Профициты бюджетов типичны для стран- экспортеров сырьевых ресурсов в период высокой конъюнктуры мирового рынка
Сверхдоходы, получаемые вследствие высоких цен на нефть или иные природные ресурсы :
1) накапливают в качестве остатков на счетах в центральных банках (Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир)
2) аккумулируют в специально созданных фондах невозобновляемых ресурсов (Норвегия, Чили, Кувейт, Оман).
16. Резервный фонд РФ: причины и источники его формирования. Управление Резервным фондом в РФ.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.
Величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта.
Резервный фонд формируется за счет:
Ø дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины;
Ø доходов от управления средствами Резервного фонда.
Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета, планируемые к зачислению в Резервный фонд, определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой на соответствующий финансовый год цены на нефть, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть.
Под базовой ценой на нефть на очередной финансовый год понимается цена на нефть сырую марки "Юралс". , рассчитанная как среднегодовая цена на нефть за один баррель (одну тонну), в сумме, эквивалентной долларам США, за пятилетний период.
Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.
17. Фонд национального благосостояния: причины и источники его формирования. Управление ФНБ в РФ.
ФНБ - представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях:
Ø обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации,
Ø а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
Ø дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.
Ø доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.
Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):[3]
1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
18. Федеральный бюджет РФ: сущность, назначение, структура доходов и расходов.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить какобщественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
.Основные документы, используемые при формировании бюджета:
ежегодное Бюджетное послание президента.
прогноз социально-экономического развития Рязанской области на очередной финансовый год;
основные направления бюджетной и налоговой политики Рязанской области на очередной финансовый год;
перспективный финансовый план;
прогноз сводного финансового баланса Рязанской области на очередной финансовый год и др.
Федеральные и региональные нормативно-правовые акты.
Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
§ федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
§ таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
§ государственную пошлину.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
§ доходов от использования имущества;
§ доходов от продажи имущества;
§ части прибыли унитарных предприятий.
В доходах федерального бюджета также учитываются:
§ прибыль Банка России;
§ доходы от внешнеэкономической деятельности;
§ доходы от реализации государственных запасов и резервов.
Из федерального бюджета финансируются следующие расходы:
§ обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
§ функционирование федеральной судебной системы;
§ осуществление международной деятельности;
§ национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
§ фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
§ государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
§ государственная поддержка атомной энергетики;
§ ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
§ исследование и использование космического пространства;
§ формирование федеральной собственности;
§ обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
19. Бюджет субъекта Федерации: сущность, назначение. Структура доходов и расходов.
Статья 15 БК РФ определяет, что бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) ― форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Виды доходов бюджета:
· Налоговые
· неналоговые
· безвозмездные поступления
Классификация расходов:
по функциональной классификации
по ведомственной классификации
по экономической классификации
расходы, финансируемые за счет собственных источников;
расходы, финансируемые за счет средств ФБ
совместно финансируемые расходы
Расходы бюджета:
-На содержание органов власти СФ;
-Проведение выборов, референдумов;
-Реализацию региональных целевых программ;
-Формирование собственности СФ;
-Осуществление внешнеэкономических связей;
-Содержание и развитие предприятий, учреждений, организаций, находящихся в ведении СФ;
-Обеспечение деятельности СМИ;
-Финансовая помощь местным бюджетам;
20.Бюджет муниципального образования: сущность, назначение. Структура доходов и расходов.
-муниципальное образование – административно-территориальное образование, в котором МСУ осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения ;
- Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
- Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации
Виды муниципальных образований
• городское поселение- город или поселок
• сельское поселение- один или несколько сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.),
• муниципальный район- несколько поселений, межселенных территорий, объединенных общей территорией
• городской округ- городское поселение, которое не входит в состав муниципального района
• внутригородская территориягорода федерального значения - часть территории города федерального значения
Минимальная граница для признания поселения муниципальным образованием - 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек)
ПРОБЛЕМА
• Пороговая величина в тысячу жителей введена законодателем без серьезного экономического обоснования
• Минимальный порог целесообразно установить не ниже 30 тыс. жителей, проживающих на компактной территории.
МСУ – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно И/или через органы МСУ вопросов местного значения.
-Наиболее распространенная структура местной власти включает в себя:
- представительный орган местного самоуправления, который состоит из депутатов;
-выборный глава местного самоуправления (глава муниципального образования) – высшее должностное лицо в муниципальном образовании;
-распорядительно-исполнительный орган местного самоуправления, состоящий из наемных муниципальных служащих.