Дисциплина «Стратегический менеджмент»
6.1 Сущность, понятие стратегического управления.
Анализ практики управления показал, что в настоящее время успеха добиваются те фирмы, которые могут сконцентрироваться на главных направлениях своей деятельности и опереться на ключевые ценности организации; способны эффективно распоряжаться временем, нарастающим потоком нововведений, а также создают условия для гибких форм организации.
Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х годов для того, чтобы обозначить отличие управления на высшем уровне от текущего управления на уровне производства.
Ведущей идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Стратегия предприятия — это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.
По форме стратегия — это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде логической модели, графиков, таблиц, описаний и т.д.
По содержанию стратегия — это модель действий, инструмент для достижения стратегических целей организации.
Стратегия — процесс определения связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.
Стратегия дает ответы на ключевые вопросы относительно сущности организации:
- Что представляет собой наш бизнес сегодня?
- Каким наш бизнес должен стать завтра?
- Что нам надо сделать, чтобы достичь поставленных целей?
Стратегический менеджмент — это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям.
6.2 Различия оперативного и стратегического управления.
Оперативное управление | Стратегическое управление |
1. Миссия, предназначение | |
ОУ – организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации. | СУ – выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением. |
2. Преимущественная концентрация внимания менеджмента | |
ОУ – взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов. | СУ – взгляд вне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении. |
3. Учет фактора времени | |
ОУ – ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу. | СУ – ориентация на долгосрочную перспективу. |
4. Основные факторы построения системы управления | |
ОУ - функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология. | СУ - люди, системы информационного обеспечения, рынок |
5. Управление персоналом | |
ОУ - взгляд на работников как на ресурс организации, как на исполнителей отдельных работ и функций. | СУ - взгляд на работников как на основу организации, ее основную ценность и источник ее благополучия |
6. Оценка эффективности | |
ОУ - эффективность деятельности и управления определяется как категория, отражающая прибыльность использования производственного потенциала. | СУ - эффективность деятельности управления организацией выражается в том, насколько своевременно и точно организация в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и изменяться в зависимости от изменения окружения. |
6.3 Основные этапы процесса стратегического управления.
Стратегическое управление фирмой – это один из сложнейших видов управленческой
деятельности. Здесь можно выделить следующие этапы: