Понятие международных финансов и их роль в мировой экономике
Рост мировой торговли, масштабов и специализации производства, развитие международных потоков капитала, трансграничное движение товаров, услуг и людей привели к появлению и развитию международных финансов, возникновению мировых финансовых рынков, международных финансовых центров, усложнению межгосударственных финансовых отношений и других аспектов международной финансовой деятельности.
Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных финансовых корпораций, международной банковской и инвестиционной деятельности.
Основными участниками мировых финансовых рынков являются: банки, многонациональные корпорации, портфельные инвесторы и международные официальные заёмщики. Мировые финансовые операции стали динамичной силой, оказывающей существенное воздействие на финансовые системы отдельных стран, способствующей интеграции экономических и финансовых рынков стран и регионов.
Международные финансы представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу перераспределения мирового валового продукта, выражающую процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государствами своих функций, принимающую законодательно закрепленный характер использования в соответствии с международным публичным и частным правом.
Финансовые отношения в международной сфере подразделяются на:
ð международные публичные (межгосударственные) финансы;
ð финансы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.
В число субъектов международных финансовых отношений входят в соответствии с мировым правом различные организационные структуры, имеющие свой правовой статус, права, обязанности и ответственность. Целью деятельности таких организационных структур является эффективное формирование и перераспределение централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств в масштабе мирового правопорядка и мирового хозяйства. В зависимости от интересов и возможностей такие организационные структуры носят мировой, региональный и национальный характер.
К субъектам межгосударственных финансовых отношений относятся:
- государство и центральный банк на национальном уровне;
- международные и региональные организации.
Государственные и межгосударственные организационные структуры функционируют на основе принципов Устава ООН и международного права. В соответствии с этими принципами функционируют межгосударственные и региональные валютно-кредитные организации, межгосударственные (региональные) банки, а также осуществляются международные расчеты, кредитные операции, инвестирование, налоговое регулирование, расчеты имущественного и неимущественного характера. Вся деятельность указанных организаций основана на требованиях международных соглашений, договоров, конвенций и обычаев, принципов и норм, а спорные вопросы решаются в международных судебных органах.
Основным и главным субъектом таких финансовых отношений является государство в лице общегосударственного органа управления (Правительство, Министерство иностранных дел, Министерство внешнеэкономических связей, Министерство финансов, Центральный банк и др.), которое имеет право осуществлять следующие виды деятельности:
• участвовать в международных конференциях по финансовым вопросам;
• участвовать в деятельности международных организаций;
• заключать межгосударственные договоры по экспорту и импорту товаров, услуг;
• участвовать в клиринговых, платежных и валютных соглашениях;
• заключать межгосударственные договоры аренды, залога, ипотеки;
• заключать кредитные, инвестиционные договоры и договоры займов и финансирования;
• осуществлять операции с золотом и драгоценными металлами;
• эмитировать государственные ценные бумаги;
• обеспечивать финансовыми и иными гарантиями сделки хозяйствующих субъектов;
• предоставлять возмездную и безвозмездную финансовую помощь и осуществлять другие виды деятельности.
Национальный государственный банк страны (Центральный банк Российской Федерации - Банк России) выполняет свои функции в соответствии с требованиями законодательства, своего Устава и является участником внешнеэкономических отношений. Деятельность Центральных банков в международной сфере находится, в соответствии с Базельским соглашением, под контролем Наблюдательного комитета. Банк России в международной сфере имеет право:
− предоставлять и получать кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
− предоставлять и получать международные займы;
− участвовать в работе многосторонних клиринговых, платежных и валютных союзов (МВФ, МБРР, ЕФВЭС и других);
− покупать и продавать подтоварные и другие ценные бумаги, драгоценные бумаги и иные виды валютных ценностей, иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте;
− проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, хранить и управлять пакетами ценных бумаг и иных ценностей;
− выдавать гарантии и поручительства;
− открывать счета в иностранных государствах.
В настоящее время не существует единых норм международного права, которые регулировали бы систему отношений в области государственных взаимоотношений. В области же валютно-кредитных отношений применяются, как правило, международные договоры и конвенции, а судебная практика в финансовой сфере еще нуждается в регламентации.
Субъектами финансовых отношений во внешнеэкономической сфере являются хозяйствующие субъекты - предпринимательские структуры, образованные и функционирующие в рамках национального права.
Понятие «внешнеэкономическая деятельность» хозяйствующих субъектов включает в себя внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность).
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность в целом регулируется таможенным, налоговым, гражданским законодательством. Большую роль в этом процессе играют валютное законодательство и нормы международного частного права. Правовую базу таможенного налогообложения образует значительное число актов, которые условно можно представить в виде двух основных блоков - внутреннего налогового и таможенного законодательства и международно-правовых договоров и соглашений с участием России, касающихся таможенных вопросов. При возникновении противоречий между нормами внутреннего законодательства и предписанием, установленным в международном договоре, действует международно-правовая норма.
Международные финансы как экономическая категория – это фонды финансовых ресурсов, которые возникли на основе развития международных экономических отношений и используются для обеспечения непрерывности и рентабельности общественного воспроизводства на мировом уровне и удовлетворения общественных потребностей, которые имеют международное значение.
Каналы движения международных финансов:
• валютные операции;
• валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров (в том числе золота);
• операции с ценными бумагами и разнообразными финансовыми инструментами;
• зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал;
• перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи бедным странам и взносов государств в международные организации.
Международные финансы с институциональной точки зрения –совокупность банков, валютных и фондовых бирж, международных финансовых институтов, региональных финансово-кредитных учреждений, международных и региональных экономических организаций и объединений, при помощи которых осуществляется движение мировых финансовых потоков.
Крупные частные банки, имеющие разветвленную сеть филиалов и отделений, через которые происходит контроль финансовых операций на международном уровне, называются транснациональными банками (ТНБ), а крупные компании, имеющие филиалы и ведущие бизнес в разных странах, – транснациональными корпорациями (ТНК). Основными клиентами ТНБ являются промышленные и торговые ТНК. В последние десятилетия активизировались частные (физические) лица, перевозящие через границы государств валютные ценности и формирующие значительную часть платёжных балансов своих стран.
Возникновение и развитие международных финансов обусловлено глобализацией экономических связей, усилением интеграционных процессов в экономической, политической и социальной сферах.
Глобализация — это растущая экономическая взаимозависимость стран всего мира в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами, услугами и мирового потока капитала, а также благодаря все более быстрой и широкой диффузии технологий.
Достижения глобализации:
• нарастающее производство высококачественных товаров;
• расширение потребительского спроса с быстрым переливанием капиталов транснациональных банков и корпораций;
• развитие авто- и авиатранспорта;
• развитие туризма и миграции населения;
• распространение компьютерных технологий, Интернета и спутникового телевидения;
• либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических отношений.
В 1947 г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) подписали 23 страны, в 1986-1993 гг. соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ подписали 125 развивающихся стран. С 1948 по 1990 г. единый уровень таможенной защиты национальных рынков промышленных товаров развитых государств уменьшился с 40 до 6,3%. С 1996 г. на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами сейчас являются 134 государства, на которые приходится более 90% мировой торговли.
Финансовая глобализация – современная идеология и политика объединения национальных денежных и валютных систем в единую мировую финансовую систему.
К негативным последствиям глобализации некоторые учёные относят:
− рост производительности труда благодаря современным техническим достижениям обостряет проблему занятости, приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными странами (в 1960 г. богатство 20% богатого населения мира соотносилось с богатством 20% бедного населения как 3:1, а в 1994 г. - 68:1);
− несовпадение интересов транснациональных компаний и банков с нуждами отдельных стран;
− возрастание угрозы мирового финансово-экономического кризиса из-за тесной взаимосвязи национальных рынков.
Современная мировая экономика – это единая глобальная экономическая система, включающая национальные государства и их капиталы, транснациональный капитал, крупные мегаполисы (финансовые центры), блоки стран, международные организации, оффшорные зоны и т.п.
Финансовая глобализация – это часть процесса всеобщей глобализации, протекающей в сфере международных финансов. Есть мировые финансовые ресурсы, есть группа государств, которые для своего социально-экономического развития нуждаются в привлечении дополнительных ресурсов, а есть государства, которые готовы их предоставить. Есть ТНК (транснациональные корпорации) и ТНБ, есть финансовые посредники, без которых невозможен кругооборот мировых финансовых ресурсов.
Финансовая глобализация в широком смысле означает:
§ свободный и эффективный перелив капиталов между странами и регионами мира, в том числе по электронным компьютерным сетям;
§ финансирование потребностей глобального финансового рынка;
§ формирование наднационального регулирования международных финансов (МВФ и т.д.);
§ реализацию глобальных финансовых стратегий ТНК и ТНБ.
Структура международных финансов включает:
¾ международные финансовые рынки, их механизмы;
¾ экономических субъектов (ТНК, ТНБ, правительства, Центральные банки, мировые биржи и т.д.);
¾ финансовые инструменты глобального рынка (валюта, инвестиции, долги, кредиты, ценные бумаги).
¾ финансовую инфраструктуру (правовое, информационное и материально-техническое обеспечение).
Формы финансовой глобализации:
¾ глобализация капиталов и финансовых инструментов;
¾ глобализация финансовых институтов;
¾ глобализация финансового законодательства;
¾ глобализация финансовых рисков;
¾ глобализация рынка квалифицированных специалистов в области финансов.
Сущность финансовой глобализации и её положительные эффекты реализуются через выполнение интеграционной, стимулирующей, перераспределительной функций.
В то же время необходимо выделить рискообразующую функцию финансовой глобализации, которая проявляется в том, что международные перемещения капитала в большинстве случаев ориентированы краткосрочно и могут быстро изменять направления, улучшить или ухудшить условия в той или иной стране. В периоды процветания «горячие деньги» стимулируют экономический бум, а при спаде многократно усиливают кризисные проявления.
Международный кредитпредставляет собойдвижение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов.
В качестве мировых кредиторов и заемщиков выступают:
- частные предприятия (ТНК, ТНБ);
- государственные учреждения, в том числе Центральные банки;
- правительства;
- международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.
Международный кредит выполняет следующие функции, отражающие специфику движения ссудного капитала в сфере международных экономических отношений:
1. Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях обеспечения прибылей. Тем самым кредит способствует выравниванию национальной прибыли в среднюю прибыль и повышению ее массы.
2. Экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем замены действительных денег (золотых, серебряных) кредитными, а также путем развития и ускорения безналичных платежей, замены наличного валютного оборота международными кредитными операциями. На базе международного кредита возникли кредитные средства международных расчетов — векселя, чеки, а также банковские переводы, депозитные сертификаты и др. Экономия времени обращения ссудного капитала в МЭО увеличивает время производительного функционирования капитала, обеспечивая расширение производства и рост прибылей.
3. Ускорение концентрации и централизации капитала. Благодаря привлечению иностранных кредитов ускоряется процесс капитализации прибавочной стоимости, раздвигаются границы индивидуального накопления, капиталы предпринимателей одной страны увеличиваются за счет присоединения к ним средств других стран. Международный кредит издавна выступает фактором превращения индивидуальных предприятий в акционерные общества, создания новых фирм, монополий. Кредит дает возможность распоряжаться в известных пределах капиталом, собственностью и трудом других стран. Льготные международные кредиты крупным компаниям и затруднение доступа мелких и средних фирм к мировому рынку ссудных капиталов способствуют усилению концентрации и централизации капитала.
К негативным последствиям международного кредита также относится кредитная дискриминация – установление худших условий получения, использования или погашения международного кредита для определенных заемщиков по сравнению с другими в целях оказания на них экономического и политического давления. Основные методы кредитной дискриминации — кредитные ограничения, комиссионные вознаграждения и сборы, сокращение всего срока или льготного периода, требование дополнительного обеспечения, внезапное уменьшение суммы кредита, обусловленность его предоставления мероприятиями экономического и политического характера, кредитное эмбарго и другие международные санкции.
Финансовые отношения, опосредующие иностранные инвестиции, в том числе прямые, могут быть охарактеризованы с помощью понятия «иностранный инвестиционный капитал», под которым понимается система денежных отношений, возникающих в процессе привлечения имущественных и интеллектуальных ценностей зарубежного государства, иностранных юридических и физических лиц и направления их на создание новых предприятий, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения дохода.
В целях привлечения иностранных капиталовложений многие страны в последние десятилетия модернизировали национальное законодательство. Причем 90% всех изменений были направлены на либерализацию или содействие привлечению иностранных инвестиций посредством обеспечения более льготного режима функционирования осуществляемых капиталовложений, расширения поощрительных мер, либерализацию регулирования прав собственников капитала, упрощение разрешительных процедур, ослабление различных форм контроля.
Привлечение иностранного инвестиционного капитала позволяет улучшить состояние платежного баланса страны; способствует передаче технологий, организационного и управленческого опыта, результатов научно-технических разработок, воплощенных в технике, патентах, торговых марках и т.д.; повышению уровня занятости и квалификации местной рабочей силы; расширению гаммы производимой продукции; повышению уровня жизни и покупательной способности населения; стимулированию сферы услуг; привлечению все нового инвестиционного капитала, поскольку растет доверие к стране; снижению уровня монополизации национальной экономики и др.
Для управления процессом притока иностранного инвестиционного капитала важным является выделение факторов, определяющих перспективы его привлечения. Такими факторами являются:
1. активность внутренних инвестиционных процессов и внутреннего инвестиционного капитала в стране;
2. стабильность законодательной базы, прозрачность законодательства об иностранных инвестициях;
3. прозрачность финансовой информации о потенциальных объектах инвестирования;
4. наличие специальных структур, работающих над формированием положительного имиджа государства;
5. целенаправленное государственное регулирование активизации инвестиционного процесса;
6. уровень налогообложения иностранных инвесторов.
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.
Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного. Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала. Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности в стране, регионе.
Методы оценки инвестиционного климата весьма разнообразны, они базируются на различных экономических, политических и финансовых показателях, по совокупности которых стране, региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг. Рейтинг является важным показателем для зарубежных инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно внутри других стран, а ориентируются на оценки рейтинговых агентств. Поэтому повышение рейтинга всегда связано с притоком инвестиций, необходимых для экономического роста.
Инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой.
Инвестиционная политика представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на уровне страны, региона, города или предприятия, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций.
Инвестиционный климат выступает объектом воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики, а с другой - является ее результатом. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.
Инвестиционная политика, выступающая как совокупность различных мероприятий, воздействует на различные (прежде всего субъективные) составляющие инвестиционного климата. Она актуализируется через разработку и реализацию стратегии регулирования инвестиционной деятельности.
Несмотря на существующее разнообразие регионов, как по уровню инвестиционной активности, так и по степени значимости, придаваемой руководством финансово-инвестиционному развитию, можно выделить наиболее значимые, ключевые элементы региональной финансово-инвестиционной политики, ориентированной на приток иностранного инвестиционного капитала:
- разработка регионального законодательства, регулирующего финансово-инвестиционные процессы и направленного на привлечение иностранного инвестиционного капитала;
- система льгот и стимулов финансового и нефинансового характера: создание системы налогообложения, стимулирующей участников финансово-инвестиционного процесса; содействие иностранным инвесторам в получении таможенных льгот; гарантии области и поручительства банкам под выделенные ими средства для реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- создание региональной финансово-инвестиционной инфраструктуры (создание организационных структур по содействию привлечению инвестиционного капитала, разработка и экспертиза иностранных инвестиционных проектов за счет государственных источников финансирования);
- обеспечение инвестиционной открытости региона предполагает стимулирование притока как иностранного, так и отечественного инвестиционного капитала;
- создание общей инфраструктуры региона, стимулирующей деловую активность, ориентировано на создание и поддержку финансовых институтов, содействующих выводу ценных бумаг региональных предприятий на мировые фондовые биржи.
Все элементы тесно взаимосвязаны между собой и все вместе они формируют определенное представление о регионе как о сфере вложения инвестиционного капитала.
В зависимости от условий и способа взаимодействия с владельцами иностранного инвестиционного капитала региональную финансово-инвестиционную политику, ориентированную на приток иностранного инвестиционного капитала, можно подразделить на агрессивную, консервативную и умеренную.
Агрессивная финансово-инвестиционная политика преследует цель привлечения как краткосрочного (в том числе и спекулятивного), так и долгосрочного иностранного капитала. В связи с этим экономика региона является открытой для любого иностранного инвестиционного капитала, не зависимо от целей, которые ставят перед собой инвесторы.
Консервативная финансово-инвестиционная политика является более жесткой и избирательной по сравнению с предыдущей. При этом потенциальные инвесторы должны соответствовать ряду критериев, выдвигаемых администрацией региона. Подобные критерии являются, своего рода, превентивными мерами по борьбе со спекулятивным капиталом, целью которого является получение сверхприбыли за короткие сроки времени. Вследствие этого далеко не каждый иностранный инвестор, заинтересованный в партнерстве, может вложить свой капитал.
Наиболее приемлемой является умеренная финансово-инвестиционная политика. В зависимости от экономического положения региона, а также целей и задач стратегического развития, администрация региона принимает решение о том, какой иностранный инвестиционный капитал (кратко-, средне-, или долгосрочный) является необходимым. При этом критерии «отбора» не будут столь жесткими как в случае консервативной финансово-инвестиционной политики.
Правительство РФ, субъекты Федерации делают попытки улучшения инвестиционного климата, налаживания привлечения иностранных инвестиций. Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата является то, что Россия на протяжении ряда лет имела положительное сальдо внешнеторгового баланса (с 1993 г.). Присоединение России к VIII статье Устава МВФ способствует ускоренному проведению международных расчетов, что повышает привлекательность инвестиций. Госдумой РФ приняты поправки к закону "Об иностранных инвестициях", готовится "Закон о свободных экономических зонах". Действуют международные и российские организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др.
Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще не находится на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 1995 г. создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Используя зарубежный опыт, эта организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов, предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, помогают заключать контракты, оказывают поддержку после "продажи" инвестиций.
Особенностью мировой финансовой системы является то, что она складывается не только в отдельно взятых странах или регионах и находится под влиянием национальных бизнес-культур и традиций, но и в международном масштабе, т.е. выступает как наднациональная, имеет свои особые закономерности, противоречия и проблемы, а значит, и пути их решения.
Материальной предпосылкой международных финансов являются мировые финансовые потоки, которые складываются между странами в виде:
а) денежных потоков – поступлений валютных доходов от экспорта товаров и услуг и оплаты импортируемых товаров и услуг; эти потоки могут отражать финансы субъектов хозяйствования, но т.к. они принадлежат разным странам, то отражают движение денежных потоков между странами;
б) потоков кредитных средств, которые также являются двусторонними: с одной стороны, предоставление ссуды, с другой – ее погашение и уплата процентов;
в) потоков иностранных инвестиций (вывоз капиталов).
Таким образом, на базе данных потоков возникает движение финансовых ресурсов между странами. Их распределение регулируется с одной стороны, самим рынком (валютными курсами, котировками ценных бумаг, процентными ставками за кредиты), а с другой – государственными нормами и межгосударственными договорами о таможенных тарифах и правилах.
Финансовые ресурсы формируются и используются в процессе деятельности международных финансовых институтов и организаций. Эти институты и организации являются наднациональными надстройками, выполняют определенные функции. Финансовое обеспечение их осуществляется через фонды, которые могут быть либо обобщенными (как например бюджет ООН), либо целевыми (под конкретные мероприятия и программы).
Финансовые ресурсы этих институтов и организаций формируются двумя путями: за счет взносов отдельных стран и путем предоставления кредитов правительствам, их возврата и уплаты процентов. Централизация определенной части финансовых ресурсов на мировом уровне обеспечивает потребности мирового хозяйства; экономическими предпосылками формирования таких ресурсов является развитие торговли, кредита, участие стран в реализации международных проектов и программ в разных отраслях, нарастание экономической интеграции в целом.
Международные финансы отражают состояние и развитие постоянно меняющейся международной денежной системы, состояние и изменение платежных балансов отдельных стран, международных финансовых рынков, международных финансовых корпораций, международной банковской и инвестиционной деятельности.