Конфликты: виды, причины, способы управления
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений и позиций субъектов взаимодействия. Конфликты являются неотъемлемым компонентом человеческой деятельности, поэтому менеджеры должны уметь управлять конфликтом исходя из интересов и целей организации.
Виды конфликтов могут быть различны. Они классифицируются по следующим признакам:
1) по степени воздействия на эффективность работы - конструктивные (продуктивные, функциональные) и деструктивные (непродуктивные, дисфункциональные);
2) по числу участников - внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой конфликт;
3) по содержанию – эк-е, технологические, социальные, национальные ;
4) по степени выраженности - открытые, скрытые, потенциальные;
5) по направленности воздействия – вертикальные, диагональные, горизонтальные;
6) по способу разрешения – антагонистические и компромиссные;
7) по природе возникновения – деловые и личные;
8) по скорости протекания – быстротечные и затяжные.
Каждый вид конфликта характеризуется определенными признаками. В практической сфере они проявляются взаимосвязано.
Причины конфликтов:
1) по источнику проблемы - внутренние и внешние;
2) по основе конфликта – деловые и личностные;
3) по характеру причин - объективные и субъективные;
4) по субъекту (инициатору конфликта) – инициированные руководителем или подчиненным.
В зависимости от типа межличностных отношений причины возникновения конфликтных ситуаций могут быть:
¾ организационно-управленческие;
¾ материально-технические;
¾ правовые;
¾ финансовые, материальные;
¾ оценочные;
¾ коммуникативные;
¾ социальные, демографические;
¾ личностные, индивидуально-психологические;
¾ моральные, нравственные.
В реальной конфликтной ситуации имеет место одновременное сочетание нескольких причин. Чтобы эффективно управлять конфликтами, менеджер должен анализировать их причины, давать им адекватную оценку и принимать решения, направленные на устранение причин конфликта.
Методы управления конфликтами – совокупность приемов (способов) воздействия на конфликт с целью его оптимального разрешения. Различают структурные и межличностные методы:
1. Структурные методы – оказывают воздействие на содержание конфликта, наиболее применимы для конструктивных конфликтов, используются, как правило, для регулирования отношений в группах. Они вкл:
1) разъяснение требований к работе – четкое описание рабочих мест, прав, обязанностей, функций, разъяснение результатов, ожидаемых от работника или рабочей группы, порядка предоставления информации, системы полномочий и ответственности, четкое определение политики, процедур и правил организационного поведения;
2) введение жесткой системы единоначалия – установление жесткой иерархии для определения порядка подчиненности и ответственности, исключения двойственности подчинения, дублирования управления;
3) использование координационных и интеграционных механизмов – упорядочение взаимодействия между исполнителями, установление эффективных взаимосвязей, а также оптимизация процесса принятия решений и коммуникаций;
4) постановка общеорганизационных комплексных целей – ориентация усилий персонала на достижение общих целей, объединение индивидуумов, групп и отделов для совместного комплексного решения проблем организации;
5) совершенствование системы вознаграждений – установление общих оценочных показателей, стимулирование труда по результатам достижений группы или организации в целом;
6) поощрение бесконфликтной работы – использование материальных и нематериальных форм поощрения персонала за отсутствие конфликтов;
7) разрешение с учетом целей конфликтов – выяснение сути конфликта, определение истинных целей его участников, конструктивное обсуждение проблемы для устранения противоречий и нахождения оптимального решения.
2. Межличностные методы – оказывают воздействие на участников конфликта и применяются, для устранения неконструктивных противоречий.
1) уклонение – уход от конфликта, игнорирование спорных вопросов;
2) сглаживание - примирение, конформизм, призывы к солидарности;
3) принуждение – агрессивное поведение, силовое (властное) подавление 1 из сторон;
4) компромисс – частичное удовлетворение интересов сторон на основе взаимных уступок;
5) рациональное решение проблемы – открытое признание противоречий и нахождение взаимоприемлемых решений по их устранению путем открытого обсуждения, например, проведения переговоров.
Специалисты подтверждают эф-ть переговоров, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон без односторонних +. С целью предупреждения неконструктивных конфликтов менеджеру необх-о осущ-ть в организации мероприятия по профилактике конфликтных ситуаций.