ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. Пути укрепления доходной части федерального бюджета (на материалах бюджета РФ)

Пути укрепления доходной части федерального бюджета (на материалах бюджета РФ).

Пути укрепления доходной части бюджета субъекта РФ (на материалах бюджета субъекта РФ).

Пути укрепления доходной части бюджета муниципального образования (на материалах бюджета муниципального образования).

Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств (на материалах бюджета РФ или бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования).

Направления совершенствования механизма управления государственным долгом (на материалах бюджета РФ или бюджета субъекта РФ).

Направления совершенствования механизма управления муниципальным долгом (на материалах бюджета муниципального образования).

Бюджетный профицит: проблемы и перспективы формирования и распределения (на материалах бюджета РФ).

Бюджетный дефицит: проблемы и перспективы финансирования и преодоления (на материалах бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования).

Совершенствование управления государственными финансами в РФ.

Совершенствование государственного финансового контроля в РФ.

Совершенствование межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления.

Бюджетная реформа в РФ как условие роста эффективности общественных финансов.

Совершенствование механизма финансирования федеральных целевых программ.

Финансовый аспект приоритетных национальных проектов: проблемы и перспективы развития.

Совершенствование механизма финансовой помощи муниципальным образованиям (на материалах бюджета муниципального образования)

Трансформация финансовой политики в условиях реформирования финансовой системы.

Направления оптимизации финансовой системы в условиях реформирования экономики.

Финансовый рынок как механизм реализации финансовых отношений: проблемы и тенденции развития.

Финансы домохозяйств как элемент финансовой системы государства: проблемы и перспективы развития.

Роль финансовых посредников в перераспределении финансовых ресурсов в экономике.

Финансы коммерческих организаций как фактор укрепления доходной базы бюджетной системы.

Совершенствование механизма финансирования бюджетных учреждений.

Содержание бюджетного процесса и направления его оптимизации (на материалах бюджета РФ или бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования).

Совершенствование механизма формирования и распределения Стабилизационного фонда РФ.

Государственное регулирование АПК России как условие укрепления их финансового состояния.

Усиление стимулирующего воздействия финансово-кредитных рычагов на предпринимательскую активность в АПК России.

Формирование нефтегазового фонда как условие обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы.

Формирование благоприятного инвестиционного климата как условие укрепления доходной базы региона (на материалах Курской области).

Совершенствование инвестиционной политики региона (на материалах Курской области).

Проблемы и перспективы развития государственных социальных внебюджетных фондов в РФ.

Проблемы и перспективы развития отношений России с международными финансовыми организациями.

Совершенствование государственного регулирования финансов коммерческих предприятий.

Методические рекомендации преподавателям кафедры по руководству курсовых работ по проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам курса "Финансы".

Методические приемы написания курсовых работ по проблемно-поисковым и дискуссионным вопросам

Проблемно-поисковая и дискуссионная тематика курсовых работ предла­гается студентам, как правило, успешно справляющимися с курсом и заинте­ресованным в дальнейшем развитии знаний, полученных на лекциях и прак­тических занятиях изучения пособий, монографий и статей отечественных и зарубежных авторов.

Предъявляемая на кафедру работа должна являться результатом самостоятельной работы студента. Студент сам определяет интересующую его тему, конкретизируется, может назвать тему самостоятельно, исходя из круга своих научных интересов, если такая тема не вошла в перечень, предлагае­мый кафедрой.

Студент может выбирать тему исследования с таким расчетом, чтобы она затем была продолжена в работе над дипломом.

Основная цель, которая должна быть достигнута при выборе проблемной или дискуссионной темы, наряду с более детальным, глубоким ознакомле­нием с учебной литературой, изучаемой студентом в процессе подготовки к семинарским занятиям, докладам, экзаменам, которая дает, в основном, на­грузку на механическую память (т.к. опирается на информационно-иллюстративный метод изложения учебника - широкое использование всех средств активизации познавательно-мыслительной деятельности и на этой основе формирование творческого подхода к восприятию реальной действи­тельности и высоких профессиональных качеств.

Самостоятельная работа по предлагаемой тематике в отличие от про­граммной, которая закладывает основы курса, должна:

1) строиться на активном участии в поиске и приобретении новых зна­ний, рождении истины;

2) расширять представлении о курсе;

3) выявлять различные точки зрения на проблему.

Это позволит сдвинуть традиционное, стандартное представление о науч­ной категории, понятии, которое за неимением достаточного количества вре­мени зачастую складывается в процессе подачи теоретического и практиче­ского курса, в сторону постановки проблемы и своего отношения к ней.

Курсовая работа по проблемно-поисковой и дискуссионной тематике в процессе вузовского обучения дается, во-первых, после прохождения курса по предмету и прямо показывает качество и глубину усвоенного знания, и заинтересованность курсом.

Во-вторых - предоставленная работа дает возможность оценить качество знаний и степень самостоятельной подготовки по одной из важнейших тем курса, что углубляет и расширяет знания.

В-третьих, позволяет самостоятельно обобщить, переработать, проанали­зировать, переосмыслить все законодательные акты, монографические изда­ния, статьи периодической печати, что включает познавательно-мыслительную деятельность и заставит полемизировать, задавать вопросы, делать выводы, высказывать свое отношение к проблеме. Задачей кафедры является:

1) тщательное определение дискуссионных и проблемно-поисковых тем по актуальным вопросам курса;

2) профессиональный и методический подбор литературы;

3) осуществление текущего контроля, который предусматривает постоян­ные встречи и обсуждение литературы, плана, темы, параграфов и глав в обя­зательном порядке;

4) ориентирование студента на изучение необходимых законодательных актов статей, инструктивных писем, мало или совсем не затронутых вопросов на практических и теоретических занятиях и могущих придать дополнитель­ную глубину работе и вызвать значительный интерес самого исследователя:

5) четкое выделение всех сопутствующих проблем;

6) постановка альтернативных, неразрешенных противоречивых вопросов и определение своего отношения к ним.

Преподавателю и студентам, ведущим научную самостоятельную работу по предлагаемой тематике, необходимо учитывать некоторые особенности и методические приемы ее написания.

1. Главным методическим приемом является взаимосвязь курсовой работы с материалами лекций и практических занятий. В этом случае курсовая работа будет являться материалом, завершающим, закрепляющим и углубляющим знания. Поэтому желательно, темы такой самостоятельной работы не повто­ряли материалы программы, а отражали наиболее важные, сложные в теоре­тическом отношении проблемы, дополняли и развивали их в целях углубле­ния программы.

2. Главная цель, которую должны преследовать преподаватель и студент за­ключается в активизации логического мышления, вовлечении в динамиче­ский поиск причинно-следственных связей изучаемых закономерностей, в познании внутренних связей между фундаментальными, глубинными и по­верхностными процессами.

3. Основным пунктом методической работы преподавателя со студентами по написанию курсовой работы по предлагаемой тематике должна быть подго­товка к ее написанию, которая включает:

а) Выявление круга интересов студента и перспективы их развития (включая дипломную практику и написание дипломной работы) с которыми он пришел на кафедру «Финансы и кредит».

б) Тщательный отбор (с необходимыми рекомендациями преподавателя) спи­ска используемой литературы. (Для студента рекомендации преподавателя по использованию литературы - это 90% успеха).

в) Чтение, монографирование, конспектирование отобранной литературы, выявление проблемных, дискуссионных, теоретически непроработанных си­туаций, концентрация внимания на основных теоретических, методических вопросах темы.

г) Составление плана. Его утверждение ведущим работу преподавателем.

д) Написание введения:

1) Раскрывается место и значение темы в курсе.

2) Разработанность темы.

3) Обзор литературы и авторов (краткий) по этой тематике.

4) Актуальность исследования.

5) Цели и задачи.

6) Перечисляются узловые проблемы темы, подлежащие анализу в ра­боте.

7) Контрольная проверка введения преподавателем для выяснения пра­вильности написания по форме (оформление введения) и по содержа­нию (выделение цели и проблемы исследования, актуальности).

ж) Для придания работе характера научного исследования необходимо при­менять методы: научной абстракции; системности; диалектического единст­ва; единства исторического и логического; статистической обработки эконо­мической информации.

4. Преподаватель должен следить за ходом изложения научной дискуссии, требовать:

1) аргументации (не принимать заявления декларативного характера за хорошее и отличное научное исследование);

2) отражения в работе предельно возможного количества точек зрения, так как исследования двух или трех позиций может привести к поверхностно­му восприятию содержания, отвлечению внимания студента от логической последовательности в разрешении узлового момента, кроме того, затруд­нит преподавателя в выставлении объективной оценки;

3) систематизации точек зрения:

4) личного отношения к дискуссии.

5.Студенты не должны бояться возникновения в работе моментов интеллек­туального затруднения, которые могут быть решены в дальнейшем, при вы­полнении им работ на других кафедрах, при написании дипломной работы в условиях расширения и углубления профессиональных знаний. В этом случае сотрудничество преподавателя и студента может сохраниться до пятого кур­са и завершается дипломной практике и написании дипломной работы.

6.Необходимость написания курсовых работ по проблемно-поисковой тема­тике состоит и в том, что такого рода исследование подводит к "проблемной ситуации", что в свою очередь обуславливается в выявлении противоречий (несоответствий) между, например:

- абстрактным представлением и практикой;

- имеющимися знаниями и требованиями познания новых, более сложных вопросов для чего ранее приобретенных знаний становится не­достаточно;

- знанием того, что происходит на практике и трудностями в его теоретическом осмыслении, и стремлением преодолеть их.

7.Преподаватель должен умело нацеливать студентов использовать точки противоречия, разные позиции авторов с тем, чтобы:

а) способствовать наиболее углубленному овладению теорией;

б) развивать логическое мышление;

в) развивать искусство полемики.

Все эти качества вместе должны способствовать повышению профессионального мастерства.

8."Проблемная ситуация" имеет положительный результат тогда, когда вы­зывает у студента желание выйти из нее, снять противоречие. В свою оче­редь, это убедительно говорит о том, что студент хорошо освоил курс, про­читанный на кафедре, и это позволит ему в дальнейшей профессиональной работе самостоятельно углублять знания и приобретать новые.

ВСЕ

Дополнительно

Наши рекомендации