Оценка уровня децентрализации бюджетной системы
Различные точки зрения:
1) Богачева–Амиров: Цель – оценить сбалансированность или несбалансированность бюджетной системы РФ, используя в основе коэффициент бюджетной самостоятельности бюджетов субъектов РФ (если он равен 1, то субъект РФ абсолютно самостоятелен).
Россия (в сер. 1990-х гг.) – 0,33;
Колумбия (кон. 1980-х гг.) – 0,5;
Пакистан (кон. 1980-х гг.) – 0,53;
Бразилия (кон. 1980-х гг.) – 0,89;
Германия (кон. 1980-х гг.) – 0,79;
Канада (кон. 1980-х гг.) – 0,79;
США (кон. 1980-х гг.) – 0,88.
Среди государств с федеративным типом устройства, Россия в последнее время занимает низшие позиции. Вывод: уровень децентрализации недостаточный, маленький.
2) исследования Минфина: цель – та же, оценить степень централизации. По нижеприведенным данным нельзя сказать, что Россия в чем-то отстает. Данные на конец 90-х.
Государство | Доля региональных и местных бюджетов в общих налоговых доходах всей бюджетной системы | Финансовая помощь регионам из федерального бюджета в % от общих доходов регионов |
Канада | 58% | 12% |
США | 52% | 16% |
Германия | 52% | 18% |
Китай | 48% | 32% |
Россия | 45% | 15% |
Бразилия | 38% | 25% |
Австралия | 32% | 38% |
Индия | 32% | 40% |
Мексика | 22% | 35% |
3) консультанты аппарата президента: в 1980-1990 гг. общая мировая тенденция такова, что практически все страны с развитой рыночной экономикой шли по пути децентрализации, но её уровень был существенно различен в разных странах (темпы разные). По темпам Россия превысила аналогичные показатели по децентрализации многих федеративных государств с развитой экономикой. На бюджеты субъектов РФ и федерального уровня в России приходится примерно на 12% финансовых ресурсов больше, чем в США. Уровень децентрализации финансовых ресурсов бюджетной системы России выше: Японии в 1,5 раза, США в 1,9 раза, Канады и Германии в 2,5 раза, Франции и Италии в 3 раза (данные на конец 90-х гг.).
Вывод: проблемы сложные и нуждаются в различных оценках. В зависимости от того какие показатели брать, можно получить и различные результаты. По степени децентрализации финансовых ресурсов Россия достаточно децентрализована и не уступает в среднем государствам с развитой экономикой. Но если сравнивать расходные полномочия местных органов власти, то получается, что фактически региональные и местные органы власти перегружены федеральными мандатами (государственные полномочия, которые передаются на местный и региональный уровень). Массы льгот, где установлены тарифные ставки. Деньги есть, но распоряжаться ими региональные и местные органы власти могут только на основе установленных федеральными центрами полномочий – единая тарифная сетка бюджетников.
Тема. Межбюджетное регулирование.
Механизмы межбюджетного регулирования
1) механизм налогового регулирования
расписание налогов по трем уровням: исключительно федеральные и местные, и регулирующие налоги (которые делятся между бюджетами)
(устанавливаются доли) — налоговое распределение
На западе: налоговые трансферты
2) Фонды
распределение фондов:
1) ФФПР – фонд финансовой поддержки субъектов федерации, действует с 1994 года,
2) фонд компенсаций, действует с 2001 года,
3) фонд софинансирования социальных расходов, действует с 2003–2004 гг.,
4) фонд регионального развития, действует с 2000 года,
5) фонд реформирования региональных финансов, 2001–2004, («умирает»).
цели:
1) выравнивание текущего потребления,
2) обеспечение гарантий государства (социальные пособия и льготы населению)
3) софинансирование расходов в социальной сфере, то есть 50% дает фонд, а 50% местный бюджет (процентное соотношение может быть различным) - реконструкция, строительство социальных объектов,
4) софинансирование регионального развития, по схеме п.3,
5) реформы в бюджетной сфере региона.
принципы распределения (рассчитываются по формулам):
1) налоговый потенциал (понимаются доходы) и нормативные расходы,
2) рассчитывается количество льготников и лиц, имеющих компенсации, т.е. сколько на них будет выделяться денег из бюджета,
3) учитывается ход реформ социальной сферы, где эффективней и быстрее реформы, туда денег вкладывается больше,
4) на основе конкурса инвестиционных проектов, нет формулы.
тип финансовой помощи:
1) дотации
2) субвенции
3) субсидии
условия предоставления:
1) только для высоко дотационных, но условие - их бюджет должен исполняться в федеральном казначействе (кассовое обслуживание),
2) целевое использование средств,
3) выполнение социальных программ,
4) условие софинансирования.
Существование фондов — дело рук самих региональных властей, федеральное законодательство не регулирует вопросов взаимоотношений регионального бюджета с местным. Как правило, существуют два фонда: фонд финансовой поддержки МО (выделяет деньги в форме дотаций на безвозвратной и безвозмездной основе) и фонд компенсаций. В рязанской области этих фондов нет.
ФФПР и ФФПМО:
1) через него распределяется гораздо больше ресурсов, чем через все другие фонды вместе взятые (здесь наибольше всего денег).
2) подвергается наибольшей критике, и пережил эволюционные изменения за десятилетие.