Виды инвестиционных политик в туризме
Цель инвестиционной политики разных по значению и уровню образований - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, туристской дестинации, туристского предприятия. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности туристского производства.
Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Механизм, как правило, должен включать в себя:
§ выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
§ определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
§ создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;
§ создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в туристскую отрасль.
Инвестиционная политика в сфере туризма может осуществляться на различных уровнях, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой (Рис. 23).
Определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные “правила игры” в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на государственном (макроуровне) должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на региональном (туристская дестинация) и микроуровне (туристское предприятие).
Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне туристского региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов. Инвестиционная политика в каждом туристском регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:
§ экономической и социальной политикой, проводимой в туристском регионе (туристской дестинации);
§ величиной имеющегося туристского потенциала;
§ географическим местонахождением;
§ природно-климатическими условиями;
§ привлекательностью туристского региона для иностранных инвестиций и др.
Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в туристском регионе являются:
§ создание инфраструктуры инвестиционного рынка;
§ определение приоритетных направлений вложения инвестиций;
§ создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе иностранных инвестиций;
§ обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.
Региональная инвестиционная политика должна быть направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства туристских услуг в туристском регионе, обеспечение самофинансирования и необходимого задела развития туристского региона в будущем.
С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие туристские организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне. Под инвестиционной политикой туристского предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной устойчивости работы турпредприятия в ближайшей и перспективе.
Инвестиционная политика на туристском предприятии должна состоять из стратегических целей его бизнес-плана, а в конечном итоге она должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятия не только на сегодня, но и на будущее.
При разработке инвестиционной политики на турпредприятии необходимо придерживаться следующих принципов:
§ нацеленность инвестиционной политики на реализацию стратегических планов туристского предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
§ учет инфляции и фактора риска;
§ экономическое обоснование инвестиций;
§ ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов
и с учетом привлечения внешних источников;
§ выбор надежных и более дешевых источников и финансирования инвестиций и т.д.
Учет этих принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на туристском предприятии.