Институт банкротства и его роль в антикризисном управлении
Институт банкротства является неотъемлемым атрибутом рыночной экономики и выполняет следующие основные функции:
– служит инструментом реструктуризации, обеспечивающим выход из рынков неконкурентоспособных предприятий;
– является инструментом страхования рисков предпринимательской деятельности, который обеспечивает защиту кредиторов от неплатежей должников;
– является инструментом перераспределения собственности в странах с рыночной экономикой [16, c.93].
Становление института банкротства в современной Беларуси началось с принятия еще до распада Советского Союза Закона Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. № 826-ХП «Об экономической несостоятельности и банкротстве» — первого такого закона в республиках СССР, который носил скорее декларативный и концептуальный характер, не содержал детально регламентированных процедур банкротства и состоял из 46 статей. Тот закон имел три редакции и утратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. № 423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» [19].
При создании действующего Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» использовался опыт ведущих государств с рыночной экономикой. Закон о банкротстве стал основой для дальнейшего развития в Беларуси законодательства об экономической несостоятельности. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм. В основе этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Беларуси:
- об экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя;
- о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания либо иным образом его действия;
- о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами);
- об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица;
- об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица и другие [26, c.119].
В Указе Президента Республики Беларусь от 5 февраля 2013 г. № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.02.2013, 1/14062) сделан акцент на досудебных мерах по оздоровлению предприятий. Отличие Указа от Закона о банкротстве в том, что теперь четко прописаны положения, регулирующие обязанности руководителя, собственника, а именно – что конкретно и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда.
Основным нормативным документом, используемым в настоящее время для диагностирования потенциального банкротства субъектов хозяйствования в отечественной социально-экономической практике является Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27 декабря 2011 г. № 140/206 с изм. от 7 июня 2013 года №40/41 [30]. Коэффициенты, используемые в качестве показателей для оценки платежеспособности, и их нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования» [21].
По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования. Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования. Причем анализ финансового состояния и платежеспособности в соответствии с Инструкцией № 140/206 производится только в целях установления оснований для открытия банкротства и определения возможности (невозможности) восстановления платежеспособности субъекта хозяйствования — должника. Здесь следует отметить, что умышленное создание (увеличение) неплатежеспособности влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 240 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Так, легальными признаками банкротства являются:
- неплатежеспособность;
- имущественная недостаточность [23, c.19].
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятия (Приложение А).
При рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:
- защитный период;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение;
- иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством [23, c.19].
При рассмотрении дела о банкротстве должника – индивидуального предпринимателя или обычного гражданина (должника) в Беларуси применяются следующие процедуры банкротства:
· конкурсное производство;
· мировое соглашение;
· иные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством.
Конкурсное производство включает в Беларуси следующие процедуры:
· санацию;
· ликвидационное производство [23, c.22].
Процедуры, применяемые к предприятиям-должникам, можно разделить на реорганизационные и ликвидационные.
Хозяйственный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:
· восстановления платежеспособности должника в процессе санации;
· заключения мирового соглашения;
· удовлетворения всех предъявленных требований кредиторов до принятия хозяйственным судом решения по делу о банкротстве;
· установления ложного банкротства;
· отсутствия оснований, предусмотренных законодательством [5, c.173].