Принудительная реорганизация коммерческой организации

В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.
Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:
1) существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
2) отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
3) существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.
Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, а также о таком разделении или выделении в отношении некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев.

В данной области есть ФЗ от 8 декабря 2003 года «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».
В случае выявления фактов нарушения конкуренции иностранными лицами РФ вправе применить специальные защитные меры.
Основания и порядок применения специальных защитных мер
Специальные защитные меры - это меры по ограничению импорта на таможенную территорию РФ, которые применяются по решению Правительства РФ посредством введения импортной квоты (ограничение импорта по количеству или стоимости товаров); введения специальных пошлин (в т.ч. предварительных) - которые взимаются не от ввозной таможенной пошлины
Основания
Импорт товара осуществляется в количестве и на условиях, причиняющих серьёзный ущерб отрасли российской экономики либо создающих угрозу причинения такого ущерба
Срок введения не более 4 лет; может быть продлён, но не более 8 лет
Примеры Например, установлены количественные ограничения на ввоз в РФ лампы накаливания. Больше всего - для киргизской республики. Введены специальные пошлины на сухие пекарные дрожжи. За одну тонну - 225 лье.
Основания и порядок применения антидемпинговых мер
Все антидемпинговые меры введены на товары из Украины. Все они введены осенью 2005 года. На подшипниковые трубы. На котельные трубы. На нефтегазовые трубы.
Антидемпинговые меры - это меры по противодействию демпинговому импорту, которые применяются по решению ППРФ посредством введения антидемпинговой пошлины (взимается независимо от ввозной таможенной пошлины) и одобрение ценовых обязательств, принятых экспортёром (экспортёр в письменной форме принимает условия о пересмотре цены)
Основания применения:
Импорт товара на таможенную территорию РФ причиняет либо создаёт угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики
Существенно замедляется создание отрасли российской экономики.
Материальный ущерб отрасли российской экономики выражается в сокращение объёмов производства аналогичного товара в РФ; снижение рентабельности производства такого товара; негативное воздействие на занятость, уровень заработной платы в отрасли, уровень инвестиций.
Применению антидемпинговых мер обязательно предшествует расследование МЭРТ
Срок действия антидемпинговой меры - не более 5 лет.
Основания и порядок применения компенсационных мер
Это мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства - либо союза иностранных государств на отрасль российской экономики, применяемой по решению Правительства посредством введения компенсационной пошлины (в т.ч. предварительной) и одобрения обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства, союза иностранных государств или экспортёром
Основания применения компенсационной меры к импортируемому товару:
Если при его производстве, экспорте или транспортировке использовалась специфическая субсидия иностранного государства
А его импорт на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, либо создаёт угрозу причинения такого ущерба, либо существенно замедляет создание соответствующей отрасли российской экономики
Срок введения меры не может быть больше 5 лет.
Примеры. ППРФ декабря 2005 года
Было выявлено, что при производстве на Украине прутков для армирования железобетонных конструкций использовалась субсидия иностранного государства
Порядок проведения расследования
Введению всех этих защитных мер обязательно должно предшествовать расследование, проводимое специальным уполномоченным органом.
В РФ это - МЭРТ (Греф) - пункт 2 Положения о МЭРТ
Расследование проводится по инициативе российских производителей; по инициативе самого министерства
По результатам расследования в Правительство представляется доклад и проект решения Правительства
И в течение 14 дней принимается решения о введении защитной меры или ничего не делать
Для оценки применения данной меры может быть введено наблюдение за импортом отдельных видов товаров
Наблюдение вводится по решению Правительства.
Наблюдение осуществляется посредством выдачи министерством экономического развития и торговли разрешения на импорт определенного товара

Наши рекомендации