Тема 14. оценка финансового состояния предприятия
Лекция 17. Оценка финансового состояния предприятия
Основные понятия:
планово-аналитическая функция; методы финансового анализа; валюта баланса; финансовое состояние предприятия; ликвидность; платежеспособность; коэффициенты ликвидности; коэффициенты платежеспособности; собственные оборотные средства; корпоративное финансовое планирование; бюджет.
Планово-аналитическая функция
Любой хозяйствующий субъект можно рассматривать как некую социально-экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, предложение и реализация которых обеспечивают достижение основных целей, определяющих и оправдывающих сам факт создания данного субъекта. Финансовые ресурсы играют при этом огромную, если не решающую, роль. На момент основания предприятия, а также в первые годы его функционирования приоритетное значение имеет инвестиционный аспект управления финансами; в дальнейшем относительно большее значение приобретают вопросы оптимизации финансирования текущей деятельности, в частности анализ и прогнозирование денежных потоков, эффективное управление финансовой структурой компании и др. После того как предприятие стабилизировало свою деятельность, приоритет отдается обеспечению ритмичности и бесперебойности в достижении основных целей.
Координация деятельности предприятия, обеспечивающая целенаправленность и ритмичность его работы, осуществляется путем формирования некоторой системы управления. Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами. Один из достаточно распространенных вариантов представления, когда общие функции в известном смысле олицетворяются с отдельными этапами процесса управления, приведен на рис.14.1.
... => Анализ => Планирование => Организация =>Учет => Контроль => Регулирование =>Анализ =>...
Рис. 14.1. Взаимосвязь общих функций управления
Анализ – одна из общих функций управления экономическими системами. Безусловно, субъекты могут существенно различаться по видам своей деятельности, ее масштабам, организационно-правовым формам, целевым установкам; это накладывает определенный отпечаток и на содержание аналитических процедур и функций. Несмотря на различия в трактовке и наполняемости аналитических процедур в зависимости от вида и объекта анализа, целевых установок, сопутствующих факторов (временного, личностного, информационного и др.), не вызывает сомнения тезис о том, что принятию любого управленческого решения должно предшествовать определенное аналитическое его обоснование.
В рыночной экономике предприятия вынуждены самостоятельно планировать свои действия в условиях конкурентной среды. Предприятие в условиях рынка может выжить лишь при условии стабильного генерирования прибыли. Для этого ему нужно таким образом построить свою деятельность, чтобы получаемые доходы превышали его расходы. Извлечение доходов – это риск по своей природе; имеется в виду, что если некая сфера бизнеса является привлекательной, то в нее обязательно попытаются войти конкуренты. Поэтому плановые ориентиры должны подтверждать возможность получения прибыли и в дальнейшем. В этих условиях гораздо важнее перспективный анализ, в результате которого могут быть получены более или менее обоснованные прогнозы изменения в будущем ситуации на рынках и разработаны превентивные меры по нивелированию действия возможных негативных факторов. Значимость ретроспективного анализа, в результате которого выясняются причины имевших место отклонений от плановых заданий, менее существенна, хотя, безусловно, не отвергается.
В этой ситуации резко возрастает значимость умения оценить финансовую состоятельность действующего или потенциального контрагента. Поэтому роль методик оценки финансового состояния предприятия резко усиливается.
Успешно работающее предприятие сталкивается и еще с одной проблемой – проблемой инвестирования. Речь идет как о развитии собственной базы, т.е. о реинвестировании прибыли с целью наращивания производственных мощностей, так и об инвестировании в другие сферы бизнеса и в финансовые активы. Инвестирование в новые сферы бизнеса представляет собой реализацию идеи разумной диверсификации бизнеса, позволяющей сравнительно безболезненно переносить временные спады, обусловленные снижением спроса на основную продукцию фирмы. Что касается финансовых инвестиций, то имеется в виду формирование инвестиционного портфеля, позволяющего получать дивидендный и процентный доходы. Формирование и поддержание такого портфеля предполагает оценку инвестиционной привлекательности эмитентов. Таким образом, в условиях рынка планово-аналитическая функция системы управления:
· приобретает большую финансовую ориентированность;
· отдает приоритет прогнозному перспективному анализу перед ретроспективным;
· уходит от «точных» оценок в сторону задания коридоров варьирования основных показателей;
· совместно с системой учета направлена на более полную реализацию коммуникативной функции (доступность годового отчета компании становится одним из ключевых аргументов при установлении бизнес-контактов).