав потребителей». Сертификация в России введена с 1 января 1992 г.
Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.
Система сертификации — совокупность участков сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.
Сертификат — документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция, соответствующая всем требованиям стандарта.
Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная, но в этом случае предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия, как при обязательной, а Знак соответствия.
Сертификация направлена на достижение следующих целей:
• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;
• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Основная задача сертификации — добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране, признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции путь на внешний рынок.
Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями.
Предприятие, планирующее сертифицировать свою продукцию, должно направить заявку в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой работы. Госстандарт после получения такой заявки сообщает предприятию, какой организацией будет осуществлена проверка производства и в какой лаборатории будут проведены испытания продукции.
Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует требованиям стандарта, то составляется протокол, который направляется затем в органы Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов выдает предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.
Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.