Вопрос 4. методы финансовой деятельности
ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ.
Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Роль выражается в 2ух функциях:
1. Распределительная. Финансы распределяют стоимость валового общественного продукта и национального дохода, тем самым обеспечивают каждого хозяйствующего субъекта определёнными финансовыми ресурсами, т.е. это позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики.
2. Контрольная. Позволяет отследить, куда и как расходуются денежные средства, поэтому в государстве создана целая система органов, отслеживающих целевое назначение денежных средств.
ВОПРОС 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.
Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
Структура:
· Централизованные денежные фонды(создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства):
а) государственные внебюджетные фонды
б) государственные и муниципальные кредиты
· Децентрализованные денежные фонды(образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения):
а) Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)
б) Финансы домашних хозяйств
ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ.
Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития.
Формы:
· Правовые( в результате принимаются финансово-правовые акты):
а) издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;
б) издание индивидуальных правовых актов;
в) заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;
г) реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;
· Неправовые(финансово-плановые акты – содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов):
а) проведение совещаний;
б) финансово-экономический анализ;
в) прогнозирование;
г) разъяснение финансового законодательства.
д) привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.
Принципы
· Общеправовые:
· законность;
· демократизм;
· федерализм.
· Специально-правовые:
· единство финансовой политики и денежной системы РФ;
· финансовая самостоятельность территориальных образований;
· достоверность, полнота, гласность;
· финансовое планирование;
· соблюдение финансовой дисциплины;
· адресность.
Принцип приоритета публичных интересов в правовом регулировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предполагает использование финансово-правовых институтов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значение его действие приобретает в кризисных экономических условиях.
Принцип федерализма, согласно которому в финансовой деятельности должны сочетаться обще федеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ). Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).
Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый порядок финансирования бюджетных расходов и т.д.
Единство финансовой политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75).
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта Федерации.
Принцип гласности. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
Принцип плановости выражается в том, что деятельность государства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.
Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.
ВОПРОС 4. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Методы – способы (средства) для достижения определённых целей. Бывают общие и специальные методы.
Общие:
1. Командно-волевой (императивный). Не допускает свободного волеизъявления второй стороны.
2. Рекомендательный.
3. Метод согласований. Применяется между равнозначными органами.
Специальные: образование:
1. Налоговый;
2. Неналоговые платежи; (обязательная налоговая пошлина)
3. Обязательные платежи; (штрафы)
4. Добровольные платежи;
5. Эмиссия.
Распределение:
1. Метод кредитования;
2. Метод финансирования; (отпуск денежных средств без возврата)
3. Метод трансфертных платежей, (выделение денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другую), дотации (без указания цели).
Методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы;
1. Метод собирания денежных средств;
2. Методы их распределения и использования.