Функции государственного бюджета
В последние годы стал преобладающим взгляд на госу- дарственный бюджет с позиции экономической сущности как на самостоятельную экономическую категорию. С позиции законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как основной финансовый план государства.
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет распределительную (перераспредели- тельную) и контрольную функции. Благодаря первой происхо- дят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возмож- ным определить, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как факти- чески складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределе- ния через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства “сигна- лизировать” о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, со- ответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей. Основу контрольной функции состав- ляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответ- ствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Основными функциями государственного бюджета как ос- новного финансового плана государства, утверждаемого законо- дательным органом власти, с экономико-законодательной точки зрения являются: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование эконо- мики; финансовое обеспечение социальной политики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется до 40% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресур- сов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, во- енно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способ- ствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
Через государственный бюджет, как известно, перераспре- деляется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального произ- водства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизован- ными и децентрализованными фондами денежных средств, оп- ределяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.
Через расходы и налоги бюджет выступает важным ин- струментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Го- сударственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства — авиастроению, атомной промышленности, энер- гомашиностроению и некоторым другим, в частности связан- ным с освоением космоса и защитой природной среды. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используется налоговая политика путем применения соответ- ствующего налогового механизма.
Большое значение имеет социальная направленность бюд- жетных средств. В социальной политике основными приоритета- ми являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, об- разования и культуры, решение жилищной проблемы.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюд- жета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который явля- ется реальным воплощением бюджетной политики и отражает
конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
На основе бюджетного механизма можно практически ис- пользовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов.