Экон и мен кач. Соврем концепция управл кач
В мировой практике, и это закреплено в международных стандартах, качество интерпретируется как совокупность свойств и характеристик, относящихся к способности товаров и услуг удовлетворять существующие и ожидаемые потребности. В условиях рыночной экономики качество рассматривается с позиции потребителя. Улучшение качества определяется восприимчивостью предприятий к оперативному использованию последних достижений научно-технического прогресса, требованиями внутреннего и международного рынка, потребностями потребителей товаров и услуг. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000, в которых установлены четкие требования к системам обеспечения качества, определены основные положения по сертификации систем качества.
Основные показатели качества продукции:
По количеству характеризуемых свойств все показатели качества делятся на: единичные, комплексные, определяющие, интегральные.
Показатели назначения. Надежность. Показатели назначения товара характеризуют его отдачу при использовании по назначению: надежность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность
Показатели экологичности и технологичности изделий.
Экологичность - сложное свойство качества, характеризующее степень вредного воздействия на человека и окружающую среду. Экологичность изделий оценивается: по содержанию вредных примесей в их составе; по выбросу в почву, воду, воздух вредных веществ при производстве товаров; по содержанию радиоактивных элементов; по уровню издаваемых шумов или вибрации.
Менеджмент качества.
Объектом управления может выступать либо вся совокупность свойств товаров и услуг, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство. Субъект управления- управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить качество товаров и услуг с учетом интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологии.
Обеспечение качества требует создания на предприятии специальной системы, включающей организационную структуру, ответственность, процедуры, технико-технологическое и ресурсное обеспечение, контроль качества материальных потоков и качества труда на всех этапах, начиная от поступления сырья до реализации продукции.
Менеджмент качества представляет собой процесс: последовательных действий по оценке и переработке информации о качестве; изучения запросов потребителей и адекватного реагирования на них; определения направлений управленческого вмешательства; принятия решений и контроля за их исполнением.
Схема управления качеством включает в себя: цели, работу с персоналом, маркетинговые исследования, мероприятия, направленные на выполнение требований к качеству, процесс контроля качества, действия по обеспечению качества, направленные сверху вниз и снизу вверх; подведение итогов работы, разработка и доведение до исполнителей очередных мер, направленных на повышение качества.
Современная концепция управления качеством.
Первая тенденция заключается в глобализации, интернационализации и открытости мирового рынка, ужесточении конкуренции на нем. Вторая тенденция вызвана повышением активности покупателей в развитии рынка с целью наиболее полного удовлетворения их потребностей и пожеланий. Третья тенденция связана с изменением условий конкуренции на рынке.
Необходимость решения возникшей проблемы привела к концепции всеобщего управления качеством с направленностью на удовлетворение интересов потребителя средствами, имеющимися в распоряжении производителя.
Новая концепция менеджмента базируется на постулате тесной взаимосвязи общего управления предприятием с управлением качеством.
Суть нового подхода заключается в том, что управление качеством является составной частью общего управления предприятием, оно пронизывает все подразделения и влияет на все показатели деятельности предприятия.
Новая концепция может быть представлена многомерной моделью управления предприятием. Модель имеет: три уровня управления: стратегический, нормативный и оперативный (текущий); три направления организации и управления качеством и предприятием в целом: структуру, деятельность и поведение; три фактора, формирующих успех предприятия: затраты, качество, время. Развитие управления качеством переросло в более широкий подход к обеспечению качества и управлению его достижением – «Total Quality Management» (TQM), или всеобщее управление качеством. Оно включает не только руководство деятельностью, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом на всех уровнях управления предприятием и во всех сферах его деятельности, распределение и практическую реализацию ответственности для обеспечения качества производимой продукции. Наиболее важными элементами в реализации стратегии TQM являются:
-акцентирование всей деятельности предприятия на нужды и пожелания потребителей (внутренних и внешних); обеспечение возможностей и организация реального участия каждого сотрудника в этой деятельности; фокусирование внимания на качественном обеспечении планирования продукта, проектировании продукта, проектировании процесса и проектировании производства; постоянное и непрерывное улучшение качества; применение логистики, оптимизируя управление движением материальных и информационных потоков; совершенствование системы технического обеспечения контроля качества; базирование всех решений предприятия только на фактах, а не на интуиции или опыте его сотрудников, обеспечение непрерывного развития СМК.