Стадия рассмотрения и утверждения бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета относится к компетенции органов представительной власти. Республиканский бюджет рассматривается и утверждается Национальным собранием Республики Беларусь, местные бюджеты -соответствующими местными Советами депутатов.
Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год вносится в Палату представителей Президентом Республики Беларусь и рассматривается Парламентом в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Процедура рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год определена в специально посвященной данному вопросу главе 24 Регламента Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Предварительно проект закона о бюджете изучается в постоянных комиссиях Палаты представителей, среди которых имеется специально образованная для этой цели постоянная комиссия. В настоящее время - это комиссия по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, которая готовит заключение по проекту бюджета. Заключение головной комиссии вместе с проектом закона и другими материалами направляется депутатам Палаты представителей не позднее трех дней до их рассмотрения на заседании Палаты представителей.
Затем проект закона о бюджете Республики Беларусь рассматривается в Палате представителей в двух чтениях с соблюдением правил, установленных для других законопроектов, если иное не установлено актами законодательства и Регламентом.
При рассмотрении проекта закона о бюджете во втором чтении вначале ставится на голосование общая сумма расходов, а затем - общая сумма доходов республиканского бюджета. После утверждения сумм расходов и доходов республиканского бюджета проект закона ставится на постатейное голосование.
При утверждении ассигнований по разделам и подразделам расходов республиканского бюджета первоначально обсуждаются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем - поправки, предусматривающие их увеличение.
На заседании Палаты представителей с докладом по проекту закона о бюджете Республики Беларусь выступает премьер-министр или его представитель - как правило, министр финансов Республики Беларусь.
Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год принимается Палатой представителей ежегодно с соблюдением процедуры согласования изменений и дополнений, предложенных депутатами Палаты представителей и другими субъектами права законодательной инициативы, в соответствии с Регламентом. Процедура согласования поручается головной постоянной комиссии.
Проект закона о бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Принятие законопроекта оформляется постановлением Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Принятый Палатой представителей проект закона направляется в течение пяти дней в Совет Республики, где его рассмотрение также проходит в два этапа: 1) в постоянных комиссиях, 2) затем на заседании Совета Республики.
Принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Закон о бюджете Республики Беларусь в десятидневный срок представляется Президенту на подпись.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются также размер прирост внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь, лимит участия Национальною банка Республики Беларусь в кредитовании республиканского бюджета, размер платы за обслуживание Национальным банком Республики Беларусь государственного внутреннего долга и другие показатели.
Рассмотрение проектов решений о местных бюджетах относится к компетенции местных Советов депутатов. Процедура рассмотрения установлена регламентами соответствующих местных Советов. Проект решения вначале рассматривается в постоянных комиссиях, среди которых также имеется профильная комиссия, к полномочиям которой относится подготовка заключения по проекту местного бюджета. Затем проект решения о местном бюджете передается депутатам для рассмотрения на сессии местного Совета депутатов.
Исключительно на сессиях местных Советов депутатов рассматриваются и утверждаются местные бюджеты.
В утвержденном местным Советом депутатов бюджете устанавливаются:
• доходы местного бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь;
• расходы местного бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации Республики Беларусь и по ведомственной бюджетной классификации;
• превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета (дефицит бюджета), источники финансирования дефицита бюджета;
• размеры резервных и целевых бюджетных фондов, а также размер оборотной кассовой наличности;
• размер дефицита нижестоящего бюджета в пределах уровня, утвержденного вышестоящим местным Советом депутатов;
• нормативы отчислений от республиканских налогов, других обязательных платежей в нижестоящие бюджеты.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и решения местных Советов « депутатов об утверждении соответствующих бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового (бюджетного) года. Утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
Исполнение бюджета.
Исполнить бюджет- это значит обеспечить своевременное и полное поступление предусмотренных бюджетом доходов в целом и по каждому доходному источнику в отдельности, а также бесперебойное финансирование запланированных расходов; законное, целевое и эффективное расходование бюджетных средств.
Общее руководство и обеспечение стадии исполнения бюджета возложены на исполнительные и распорядительные органы общей компетенции: Правительство Республики Беларусь, исполнительные комитеты соответствующих административных территориальных единиц.
Непосредственно же исполнением бюджета занимаются финансовые органы.
Исполнение республиканского бюджетавозложено на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, другие республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы, которые обеспечивают поступление предусмотренных в бюджете налогов и других обязательных платежей.
На основе утвержденных законом Республики Беларусь показателей республиканского бюджета Министерством финансов составляется и утверждается бюджетная роспись, являющаяся основным документом, в соответствии с которым осуществляется исполнение республиканского бюджета по доходам и расходам.
В целях совершенствования управления средствами республиканского бюджета, усиления контроля за их целевым использованием Правительство Республики Беларусь приняло решение о создании системы органов государственного казначейства и о переходе на казначейскую систему исполнения республиканского бюджета.
В систему органов государственного казначейства входят:
Главное государственное казначейство Министерства финансов;
территориальные органы государственного казначейства:
- управления государственного казначейства по областям и г. Минску;
- отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах.
Исполнение республиканского бюджета по доходам включает:
• зачисление доходов на единый счет Главного государственного казначейства;
• распределение регулирующих доходов (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и доходы, акцизы) в соответствии с законом о бюджете;
• возврат (зачет) неправильно или излишне поступивших платежей;
• учет доходов и отчетность о доходах республиканского бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется распорядителями бюджетных средств.
По объему предоставленных прав распорядители средств подразделяются на главных распорядителей и нижестоящих распорядителей бюджетных средств.
К главным распорядителям средств относятся министерства, другие республиканские органы государственного управления, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.
Главные распорядители в соответствии с предоставленными им бюджетными правами выполняют следующие функции: распределяют предоставленные средства между нижестоящими распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств; расходуют бюджетные средства на содержание того учреждения, которое они возглавляют, и на финансирование централизованных мероприятий, непосредственно проводимых этими учреждениями.
Распорядители средств в зависимости от объема предоставленных им прав подразделяются на:
1) руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от главных распорядителей как на расходы самого учреждения, так и для распределения между подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями, и руководителей организаций, имеющих право распределять выданные им из бюджета ассигнования между предприятиями, учреждениями и организациями;
2) руководителей учреждений, имеющих самостоятельные сметы и получающих бюджетные средства от вышестоящих распорядителей средств только на мероприятия данного учреждения, и на руководителей предприятий и организаций, получающих бюджетные средства для непосредственного расходования.