Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«СИНЕРГИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Декан
факультета Экономики и управления, канд. экон. наук
____________________ Васильев А.И.
«___» _______________ 2013 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Квалификация базовой подготовки: Менеджер по продажам
Для учащихся всех форм обучения
Москва, 2013
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы для специальности 100701 Коммерция (по отраслям) разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 апреля 2010 г. № 268.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения….………………………………………………………...... | ||
1. | Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы................................................................................ | |
1.1. | Порядок выполнения выпускной квалификационной работы…….……….. | |
1.2. | Выбор темы, порядок и срок ее закрепления за студентами………….......... | |
1.3. | Обязанности научного руководителя выпускной квалификационной работы и этапы ее выполнения студентом………………...………………… | |
1.4. | Структура, содержание выпускной квалификационной работы……….….. | |
1.5. | Оформление выпускной квалификационной работы…………………….…. | |
1.6 | Порядок защиты выпускной квалификационной работы…………………... | |
Приложения……………………………………………………………………. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа является подтверждением профессиональной подготовки студента в области организации и проведения коммерческой деятельности в производственных, торговых и сервисных организациях в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100701 Коммерция (по отраслям) по квалификации базовой подготовки менеджер по продажам.
Менеджер по продажам осваивает специальность по следующим видам деятельности:
- организация и управление торгово-сбытовой деятельностью (ПК 1.1-ПК 1.10);
- организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности (ПК 2.1-ПК 2.9);
- управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров (ПК 3.1-ПК 3.8);
- выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к ФГОС).
Менеджер по продажам в рыночной экономике выполняет функции по руководству торговым процессом, регулированию хозяйственных связей по закупке и продаже товаров с поставщиками и покупателями, по формированию оптимального ассортимента, организации рекламы товаров, контролю качества изделий, обслуживанию покупателей. Это универсальный специалист торгового дела, от результативной работы которого зависит эффективность работы предприятия или фирмы в целом. В связи с этим возрастает роль профессиональной подготовки специалиста, обладающего глубокими знаниями теории коммерческой деятельности, а также практическим умениями и навыками успешного осуществления этой деятельности.
Выпускная квалификационная работа специалиста менеджера по продажам является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и выполняется с целью проверки сформированности общих и профессиональных компетенций, позволяющих решать профессиональные задачи, а также определения качества полученных студентом знаний, умений и навыков в коммерческой деятельности.
Выпускная квалификационная работа выполняется на основе изучения нормативно-правовых документов, литературных и других источников информации, а также навыков, полученных студентом в процессе прохождения учебных и производственных практик.
Необходимым условием работы является использование практических материалов организаций или предприятий, в которых студенты проходят практику.
В процессе подготовки выпускной квалификационной работы студент должен показать понимание им сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявить способность к практическому применению накопленных знаний, продемонстрировать умение приобретать новые знания, проявить способность к самостоятельному нестандартному творческому решению.
Целямивыполнения и защиты выпускной квалификационной работы являются:
- обобщение, закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков по специальности, а также применение этих знаний при решении конкретных профессиональных задач;
- развитие навыков к самостоятельному анализу исследуемых вопросов, самостоятельной работе студентов с коммерческой, технологической, технической и экономико-организационной информацией, методическими материалами, отчетной, статистической и коммерческой документацией организации;
- закрепление и углубление знаний в области экономики и управления торговой деятельностью на предприятиях торговли.
Основными задачамивыпускной квалификационной работы являются:
- анализ состояния и прогнозирование развития конкретной области коммерческой деятельности на предприятии;
- торговое обслуживание покупателей, анализ зарубежного и отечественного опыта в решении подобных задач в сфере коммерции и технологии торговли;
- обоснование коммерческой деятельности либо торгово-технологического процесса оптового или розничного предприятия;
- обоснование методов торгового обслуживания покупателей с учетом особенностей предприятия и возможностей информационных технологий;
- обоснование технологии торгового обслуживания покупателей с учетом обеспечения качества, с проработкой психологических, социальных, экономических, организационных вопросов и с учетом законодательной базы по правам потребителя.
В выпускной квалификационной работе студент должен показать способность выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
1. Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью:
- участвовать в установлении контактов с деловыми партнерами, заключать договора и контролировать их выполнение, предъявлять претензии и санкции;
- на своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение;
- принимать товары по количеству и качеству;
- идентифицировать вид, класс и тип организаций розничной и оптовой торговли;
- оказывать основные и дополнительные услуги оптовой и розничной торговли;
- участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг;
- применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения;
- использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы;
- применять логистические системы, а также приемы и методы закупочной и коммерческой логистики, обеспечивающие рациональное перемещение материальных потоков;
- эксплуатировать торгово-технологическое оборудование.
2. Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности:
- использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации;
- оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем;
- применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов;
- определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату;
- выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;
- обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;
- участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений;
- реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации;
- применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты.
3. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров:
- участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества;
- рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию;
- оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями;
- классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества;
- контролировать условия и сроки хранения и транспортировки товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов;
- обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями;
- производить измерение товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные;
- работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
Объектом выпускной квалификационной работы может быть:
- потребность населения в конкретных видах товаров и торговых услуг с учетом социально-демографических особенностей и организационно-экономических факторов конкретного региона (предприятия);
- коммерческая деятельность торговых организаций;
- розничная торговая сеть;
- торгово-технологические процессы магазинов;
- торгово-технологические процессы оптовых баз;
- управление продажами;
- логистика в коммерческой деятельности;
- коммерческая деятельность на рынке торгово-технологического оборудования, назначение и технико-экономические характеристики отдельных видов и моделей, оптимальный их выбор для повышения уровня технического обеспечения торгово-технологических процессов и дополнительного обслуживания покупателей;
- предпринимательская деятельность различных организационно-правовых форм в области коммерции;
- труд торговых работников и его рациональная организация;
- условия труда работников торговли;
- охрана труда и техника безопасности;
- разработка системы послепродажного и гарантийного послеремонтного обслуживания технически сложных товаров.
Выпускная квалификационная работа должна носить элементы научно-исследовательского характера в различных научных направлениях коммерции, проведению организационно-экономического анализа и оптимизации принятия решений на различных стадиях коммерческой деятельности, построению региональных моделей хозяйственных связей, разработке прогрессивных технологий торговли и торгового обслуживания населения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях оказания студентам методической помощи при выборе темы выпускной квалификационной работы, ее выполнении и оформлении результатов.