Оценка уровня децентрализации бюджетной системы

Различные точки зрения:

1) Богачева–Амиров: Цель – оценить сбалансированность или несбалансированность бюджетной системы РФ, используя в основе коэффициент бюджетной самостоятельности бюджетов субъектов РФ (если он равен 1, то субъект РФ абсолютно самостоятелен).

Россия (в сер. 1990-х гг.) – 0,33;

Колумбия (кон. 1980-х гг.) – 0,5;

Пакистан (кон. 1980-х гг.) – 0,53;

Бразилия (кон. 1980-х гг.) – 0,89;

Германия (кон. 1980-х гг.) – 0,79;

Канада (кон. 1980-х гг.) – 0,79;

США (кон. 1980-х гг.) – 0,88.

Среди государств с федеративным типом устройства, Россия в последнее время занимает низшие позиции. Вывод: уровень децентрализации недостаточный, маленький.

2) исследования Минфина: цель – та же, оценить степень централизации. По нижеприведенным данным нельзя сказать, что Россия в чем-то отстает. Данные на конец 90-х.

Государство   Доля региональных и местных бюджетов в общих налоговых доходах всей бюджетной системы Финансовая помощь регионам из федерального бюджета в % от общих доходов регионов
Канада 58% 12%
США 52% 16%
Германия 52% 18%
Китай 48% 32%
Россия 45% 15%
Бразилия 38% 25%
Австралия 32% 38%
Индия 32% 40%
Мексика 22% 35%

3) консультанты аппарата президента: в 1980-1990 гг. общая мировая тенденция такова, что практически все страны с развитой рыночной экономикой шли по пути децентрализации, но её уровень был существенно различен в разных странах (темпы разные). По темпам Россия превысила аналогичные показатели по децентрализации многих федеративных государств с развитой экономикой. На бюджеты субъектов РФ и федерального уровня в России приходится примерно на 12% финансовых ресурсов больше, чем в США. Уровень децентрализации финансовых ресурсов бюджетной системы России выше: Японии в 1,5 раза, США в 1,9 раза, Канады и Германии в 2,5 раза, Франции и Италии в 3 раза (данные на конец 90-х гг.).

Вывод: проблемы сложные и нуждаются в различных оценках. В зависимости от того какие показатели брать, можно получить и различные результаты. По степени децентрализации финансовых ресурсов Россия достаточно децентрализована и не уступает в среднем государствам с развитой экономикой. Но если сравнивать расходные полномочия местных органов власти, то получается, что фактически региональные и местные органы власти перегружены федеральными мандатами (государственные полномочия, которые передаются на местный и региональный уровень). Массы льгот, где установлены тарифные ставки. Деньги есть, но распоряжаться ими региональные и местные органы власти могут только на основе установленных федеральными центрами полномочий – единая тарифная сетка бюджетников.

Тема. Межбюджетное регулирование.

Механизмы межбюджетного регулирования

1) механизм налогового регулирования

расписание налогов по трем уровням: исключительно федеральные и местные, и регулирующие налоги (которые делятся между бюджетами)

(устанавливаются доли) — налоговое распределение

На западе: налоговые трансферты

2) Фонды

распределение фондов:

1) ФФПР – фонд финансовой поддержки субъектов федерации, действует с 1994 года,

2) фонд компенсаций, действует с 2001 года,

3) фонд софинансирования социальных расходов, действует с 2003–2004 гг.,

4) фонд регионального развития, действует с 2000 года,

5) фонд реформирования региональных финансов, 2001–2004, («умирает»).

цели:

1) выравнивание текущего потребления,

2) обеспечение гарантий государства (социальные пособия и льготы населению)

3) софинансирование расходов в социальной сфере, то есть 50% дает фонд, а 50% местный бюджет (процентное соотношение может быть различным) - реконструкция, строительство социальных объектов,

4) софинансирование регионального развития, по схеме п.3,

5) реформы в бюджетной сфере региона.

принципы распределения (рассчитываются по формулам):

1) налоговый потенциал (понимаются доходы) и нормативные расходы,

2) рассчитывается количество льготников и лиц, имеющих компенсации, т.е. сколько на них будет выделяться денег из бюджета,

3) учитывается ход реформ социальной сферы, где эффективней и быстрее реформы, туда денег вкладывается больше,

4) на основе конкурса инвестиционных проектов, нет формулы.

тип финансовой помощи:

1) дотации

2) субвенции

3) субсидии

условия предоставления:

1) только для высоко дотационных, но условие - их бюджет должен исполняться в федеральном казначействе (кассовое обслуживание),

2) целевое использование средств,

3) выполнение социальных программ,

4) условие софинансирования.

Существование фондов — дело рук самих региональных властей, федеральное законодательство не регулирует вопросов взаимоотношений регионального бюджета с местным. Как правило, существуют два фонда: фонд финансовой поддержки МО (выделяет деньги в форме дотаций на безвозвратной и безвозмездной основе) и фонд компенсаций. В рязанской области этих фондов нет.

ФФПР и ФФПМО:

1) через него распределяется гораздо больше ресурсов, чем через все другие фонды вместе взятые (здесь наибольше всего денег).

2) подвергается наибольшей критике, и пережил эволюционные изменения за десятилетие.

Наши рекомендации