Порядок и этапы процедуры банкротства
Законодателем дано определение понятию финансовое оздоровление в ст.2 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) ФЗ-127: «процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности». Финансовое оздоровление имеет продолжниковый характер и направлена на реабилитацию (реорганизацию) должника, в не на его ликвидацию. Финансовое оздоровление может быть введено на срок до двух лет.
Процедура финансового оздоровления является особенностью отечественного конкурсного законодательства и не имеет аналогов в законодательстве других государств. Однако отмечает, что данная процедура имеет некоторое сходство с германской моделью самоуправления, а также с французской моделью предохранительного.
Законодатель, вводя данную процедуры, добивался решения следующих задач. Возможность предоставить самому должнику, а не внешним субъектам, в отличие от внешнего управления, восстанавливать платежеспособность (при помощи третьих лиц либо единолично) по им же составленному плану и в соответствии с той стратегией развития своего бизнеса, которая могла бы способствовать выводу его корпоративных финансов из кризисного состояния. Вместе с тем, на должника ложится и бремя риска, который вытекает из самостоятельности его действий: если достигнуть заявленной цели не удастся, кредиторы получают право на средства из предоставленного должником или третьими лицами обеспечения, кроме собственного имущества должника, так как в силу закона оно уже включено в состав минимальных гарантий кредиторов.
Другими словами, основной идеей введения данной процедуры является задействование управленческих и других ресурсов должника для выхода из кризисной ситуации, так как они являются субъектами, обладающий большим опытом и объемом знаний в соответствующей отрасли экономики, обладают знаниями о финансах должника, и имеют возможность учитывать сложившийся отрицательный опыт управления.
Законодатель подразумевает смену главного должностного лица предприятия-должника, указывая на полезный характер данного шага, подкрепленный дополнительным стимулом-угрозой потери обеспечения и необходимостью выдерживать график расчетов с кредиторами. Совокупность данных факторов делает финансовое оздоровление более эффективной процедурой, чем внешнее управление или мировым соглашением [15].
Некоторые ученые отмечают схожесть между процедурами финансового оздоровления и мировым соглашением. В обоих случаях должнику предоставляется возможность, с согласия кредиторов, получить отсрочку или рассрочку в исполнении денежных обязательств, сохраняя при этом контроль над управлением своим имуществом, с некоторыми ограничениями. Вместе с тем финансовое оздоровление- это одна из стадий процесса о несостоятельности, и ее ввод однозначно не приводит к его прекращению, в отличии от мирового соглашения.
По общему правилу, в соответствии с законом, финансовое оздоровление вводится постановлением арбитражного суда, при условии согласия на этот шаг кредиторов. Вместе с тем в Законе указаны два исключения из данного правила:
финансовое оздоровление может быть инициировано судом, в случае если собранием кредиторов на стадии наблюдения не принято решения о введении дальнейшей процедуры. Однако и в этом случа необходимо наличие воли учредителей или участников общества, подкреплённое необходимым обеспечением в случае если кредиторы приняли решение о введении внешнего управления либо о переходе к конкурсному производству, суд может отказать в удовлетворении данного ходатайства кредиторов и ввести финансовое оздоровление против их воли. Условием является предоставление конкретного обеспечения в виде банковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем известным кредиторам минимум на 20% . Однако стоит отметить то, что финансовое оздоровление может быть введено и бес внесения какого-либо обеспечения, при условии согласия с эти собрания кредиторов. Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Срок, на который вводится Внешнее управление ограничена 18 месяцами, но может быть продлен, не более чем на шесть месяцев. Целью введения данной процедуры обозначена в определении, данным законодателем: ввести в отношении неисправного должника мер, которые привели бы к исправлению финансовой ситуации, способствовали бы восстановлению его положения на рынке и позволили бы погасить все требования кредиторов. По своему характеру внешнее управление относится, как и финансовое оздоровление, к реабилитационным (реорганизационным) процедурам банкротства, которые направленны на сохранения бизнеса предприятия, а не на ликвидацию должника. Принципиальным отличием между данными процедурами является определение субъекта, который наделяется полномочиями в организации финансовой реабилитации должника: в процедуре финансового оздоровления, как указывалось выше, данным субъектом выступает сам должник, его управленческие кадры; в случае внешнего управления лица, допущенные до управления ранее отстраняются, контроль над действиями предприятия-должника переходит к внешним субъектам: кредиторы и, прежде всего, внешний управляющий.
Другим важным отличием от финансового оздоровления является введение на этапе внешнего управления моратория на удовлетворения кредиторов. Правовая природа моратория представляет собой ограничение прав кредиторов, имеющее целью высвободить денежные средства должника, используемые для удовлетворения требований кредиторов, и направить их на осуществление предпринимательской деятельности, не исполняя обязательств.
Согласно ст.95 Закона о несостоятельности (банкротстве) мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Вместе с тем неустойки (чаще всего штрафы и пени) и другие финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей не начисляются. В качестве компенсаций кредиторам законодатель определил предписание о начислении на суммы, попавшие под мораторий, процентов по ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ. С позции кредиторов такое начисление менее привлекательно по гражданско-правовым обязательствам, так как данная ставка практически всегда держится на уровне ниже 14% годовых, вместе с тем с точки зрения бюджета это начисление равноценно, так как пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов также не применим к требованиям, возникшим из задолженности по заработной плате, по возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, выплат вознаграждений по авторским договорам, о возмещении морального вреда.
Введение внешнего управления позволяет внешнему управляющему разработать и выполнить финансовый план выведения бизнеса предприятия-должника из кризиса, не опасаясь «атаки» со стороны кредиторов благодаря данному мораторию. Таким образом основной целью моратория является стабилизация финансового положения санируемого предприятия, предоставление внешнему управляющему и кредиторам возможности выстроить прогноз по движению денежных потоков, спланировать порядок и способы восстановления платежеспособности.
Согласно данному в ст.2 Закона о несостоятельности (банкротстве) под конкурсным производством понимают процедуру банкротства, которая применяется к должнику, признанному несостоятельным(банкротом), в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
В современной юридической литературе и правовых актах сложился дуализм понятия "конкурсное производство".
В широком смысле под конкурсным производством понимают процесс урегулирования обязательств несостоятельного должника в целом, в независимости от формы и применяемой процедуры. В этом приближении данный термин соответствует всему конкурсному (банкротному) процессу.
В узком смысле под конкурсным производством понимают только одну из процедур банкротства. Данный вариант понятия конкурсного производства нашел отражение во всех трех законах о банкротстве (несостоятельности) в постсоветский период: Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», Федеральный закон о несостоятельности 1998 г., и действующий в текущий момент Федеральный закон о несостоятельности [16].
Причины в различных подходах к пониманию данного термина скрыты в особом толковании понятия "конкурс" в рамках института несостоятельности, а также, в стремлении к увеличению количества процедур, которые допустимо применять в отношении должника, отмечаемому как в российском, так и зарубежном праве.
Традиционно в теории российского конкурсного права и процесса конкурс означал стечение (схождение) кредиторов, имеющих имущественные требования к общему должнику.