Ярославский филиал Финуниверситета
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)
Ярославский филиал Финуниверситета
Краткая история, настоящее и будущее Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.
План:
1.Введение
2.История создания Вуза и его отцы – основатели
-московский финансовый институт в условиях создания плановой
экономики
-московский финансовый институт в послевоенное время
-московский финансовый институт в период перестройки
3. Финансовый университет при становлении рыночных отношений и в
наши дни
4.Дальнейшие тенденции и перспективы развития финансового университета
5.Заключение
Введение:
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации входит в первую десятку лучших вузов России. Финансовый университет прошел длинный путь своего становления и смог занять свое место среди лучших университетов страны.
В марте 2009 года наш вуз отметил свое 90-летие, а в 2010 году получил статус Финансового университета при правительстве Российской Федерации. В «Стратегии и программе развития Финансового университета», утвержденных Ученым советом в 2010 году, отмечается: «…мы ценим прошлое, но основываясь на достигнутом, строим будущее». Только обратившись к истокам Финуниверситета, изучив историю, мы лучше понимаем причины и характер структурных преобразований, происходящих в настоящее время, особенности формирования профессорско-преподавательского коллектива Университета, значение научных и методических достижений.
Безусловно, огромную роль в становлении вуза сыграли его ректоры. Именно они дали новый толчок развитию вуза, придали новые импульсы движению вперед нашего вуза.
В 1890-1910 года сформировались материальные и интеллектуальные ресурсы, без которых существование финансово-экономического вуза не возможно. И вот, уже спустя сто лет, в начале ΧΧI века Россия вступает в эпоху новой модернизации, в соответствии с которой развивается Финансовый университет. История университета делится на четыре этапа:
Первый этап – приходится на период с 1920 до середины 1940-х годов. Время, когда происходило становление финансово – экономического образования в России как самостоятельной отрасли в условиях создания плановой модели экономики. Происходило накопление опыта, разрабатывались новые методики обучения, создавались первые научные работы, учебные программы, учебники. И, на протяжении двух десятков лет, шла реорганизация финансовых вузов, которая заключалась в поиске путей оптимальной подготовки кадров.
Второй этап – начался после победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, характеризуется возрастание и укреплением качественных и количественных параметров учебной и научной деятельности. Главной целью на тот момент была – подготовка дипломированных специалистов для социалистической экономики. Важным новым явлением в жизни вуза стало установление тесных связей научных исследований с потребностями государственных органов власти и управления, промышленных предприятий и банков. Многие выпускники тех лет занимали руководящие посты в финансовых учреждениях СССР.
Третий этап связан с перестройкой советской экономики, началом экономической реформы 1987-1989 годов, зарождением рыночных отношений. В соответствии с потребностями, которые возникали при зарождении рынка, произошли преобразования в структуре вуза и организации учебного процесса, исследовательской деятельности преподавателей. Изменилось содержание дисциплин. В 1991 году Московскому финансовому институту был присвоен статус Федерации. В 1990-е годы Финансовая академия успешно осуществляла подготовку высококвалифицированных специалистов для новой экономики. Выпускники тех лет работают во многих отраслях экономики, занимают ведущее положение в крупных компаниях и государственных органах России.
И, вот, сегодня уже Финансовый университет вступает в четвертый, новый этап своей истории. И перед вузом встают новые задачи: стать инновационным научно – образовательным центром в финансовой сфере и максимально содействовать решению задач модернизации национальной экономики. Выпускники Финансового университета, благодаря полученным в нем знаниям должны стать конкурентоспособными не только на российском, но и на зарубежном рынке труда. И, именно мы – студенты Финансового университета и есть будущее нашего вуза, нашей страны. Каждый из нас должен обладать информацией об учебном заведении, в котором мы учимся, гордиться его историей.
Свой реферат я бы хотела полностью посвятить теме развития и становления нашего университета. Провести нить своего повествования от его образования и до наших дней, тем самым подчеркнув то, насколько быстро развивался университет и какие перспективы ждут его студентов в будущем.
Если говорить об истории финансового университета, то свое начало она берет в далеком 1917 году, когда в результате революции к власти пришли большевики. Однако по причине того, что у них не было ясной экономической программы, необходимых знаний, практического опыта, которые не обходимы для руководства такой страной, первые месяцы своего правления они руководствовались лишь теориями об отмирании торговли при социализме и о господстве прямого продуктообмена. Таким образом, на основе этих представлений они приступили к радикальным хозяйственным преобразованиям – национализации земли, промышленных предприятий, капиталов. Такие меры привели к окончательному развалу промышленности, уничтожению банковской системы, гиперинфляции, возникли серьезные трудности в организации работы государственного аппарата управления. Начинаются забастовки служащих Государственного банка, казначейства и бывшего министра финансов, которые парализовали экономическую и финансовую жизнь страны и поставили новую власть на грань краха. Большевики начинают срочно создавать собственную систему подготовки специалистов. Первые советские финансисты набирались из рабоче-крестьянской среды. Они должны были обладать знаниями основ «буржуазной» финансовой науки. Таким образом, укрепляя свою власть, большевики учредили в Москве, Петрограде, Киеве, Харькове вузы финансово – экономического профиля как альтернативу дореволюционным коммерческим институтам.
Развитие промышленности и денежно-кредитной системы вызвали потребность в квалифицированных руководителях в области финансовой политики. Это побудило заместителя наркома финансов Д.П. Боголепова создать в начале 1918 года первые в стране курсы советских финансовых работников. Слушателями этих курсов были члены партии большевиков, руководители губернских и уездных финотделов. Курсы были краткосрочными, рассчитаны на обучение в течении трех недель по двум предметам – счетоводству и сметному делу. Остальные предметы – статистика, организация государственного контроля, учение о государстве, банковское дело, ведение народного хозяйства в социалистическом государстве – читались в виде обзорных лекций. Их вели коллеги Д.П. Боголепова по НФК, преподаватели Петроградского университета.
В феврале 1918 года, по причине разраставшейся гражданской войны СНК принял решение о переводе столицы в Москву. В мае все внимание руководства партии было сосредоточено на вопросе заключения Брестского мира, поэтому все текущие вопросы финансово-экономической и образовательной политики отошли на второй план. В провинции вопросы организации управления на местном уровне стояли остро, и здесь помог опыт Петроградских краткосрочных курсов. Препятствием для быстрой и широкой подготовки финансовых работников на местах было отсутствие квалифицированных преподавателей.
Таким образом, сформировать одновременно слой высших финансовых управленцев и преподавателей было возможно только в Москве. 6 февраля 1919 года газета «Экономическая жизнь» сообщила о создании финансово – экономического института.
2 марта 1919 года в МФЭИ – первом финансово – экономическом институте нашей страны – начались занятия. Первым ректором был назначен Д.П. Боголепов. Являясь членом партии большевиков до революции, он читал дисциплины в Московском университете, Московском коммерческом и Московском частном юридическом институтах. Став заместителем наркома, он выступил организатором советского финансово – экономического образования.
Первым проректором был назначен член коллегии НКФ А.М. Галаган, крупнейший специалист в области теории и практики бухгалтерии. На открытии МФЭИ присутствовали руководство вуза и первые слушатели, заместитель заведующего финансовым отделом НКФ и профессор института, А.С. Микаэлян, выступил с речью. В которой было отмечена главная задача МФЭИ – подготовить большевиков – финансистов в короткий срок – за шесть месяцев. В 1920- 1921 годах курс обучения стал двухлетним , который включал в себя четыре семестра с чтением лекций, работой семинаров, зачетами и экзаменами, написание квалификационных работ.
Началась работа по набору слушателей. 6 марта 1919 года газета «Известия» опубликовала обращение МФЭИ к отделам и учреждениям Моссовета направлять его служащих для подготовки специалистов финансовых учреждений губернских и уездных исполкомов. Первый набр состоял из 300 человек. Две трети имели среднее, специальное и высшее образование. И, благодаря достаточно высокому уровню подготовки, уже через 6 месяцев выпустили первых специалистов. Именно этим МФЭИ и отличался от Института народного хозяйства (ныне – российский экономический институт имени Плеханова) и экономического отделения факультета общественных наук МГУ, в которых обучение было рассчитано на четыре года.
Именно по причине непродолжительности обучения в МФЭИ под сомнение была поставлена его судьба, как высшего учебного заведения.
Новый нарком финансов Н.Н. Крестинский, с начала 1919 года, взявши курс на свертывание денежного обращения, считал нецелесообразным существование вуза финансово – экономического профиля.
В апреле 1919 года комиссия из членов коллегии Наркомфина изучила программу , состав лекторов и слушателей МФЭИ и приняла решение, по которому вуз мог продолжить свою работу до середины августа, когда предполагался первый выпуск. МФЭИ не был закрыт и проработал еще два года. В этом была заслуга его руководителей: Д.П. Боголепова, А.С. Микаэляна, А.М. Галагана.
В уставе МФЭИ, принятом в 1920 году определялись цель и задачи, организационная структура, особенности учебной деятельности, способ управления. Целью вуза была подготовка специалистов в области кассового , сметного, налогового дела и экономического строительства советской России. Обучение в МФЭИ было бесплатным.
В МФЭИ преподавалось 35 учебных дисциплин, организованных в философско - исторический, общеэкономический, финансовый и юридический циклы. Для осуществления столь обширной программы Д.П. Боголепов пригласил с экономического отделения факультета общественных наук МГУ крупных ученых – экономистов и юристов – И.Х.Озерова, М.А. Рейснера, В.М. Экземплярского, С.В. Познышева, С.Б. Членова, Л.И. Лубного – Герцыка. Занятия в МФЭИ проводили так же и руководители Наркомфина – его глава Н.Н. Крестинский, заведующий отделом прямых налогов и пошлин Л.Л. Оболенский и другие.
Политика «военного коммунизма» завела страну в тупик. Вся промышленность, сельское хозяйство, финансы, транспорт находились в катастрофическом положении. В дополнении к этому, в начале 1921 года наступает кризис власти. Попытка сформировать систему безденежного хозяйства привела к разрушению высшего образования, в том числе и финансового экономического. В 1919 -1920 годах из – за отсутствия денежных средств, закрываются десятки вузов. Из восьми финансово – экономических вузов остается всего три. В МФЭИ число студентов сократилось до 43. Уменьшается штат преподавателей: 11 профессоров, 4 преподавателя общеобразовательных дисциплин и два преподавателя иностранных языков.
Президиум и преподаватели МФЭИ предпринимали попытки спасти вуз. А.М. Галаган, который был ректором вуза на тот момент, предложил преобразовать вуз «в высшую школу нормального типа, с трехлетним курсом обучения», оставить два факультета – педагогический и хозяйственный. Педагогический готовил преподавателей по финансово – экономическим дисциплинам, а хозяйственные – давать знания, необходимые для практической деятельности в финансовых учреждениях, хозяйствах промышленного, менового и потребительского характера. Уже к марту 1921 года были разработаны программы, а в апреле подготовлены и направлены в комиссариат просвещения, отвечающий за подготовку специалистов для народного хозяйства документы, необходимые для реорганизации института.
По началу, в Наркомате к этому предложению отнеслись одобрительно: «Организация подготовки преподавания счетных наук крайне необходима, - отмечало его руководство, - Финансово – экономический институт следовало бы учредить на правах повышенного техникума». Однако, голод, финансово – экономический кризис, отсутствие четкой программы – все это позволило деятелям Наркомпроса вместо перестройки института 4 августа 1921 года его закрыть.
Преподавательские кадры хозяйственного факультета, учебные планы и программы передавались Московскому промышленно- экономическому институту, в котором был создан финансово – экономический факультет.
Таким образом, можно сделать вывод, что МФЭИ внес большой вклад в становление финансово – экономического образования, хоть и просуществовал всего три года. Вуз справился со всеми задачами, которые поставил перед собой.
Свертывание вуза до уровня финансового факультета стало ошибочной мерой. Для преодоления разрухи, оздоровления денежного обращения требовались квалифицированные руководители – финансисты. И в марте 1922 года при Наркомфине были организованы центральные курсы по подготовке финансовых работников.
В 1918 году большевики изменили принципы организации и управления учебными заведениями, которые были утверждены министром финансов С.Ю. Витте в 1896 году. Теперь в соответствии с «Положением о единой трудовой школе» обучение было бесплатным, внедрялось самоуправление, поощрялось педагогическое новаторство. Все частные и общественные заведения стали государственными, а их имущество национализировалось.
Учебные заведения переименовывались. В первую очередь эта мера коснулась коммерческих училищ.
Термин «коммерция» был изъят из обращения, так как новая власть провозгласила торговлю спекуляцией. Училища стали называть промышленно – экономическими или народно – хозяйственными. Коммерческие училища выпускали специалистов для всех отраслей экономики. В их числе было Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, уровень преподавания в котором приближался к вузовскому. Статус вуза он получил уже при большевиках.
В первые послереволюционные годы остро стал вопрос о нехватке финансистов. Поэтому, накануне 1918/1919 учебного года на специальном заседании был поднят вопрос о бывших коммерческих училищах. Член коллегии Наркомпроса П.И. Шелков, выпускник Московского коммерческого института, предложил младших учеников коммерческих училищ перевести в общеобразовательные школы, а из старших классов создать промышленно- экономические группы.
По предложению П.И. Шелкова старшие классы Александровского коммерческого училища преобразовали в промышленно – экономические группы, а затем в промышленный техникум, который расположился в здании Александровского коммерческого училища и получил его богатейшую материальную базу. А уже к 1919 году техникум был преобразован в промышленно – экономический институт. Первым ректором этого института стал П.И. Шелков. В 1920 году выпускники МПЭИ направлялись на руководящие должности в государственные учреждения и промышленные предприятия.
МПЭИ в отличии от МФЭИ смог выжить в условиях разрухи и голода, а так же успешно готовить специалистов для народного хозяйства. Все это было благодаря тому, что были сохранены «исторические корни», материальная база, которая до революции оценивалась более, чем в один миллион долларов.
В 1923-1925 года начинается новая эпоха в образовательной политике страны. Этот период и стал решающим в судьбе МПЭИ, когда он стал одним из ведущих столичных вузов. По распоряжению правительства и Наркомпроса в МПЭИ создаются учебные планы и программы для трех- и четырехлетнего образования. Теперь прием на обучение осуществлялся после успешной сдачи экзаменов. Преимуществом при поступлении, в то время, пользовались выходцы из рабочей среды, члены партии и комсомола, так же лица, рекомендованные партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями и командированные из Красной армии. Во вторую очередь принимались окончившие подготовительные курсы при институте, а потом уже все остальные. В середине 1920 года в МПЭИ обучалось 550-600 человек, из них около 340-350 человек из партийно – комсомольской прослойки. Чтобы поддерживать такой уровень, в МПЭИ проводились «чистки» по классовому признаку.
Статус вуза МПЭИ получил в 1923 году. В нем было два отделения: промышленное, которое выпускало специалистов для фабрик и заводов и экономическое – готовило кадры для торговли и финансовой сферы. На первый курс планировалось принять всего 300 человек: 200- слушателей на экономическое отделение и 100 – на промышленное.
С 1925 года студенты МПЭИ обучались на основе новых, идеологизированных программ того времени. Обучение было «пропитано» марксистской теорией.
Наряду с лекциями проводили семинары и практика на предприятиях. Специализация осуществлялась на втором и третьем курсах.
1920-е годы были временем расцвета МПЭИ. Решились все проблемы с финансированием, стабилизировалась его структура, учебные планы. Но, уже в 1928-1929 года начались политические процессы, направленные против «буржуазных спецов». В первую очередь «чистки» коснулись руководителей и сотрудников Наркомфина. И, так как, ведущие работники Наркомфина вели занятия в МПЭИ, то репрессии обрушились на его преподавателей и сотрудников. «Вычищены» были и студенты. МПЭИ обезлюдел и в 1930 году был расформирован. В очередной раз политика вмешалась в жизнь института. Факультеты ты отделения МПЭИ послужили базой для создания новых вузов. Промышленный факультет был преобразован в Московский инженерно – экономический институт, кооперативный стал основой для организации Московского института потребительской кооперации, на основе финансового факультета создан Московский финансово – экономический институт Наркомфина СССР.
Настоящее финансового университета.
В 1191 году после распада СССР, в стране устанавливается новый политический режим. Проводится новая политика во всех сферах жизни. Это привело к необходимости значительного числа высококвалифицированных специалистов для финансово – банковской системы. В этих условиях деятельность финансовой академии приобрела большое значение в системе профессиональной подготовки. В результате, наш вуз был преобразован в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. Новое время диктовало новые требования к подготовке специалистов для финансово – банковской сферы. Были открыты новые направления: «Экономика» и «Менеджмент», а так же новые специальности: «Антикризисное управление», «Государственное и муниципальное управление», «Математические методы в экономике», «Налоги и налогообложение», «Юриспруденция». На протяжении всех лет ректорства А.Г. Грязновой происходили изменения в структуре Финакадемии. Преобразовывались старые факультеты, образовывались новые.
Глубокие структурные изменения развернулись с избранием в октябре 2006 года новым ректором финансовой академии М.А. Эскиндарова, которые работал до этого первым проректором. Президентом Академии была избрана А.Г. Грязнова. Они работают над повышением качества подготовки выпускников и конкурентоспособности вуза, превращают его в научно образовательный комплекс, отвечающий самым высоким международным требованиям.
В 2007 году институты были реорганизованы в факультеты: финансов и кредита, менеджмента, управления, международный факультет экономики и юриспруденции; создан международный финансовый факультет с подготовкой бакалавриатов и магистров на английском языке. На базе института государственной службы была создана Высшая школа государственного управления. В 2008 году был создан факультет довузовской подготовки.
Организовались новые кафедры: «Страховое дело», «Ценные бумаги и биржевое дело», «Налоги и налогообложение», «Социология» и другие.
В 2005-2006 годах в ряде регионов открываются представительства Академии для повышения качества подготовки абитуриентов.
Таким образом, Финансовая Академия развилась в мощный образовательный комплекс с разветвленной структурой подготовки специалистов. Она включала в себя систему довузовской подготовки, вузовскую и послевузовскую подготовку, а так же различны виды дополнительного профессионального образования.
Масштабные изменения произошли и в содержании учебного процесса. С 1992 года в Финансовой Академии началась реализация планов многоуровневой подготовки «бакалавр - магистр», с сохранением квалификации «специалист»
Одной из важных задач при подготовке современных специалистов является развитие аналитического мышления, способность быстро адаптироваться к новациям, уметь работать с большим объемом информации. Именно для этого в процесс обучения широко внедряются проблемный подход при чтении лекции и активные формы обучения на семинарах: деловые, ролевые игры, компьютерные игры, дискуссии.
Большое внимание уделялось обучению основам поведения на рынке труда, развитию у студентов предпринимательского потенциала, овладению методами работы в конкурентной среде. Совершенствовалась система контроля знаний. Были введены письменные экзамены, 100-бальная система оценки.
Говоря о развитии финуниверситета нельзя не упомянуть преподавателей, который отдали свой труд и знания на подготовку высококвалифицированный специалистов. Больше половины преподавателей имеют ученые степени и звания.