Вопрос 4. методы финансовой деятельности

ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВ.

Финансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Роль выражается в 2ух функциях:
1. Распределительная. Финансы распределяют стоимость валового общественного продукта и национального дохода, тем самым обеспечивают каждого хозяйствующего субъекта определёнными финансовыми ресурсами, т.е. это позволяет государству обеспечить постоянное и эффективное развитие всех отраслей экономики.
2. Контрольная. Позволяет отследить, куда и как расходуются денежные средства, поэтому в государстве создана целая система органов, отслеживающих целевое назначение денежных средств.

ВОПРОС 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

Финансовая система – это совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Структура:

· Централизованные денежные фонды(создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства):

а) государственные внебюджетные фонды

б) государственные и муниципальные кредиты

· Децентрализованные денежные фонды(образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения):

а) Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

б) Финансы домашних хозяйств

ВОПРОС 3. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ.

Финансовая деятельность государства — это деятельность по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов, обеспечивающих функционирование государства на каждом этапе его развития.

Формы:

· Правовые( в результате принимаются финансово-правовые акты):

а) издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

б) издание индивидуальных правовых актов;

в) заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

г) реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

· Неправовые(финансово-плановые акты – содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов):

а) проведение совещаний;

б) финансово-экономический анализ;

в) прогнозирование;

г) разъяснение финансового законодательства.

д) привлечение к ответственности лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

Принципы

· Общеправовые:

· законность;

· демократизм;

· федерализм.

· Специально-правовые:

· единство финансовой политики и денежной системы РФ;

· финансовая самостоятельность территориальных образований;

· достоверность, полнота, гласность;

· финансовое планирование;

· соблюдение финансовой дисциплины;

· адресность.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регу­лировании отношений в области финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Этот принцип предпола­гает использование финансово-правовых институтов в целях госу­дарственного регулирования экономики, исходя из общезначи­мых задач общества. В конечном итоге реализация этого принципа отражается на частных интересах личности. Особо важное значе­ние его действие приобретает в кризисных экономических усло­виях.

Принцип федерализма, согласно которому в финансовой дея­тельности должны сочетаться обще федеративные интересы с инте­ресами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функ­ций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации (в рамках Конституции РФ). Федеральные государственные органы и государственные орга­ны власти субъектов Федерации осуществляют функции финансо­вой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: ус­тановление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая феде­ральные банки (п. «е» ст. 71), федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (п. «з» ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообло­жения и сборов в Российской Федерации (п. «и» ст. 72). Вне этих пределов субъекты Российской Федерации обладают в области фи­нансов всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).

Единство финансовой политики и денежной системы. Само­стоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый поря­док финансирования бюджетных расходов и т.д.

Единство финансовой политики требует единой денежной сис­темы в стране. Согласно Конституции РФ денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключитель­но Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмис­сия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея­тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов Федерации в равной мере распространяется федераль­ное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Россий­ской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Фе­дерации осуществляет собственное правовое регулирование фи­нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель­ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов мест­ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности за­конодательством РФ и соответствующего субъекта Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет, образуют и используют внебюджетные целевые фонды, устанавли­вают местные налоги и сборы в соответствии с федеральным зако­нодательством и законодательством субъекта Федерации.

Принцип гласности. Любые нормативные акты, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность го­сударства и муниципальных образований по формированию, рас­пределению и использованию финансовых ресурсов осуществляет­ся на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

Принцип законности означает необходимость строгого соблюдения требований финансово-правовых норм всеми участниками отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного само­управления, предприятия, организации, учреждения и граждан.

ВОПРОС 4. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Методы – способы (средства) для достижения определённых целей. Бывают общие и специальные методы.

Общие:
1. Командно-волевой (императивный). Не допускает свободного волеизъявления второй стороны.
2. Рекомендательный.
3. Метод согласований. Применяется между равнозначными органами.
Специальные: образование:
1. Налоговый;
2. Неналоговые платежи; (обязательная налоговая пошлина)
3. Обязательные платежи; (штрафы)
4. Добровольные платежи;
5. Эмиссия.
Распределение:
1. Метод кредитования;
2. Метод финансирования; (отпуск денежных средств без возврата)
3. Метод трансфертных платежей, (выделение денежных средств с одного уровня бюджетной системы на другую), дотации (без указания цели).

Методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы;

1. Метод собирания денежных средств;

2. Методы их распределения и использования.

Наши рекомендации