Новые подходы в проектир организ
Важной функцией современного менеджмента является функция организации управления, так как для достижения эффективности деятельности нужно уметь управлять. Процесс, который занимается структурированием, или организационным проектированием – это процесс построения организации, разработки ее организационной структуры управления. Проектирование организации включает следующие главные направления: структуризацию, композицию, регламентацию, ориентацию.
Композиция заключается в разработке общей структурной схемы организации, с учетом технологических, информационных и иных взаимосвязей и иных взаимосвязей между подразделениями и рабочими местами.
В процессе структуризации, исходя из организационных целей, определяется состав подразделений, их внутренняя структура, задачи, стоящие перед ними и объединяемыми ими рабочими местами и должностями.
Под регламентацией понимается разработка правил, процедур, инструкций, нормативов, которыми должны руководствоваться члены организации; определение основных функций работников, должностных обязанностей, нормативов выполнения операций; информация, ее содержание, периодичность поступления или предоставления.
Ориентация заключается в создании условий для упорядочения положения и движения субъектов и материальных объектов в рамках организации (нумерационная, словесная, словесно-нумерационная, символическая, графическая, цветовая).
Современные оргструктуры должны способствовать:
1) успешной реализации стратегии организации;
2) минимизации затрат; 3) увеличению маневренности; 4) повышению стратегической гибкости, выражающейся в возможности менять направление развития, сохраняя при этом минимальную конфликтность между текущей и перспективной деятельностью; 5) поддержанию собственной динамичности, способности изменять свои формы.
Информация и информационный процесс
Под информацией понимается «отражение в сознании человека характеристик окружающего мира, зафиксированное впоследствии на материальных и иных носителях».В процессе управления информация – это совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой системы и внешней среды. Для того чтобы получить информацию требуется собрать данные, обработать их, привести в форму, удобную для последующего использования и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнить, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки и формы представления полученных результатов.
Cвойства информации и операции с ней.
Информация обладает двумя свойствами, делающими ее незаменимой в процессе управления: способностью отражать события, процессы, явления, возможностью преобразовываться, обрабатываться, храниться, многократно использоваться.
Управленческая информация представляет собой совокупность сведений о состоянии управляющей и управляемой подсистем организации, о ее внутренней и внешней средах. Операции с управленческой информацией: сбор и переработка информации; фиксация информации; консервация информации; транспортировка информации; кодировка; мультипликация информации; хранение информации; преобразование; передача; синтез; сортировка информации; аналитическая обработка, классификация, аннотирование, оценка, контроль за эффективностью использования, уничтожение. Основные требования к управленческой информации: объективность, достоверность, надежность; полнота, доступность (комплексность, краткость, наглядность, выразительность; оптимальность, оперативность и своевременность.
Информационные системы и их типы.
Информационную систему функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их систематизацию и соответствующую обработку, хранение, распределение и отправку полученной информации потребителю для использования в управлении предприятием. Функционирование сформированных информационных систем в совокупности можно определить как процесс, который призван обеспечить:
–выбор и формирование цели управляемого объекта – руководство;
– разработку методов и определение средств достижения управляемым объектом его цели – планирование;
– нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе – регулирование;
- повышать степень обоснованности и обеспечивать своевременность принимаемых решений;
-обеспечивать рост эффективности управления, повышать производительность труда и прибыльность.
Коммуникации в мен-те
Коммуникации – это процесс обмена информацией, включающий субъекты коммуникации (отправителя и получателя), способ коммуникации и объект коммуникации (передаваемую информацию).
Средства коммуникации включают: сети и каналы связи (телефон, телефакс, телекс, почту, электронную почту); служебные записки, отчеты, справочные материалы, рекламу и т. п.; общение подчиненных и руководителей на собраниях, разговоры по телефону, составление документов и т.д.
Формирование коммуникаций зависит от: характеристик внешней среды; задач, решаемых организацией; основных характеристик организации.
Классификация коммуникаций
Коммуникации можно классифицировать как действие, как взаимодействие и как коммуникационный процесс. Коммуникации подразделяются на две группы: между организацией и ее средой и между уровнями управления и подразделениями. К первой группе относятся коммуникации, которые представляют собою информационное взаимодействие с: внешней средой; средствами массовой информации; потребителями и поставщиками; органами государственного регулирования и контроля, союзами и общественными организациями и т.п.
Ко второй группе относятся межуровневые коммуникации: коммуникации между различными подразделениями; коммуникации «руководитель – подчиненный»; коммуникации между руководителем и рабочей группой; неформальные коммуникации.
Коммуникационный процесс
Коммуникационный процесс представляет собой передачу информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания. Выделяют следующие основные составляющие коммуникационного процесса: 1) В самом сжатом виде это: отправитель информации; сообщение; средство передачи информации; получатель информации. 2) В детализированном виде это: источник информационного сообщения; сообщение; передатчик; отправитель; приемник; декодирование; получатель; обратная связь.
Виды коммуникационных сетей: открытые сети типа: змея, звезда, шпора, тент, палатка, дом. замкнутые сети типа: круг, колесо.