Технология организации предпринимательства в гостеприимстве. Коммерческий расчёт и оценка возможностей бизнеса
Основная составляющая успеха предпринимательской деятельности в индустрии гостеприимства заключается в технико-экономическом обосновании на предприятиях предстоящих целей, задач и оценке эффективности инвестиционных решений, выбора наилучших способов их осуществления при условии ограниченности ресурсов. На сегодняшнем этапе развития для большинства российских предпринимателей главной задачей является выгодное привлечение и эффективное использование финансовых средств с учетом факторов времени, рисков, инфляции и т.д. Принятием своих управленческих решений предприниматели обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе реализации инвестиционных намерений, на достижение поставленных целей. Таким образом, организация предпринимательской деятельности предусматривает не только управление инвестициями, но и ориентацию участников предпринимательской деятельности на реализацию принятых решений.
История свидетельствует, что именно в эпоху рецессий рождались компании, которые с течением времени становились мировыми брендами – лидерами в своих отраслях (Hyatt Marriott, Burger King и др.). При этом нужно отметить, что их появление не сопровождалось какими бы то ни было значительными инвестициями – эти компании появились в большей степени благодаря гибкости, упорству, новаторству и предприимчивости своих основателей. Для действующих же компаний кризис – хороший шанс избавиться от ненужных, неэффективных и вредных элементов в финансово-экономической деятельности, получив новые возможности для своего развития в будущем.
Коммерческий расчёт — метод ведения хозяйства путём стоимостного (денежного)соизмерения затрат и результатов хозяйственной деятельности. Коммерческий расчёт используется организациями в условиях рыночной системы хозяйствования для достижения максимизации прибыли при оптимальном сокращении затрат.
Основными принципами коммерческого расчета являются:
— достижение максимальной рентабельности функционирования всех отдельных звеньев и организации в целом;
— самостоятельность отдельных звеньев организации в персонально установленных пределах;
— внутренняя окупаемость затрат по отдельным структурным звеньям организации;
— материальная заинтересованность и ответственность каждого структурного звена организации за результат деятельности;
— финансовый контроль за рациональным использованием ресурсов на вех уровнях функционирования организации.
Коммерческий расчёт как метод ведения хозяйственной деятельности подразумевает коммерческую оценку результатов предпринимательской деятельности. Результаты предпринимательской деятельности подразделяются на промежуточные и окончательные. Окончательные результаты, в свою очередь, делятся на абсолютные и относительные.
Абсолютным показателем является прибыль, она бывает: балансовая, чистая, бухгалтерская, экономическая и расчетная.
Относительным показателем является рентабельность, она подразделяется на: рентабельность предприятия, заёмных средств, используемого капитала, реализованной продукции и товарной продукции.
Промежуточным экономическим результатом предпринимательской деятельности является доход. Доходы — любой приток денег, материальных или духовных ценностей (имеющих стоимостную, денежную оценку).
Доходы бывают следующих видов:
Валовой доход организации — выручка, денежные поступления от продажи товаров и услуг, выполнения работ, от продажи движимого и недвижимого имущества, доход (в виде процентов) за предоставленный денежный или товарный кредит, другие поступления в денежной или товарной форме.
Капитальный доход организации — увеличение активов организации, снижение её финансовых обязательств, способствующее увеличению собственного капитала.
Чистый доход организации — разность между её валовым доходом и затратами материальных ресурсов.
Чистый валовой доход организации — сумма годового валового дохода организации за вычетом годовых материальных затрат на их производство.
Доходность капитала организации — прибыльность организации относительно имеющихся в ней капитальных ресурсов. Рассчитывается как отношение балансовой прибыли к балансовой стоимости её чистых активов.
Выручка — денежные средства, полученные от продажи товаров или услуг.
Прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости, выступающая в виде излишка выручки от продажи товара над затратами предпринимателя. Является основной целью предпринимательской деятельности.
Валовая (балансовая) прибыль — разница между выручкой (в денежной форме) от всех видов предпринимательской деятельности и суммой издержек на осуществление этой деятельности за определённый период времени.
Чистая прибыль — разница между валовой прибылью (в денежной форме), налоговыми выплатами и обязательными отчислениями.
Экономическая прибыль — разница между бухгалтерской прибылью и величиной некоммерческих собственных издержек предпринимателя не учтённых в себестоимости. В некоммерческие собственные издержки могут входить упущенные возможности предпринимателя. Другими словами, экономическая прибыль — это бухгалтерская прибыль с учётом альтернативных издержек. Расчётная прибыль — валовая прибыль организации за вычетом платы за ресурсы и процентов за краткосрочные кредиты.
Рентабельность — показатель эффективности предпринимательской деятельности, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитальных средств в ходе осуществления предпринимательской деятельности.
Гостиничный бизнес в мире в последнее время отличается сложными бизнес-моделями. Просто вложить деньги и ждать, когда инвестиции окупятся - плохая идея. Сроки окупаемости могут быть очень длинными, а тенденции рынка все время меняются. Например - с одной стороны считается, что в Москве не хватает гостиниц, а с другой - показатель RevPAR(отношение общей выручки отеля к числу номеров, главный индикатор гостиничного бизнеса) в городе снижается. В то же время, RevPAR в Питере растет. Для того, чтобы не возникало разочарований, вам в любом случае потребуется бизнес-план отеля. Если идти стандартным путем - то сначала надо заказать концепцию гостиницы, затем проект и строительную смету, а потом уже заниматься финансовым моделированием. Проблема в том, что все это стоит значительных денег. А чтобы получить их - сначала надо представить инвестору бизнес-план гостиницы. Разорвать этот круг можно с нашей помощью. Опыт предыдущих гостиничных проектов привел к тому, что у нас появились база знаний, статистика, доступ к каталогам, справочникам и аналитике. В результате, мы можем выстроить ряд логичных и обоснованных допущений и построить на их основе финансовую модель отеля. Кроме того, мы мы можем предложить вам бизнес-модель фракционных продаж гостиничных номеров, которая позволит сократить срок окупаемости проектов в 2 раза, продолжая при этом получать обычные доходы от гостиничного бизнеса. Наше участие в проекте позволит с одной стороны убедить инвестора, а с другой - реально повысить рентабельность отеля. Важным вопросом при составлении бизнес-плана является прогноз стоимости строительства отеля под ключ. Как уже было отмечено выше, более-менее точно это можно сделать при наличии сметы. Однако и без нее можно предварительно определить цену строительства. Дело в том, что гостиничный бизнес - это предмет постоянного изучения большого количества специализированных компаний - от международных гостиничных операторов до разнообразных консалтинговых компаний.
Основываясь на их аналитике, можно сделать набор достаточно реалистичных допущений. Например, данными. за которые можно зацепиться является соотношение стоимости строительства отелей по странам мира, представленное одним известным английским агентством. Как можно видеть на карте, стоимость строительства гостиниц в России находится на том же уровне, что и в США. Соответственно, мы можем использовать американскую статистику, которой много в открытом доступе.
5. Понятие бизнес-плана гостиницы. Характеристика основных разделов бизнес-плана.
Разделы бизнес-плана.
Мы будем рассматривать структуру и предлагаемые названия разделов бизнес-плана на примере предприятия, которое производит и реализует пищевые продукты. Данный пример связан с разработкой бизнес-плана в связи с желанием предприятия выпускать новый вид продукции.
Раздел I. Резюме
Фактически резюме является предельно сокращенной версией бизнес-плана (3-4 страницы текста). Этот раздел находится вначале, хотя его написание осуществляется в конце всей работы. Цель резюме — изложение основных положений разработанного бизнес-плана, чтобы в сжатом виде дать представление о содержании этого документа.
В начале резюме формулируются цели и стратегии, с помощью которых они будут достижимы. Далее дается характеристика выпускаемой продукции, в том числе планируемой к выпуску; ее особенности по сравнению с представленной на рынке, основные финансовые показатели в перспективе, потребность в финансировании и направления использования полученных средств.
Последняя страница резюме должна содержать финансовые результаты, ожидаемые от проекта (финансовое резюме). Здесь приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, затратах на производство, валовой прибыли, уровне прибыльности (рентабельности) вложений, указание о возможном периоде возврата капвложений или предоставленных в кредит средствах.