Бюджетно-правовой статус КУ
Ст. 6 БК дает определение КУ, из которого для нас важно, что КУ может быть создано любым публично-правовым субъектом и важно, что финансирование КУ осуществляется на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета применяется только для КУ (больше нигде не применяется) как оформление финансирования. КУ может быть как учреждением, которое оказывает публичные услуги (образовательные, услуги в области здравоохранения), но КУ также признаются и органы власти, если они приобретают статус юр лица, то они приобретают этот статус только в организационно-правовой форме казенного учреждения.
В ст. 6 есть также определение получателя казенных средств, этим получателем признаётся КУ, тут принципиально важно, что законодатель связывает с получателем бюджетных средств его право принимать на себя обязательства от имени публично-правового образования и исполнять их за счёт средств соответствующего бюджета. Т.е. КУ в гражданском обороте действует от имени публично-правового образования, от его имени приобретает обязательства, исполняет за счет средств его бюджета, поэтому логично, что ответственность за неисполнение этих обязательств лежит на создавшем его публичном субъекте.
Тут возникает сложный нюанс. Средства КУ не отделены от средств казны. Когда сталкиваемся со сложными ситуациями на практике надо помнить, что средства КУ – это средства казны, в отличии от АУ и БУ, средства которых от казны отделены. Если это средства казны, то соответственно режим этих средств будет подчиняться БК РФ и актам, которые изданы в соответствии с БК. Если это средства иного учреждения, то у них иной правовой режим, там мы говорим о субсидии – будет сложный правовой режим – она есть и в БК, но в основном этот режим определяется бюджетным законодательством.
Можно выделить несколько признаков КУ, исходя из БК и доктринальных подходов.
1. КУ – юрлицо.
2. КУ находится в ведении только одного ГРБС, связь только с одним, «одна любовь, одна связь».
3. Финансирование деятельности КУ осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета, т.е. бюджета того публично-правового образования, который его создал.
4. Для финансирования используется бюджетная смета, как специальный документ, специальная процедура только для КУ.
5. Для КУ единственно возможным счетом является лицевой счет, который открывается и ведется в органе ФК, финансовом органе, если это субъект ФР, финансовом органе муниципального образования, если это МО.
6. КУ имеет право на принятие и исполнение бюджетных обязательств. Тут и проявляется его участие в бюджетном процессе.
7. КУ создается для оказания только публичных услуг.
КУ могут быть федеральными, региональными и муниципальными. Какие у нас бывают муниципальные образования? Мун. район, городской округ, поселение, внутригородская территория городов Москва и СПб, новое МО – внутригородской район города, который имеет соответствующее деление.
Ст. 161 и 162 БК РФ определяют в совокупности бюджетный режим КУ. Но ст. 161 – статья, которая называется «КУ», а 162 – называется «Получатели бюджетных средств». Законодатель разводит эти два понятия, Шевелева не видит глубинной мысли в этом разведении, но эти две статьи изначально существовали в БК РФ, поэтому и остаются. Но единственный момент надо понимать – КУ может оказаться органом власти и в этом смысле будут особенности, но во всех смыслах КУ – это получатель, в том числе и когда КУ – это орган публичной власти.
Что мы видим дополнительно к тому, что было уже сказано? КУ составляет, утверждает, исполняет бюджетную смету. ГРБС не утверждает бюджетную смету, а устанавливает только порядок утверждения, а само утверждение – это прерогатива КУ в том порядке, который предъявил ГРБС.
КУ ведет бюджетный учет – это подконтрольная деятельность, то есть осуществляется контроль по данным бюджетного учета.
КУ имеет право осуществлять приносящую доход деятельность по тем видам, которые предусмотрены у него в уставе, но доходы от этой деятельности – это доходы соответствующего бюджета, они поступают в бюджет, улучшения благосостояния самого КУ от этого не происходит. В этом отличие от БУ, оно получает такие средства в свое самостоятельное распоряжение, соответственно у него есть стимул осуществлять такую деятельность. У КУ такого стимула нет, поэтому такая деятельность – обременение, обязанность. Например, в организационно-правовой форме созданы все учреждения исполнения наказания, но, исходя их положений соответствующего законодательства, эти учреждения должны организовать труд заключенных, труд этот не бесплатный, поэтому в результате исполнения этих обязанностей возникает доход, который частично выплачивается заключенным, а остальное – в доход федерального бюджета, потому что учреждения исполнения наказания могут быть только федерального уровня.
Другой пример, Академия Генеральной Прокуратуры создана в форме КУ, это образовательное учреждение. Академия имеет право оказывать платные образовательные услуги, но этот доход – доход федерального бюджета (Академия – федеральное КУ).
В отношении КУ существуют определенные запреты и ограничения, которые отражают особенности бюджетно-правового статуса.
¾ В частности, КУ не могут заключать договоры на получение кредитов или займов (потому что отвечает за это публичный субъект, и он не хочет, чтобы у него возникала задолженность).
¾ КУ не предоставляются субсидии, бюджетные кредиты. Субсидии не предоставляются, потому что используется другой способ финансирования – бюджетная смета. А бюджетные кредиты не предоставляются потому что за них также надо платить, надо возвращать, а КУ такой возможности не имеют.
¾ Запрет на использование расчетного счета в силу того, что средства не отделены от казны – т.е. только лицевой счет.
¾ И запрет на использование доходов от приносящей доход деятельности.
Бюджетная смета
Главное то, что бюджетная смета включает в себя только коды бюджетной классификации, которые относятся к расходам. Типичная ошибка на экзамене – переход от сметы доходов и расходов к бюджетной смете не улавливается. Для БУ по прежнему используется смета доходов и расходов. Бюджетная смета – смета только по расходам. КУ получает право осуществить расход за счет публично-правового образования и от его имени, а доходов у КУ вообще нет. Также не путать доход с правом осуществить расход.КУ для того, чтобы осуществить расход, получает средства от публично-правового образования, но при этом получает не доход, а право осуществить расход.
Право осуществить расход строго подчиняется бюджетной классификации. Бюджетная классификация – все там очень строго, детализировано, никакой дискреции КУ не остается, все строго по смете.
Ст. 221 БК РФ говорит о бюджетной смете. Бюджетная смета – совокупность лимитов бюджетных обязательств. ЛБО – право осуществить расход по соответствующему коду бюджетной классификации.
Существует приказ Минфина, видимо, по бюджетной смете (реквизитов не называет, есть на слайдах).