Организация финансовой деятельности

ФИНАНСЫ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

Бюджетное учреждение, как и унитарное предприятие, так же является субъектом хозяйственной деятельности субъектов федерации и муниципальных образований. Бюджетные учреждения формируются за счет средств бюджета соответствующего уровня и имеют статус бюджетной организации.

Бюджетной организацией является некоммерческая организация, полностью или частично финансируется за счет бюджета на основании сметы доходов и расходов.

Статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) введено понятие "бюджетного учреждения", которым является организация, созданная органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Таким образом, определение бюджетного учреждения в Бюджетном кодексе Российской Федерации, ẏже чем определение учреждения, предусмотренное Гражданским кодексом Российской Федерации.

Имущество, передаваемое бюджетному учреждению на праве оперативного управления, регулируется статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с положением указанной статьи, учреждение должно использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не в праве отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Более того, собственник в праве изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Бюджетное учреждение является получателем бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (под бюджетной росписью понимается документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 162 Кодекса). Механизм формирования источников финансирования бюджетной организации представлен на рисунке 9.1.

Организация финансовой деятельности - student2.ru Кроме этого, к целевым средствам относятся средства родителей на содержание детского учреждения, средства государственных внебюджетных фондов, полученные бюджетным учреждением на мероприятия по социальной защите населения.

Бюджетное учреждение может находиться лишь на частичном бюджетном финансировании, получая средства на свое содержание также и от оказания платных услуг. Бюджетное финансирование подобных учреждений осуществляется в объемах заведомо меньших, чем требуется на содержание, или вообще отсутствует. Статьей 50 Гражданского кодекса РФ установлено, что некоммерческие организации, в том числе бюджетные, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям.

Возможно финансирование бюджетных организаций за счет бюджетных средств сверх сметного финансирования бюджетного учреждения.

Например, к ним можно отнести обязательства Российской Федерации по предоставлению грантов бюджетным организациям - победителям конкурсов, которые проводятся уполномоченным получателем. Так, Федеральное агентство по науке и инновациям проводит конкурсы на получение грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых, на государственную поддержку ведущих научных школ Российской Федерации. Поскольку до проведения конкурсов неизвестен круг получателей субсидий, постольку их финансирование, а так же расходы на организационно-техническое и информационное обеспечение проведения конкурсов осуществляются сверх сметного финансирования.

В связи с тем, что такое финансирование осуществляется сверх лимитов сметного финансирования, бюджетные учреждения обязаны квалифицировать полученные денежные средства как доход от предпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход.

К предпринимательской деятельности бюджетных учреждений и организаций относятся все виды деятельности, кроме основной уставной, финансируемой из бюджета, направленные на получение прибыли (доходы) и не запрещенные действующим законодательством.

Основная уставная деятельность бюджетных учреждений, не финансируемая из бюджета, связанная с оказанием платных услуг, также относится к предпринимательской деятельности.

Поэтому в смете доходов и расходов бюджетного учреждения должны быть отражены все доходы учреждения, получаемые как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе от оказания платных услуг, и другие доходы, получаемые от использования государственной и муниципальной собственности.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения могут получать бюджетные ассигнования на основании сметы доходов и расходов только от своего вышестоящего распорядителя бюджетных средств. Все другие средства, поступающие из иных источников, включая средства бюджетов других уровней, выделяемые на цели, определенные законом о соответствующем бюджете, являются внебюджетными средствами, полученными от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. При этом средства бюджетов других уровней должны рассматриваться как финансирование. Бюджетные организации не могут получать бюджетные субсидии (субвенции), а также кредиты (займы).

Права и обязанности бюджетных учреждений как получателей бюджетных средств определены Кодексом, в соответствии с которым указанные учреждения имеют право на своевременное получение бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью размером, с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Расходы бюджета осуществляются по следующим статьям:

- оплата труда и начисления на оплату труда. На данную статью относятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе и трудовом законодательстве, а также расходы по дополнительным выплатам и компенсациям. Кроме того, на данную статью относятся расходы по оплате учреждением единого социального налога;

- приобретение услуг. На данную статью относятся расходы учреждения по оплате услуг в целях обеспечения собственных нужд. К таким услугам относятся услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, арендная плата за использование имущества, услуги по содержанию имущества, прочие услуги;

- прочие расходы, в том числе уплата налогов, штрафов, пеней. Помимо расходов, направляемых на обеспечение деятельности и содержанием бюджетной организации, в расходы включаются расходы, связанные с обслуживанием государственных функций таких как обслуживанием государственных функций таких как обслуживание долговых обязательств, безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам и социальное обеспечение.

К расходам, связанных с поступлением нефинансовых активов, относятся расходы на увеличение стоимости основных средств, расходы на увеличение стоимости нематериальных активов, расходы на увеличение стоимости материальных запасов.

К расходам на увеличение стоимости основных средств относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам.

К расходам на увеличение стоимости нематериальных активов относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них, в целях обеспечения собственных нужд.

К расходам на увеличение стоимости материальных запасов относятся расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения, в том числе:

- медикаментов и перевязочных средств;

- продуктов питания;

- горюче-смазочных материалов, включая специальное топливо;

- всех виды котельно-печного отопления;

- строительных материалов, канцелярских принадлежностей, кормов и фуража, семян, удобрений и других компонентов для содержания, воспроизводства рыб, возвратной и обменной тары, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, металлов, электроматериалов, радиоматериалов, фотопринадлежностей, подопытных животных, книжной, иной печатной продукции на бумажных носителях (кроме библиотечных фондов), запасных частей, молодняка всех видов животных и животных на откорм, посадочного материала, приобретение лесорубочных билетов для заготовки дров;

- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- прочих материальных запасов.

Помимо указанных ранее прав, ст. 163 Кодекса определены также и обязанности получателей бюджетных средств в соответствии с которыми учреждение обязано: своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств (в соответствии с п. 5 ст. 161 Кодекса бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств); эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, а также своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Как уже отмечалось, бюджетная организация осуществляет свою деятельность в соответствии со сметой доходов и расходов.

Порядок составления указанной сметы определен ст. 221 Кодекса, в соответствии с которой в течение 10 дней с дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету по установленной форме. Распорядитель бюджетных средств в течение 5 дней со дня представления должен утвердить эту смету, которая в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет (для бюджетного учреждения – главного распорядителя бюджетных средств смета утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств). При этом следует иметь в виду, что в процессе составления бюджета бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг в зависимости от цели его функционирования (ст. 176 Кодекса).

Как предусмотрено п. 6 ст. 161 Кодекса бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяют права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы.

В том случае, если бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, получает при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях на квартал, или отсутствует финансирование более чем в течение двух месяцев, то оно вправе самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации и уточнять смету доходов и расходов с уведомлением об этом распорядителя бюджетных средств и органа исполняющего бюджет.

Органы казначейства для учета внебюджетных средств открывают в установленном Банком России порядке с заключением договора банковского счета лицевые счета в учреждениях Банка России, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций – в кредитных организациях, где органами казначейства открыты счета по учету средств бюджета – лицевые счета. Средства из бюджетов других уровней должны поступать бюджетным учреждениям на эти лицевые счета.

Основанием для открытия получателем средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету полученных средств распорядителям средств бюджета соответствующего уровня не позднее дня следующего за днем зачисления средств, поступивших от предпринимательской деятельности. Учреждение вправе распоряжаться этими средствами, но только в размере, который отражен на его лицевом счете (в соответствии со ст. 161 Кодекса, бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников). При этом средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые лицевые счета (ст. 242).

Бухгалтерский учет по средствам на содержание бюджетных учреждений осуществляется в соответствии со специальной Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 г. №25н, а отчетность формируется в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24.08.2007 г. №72н.

Особенностью бухгалтерского учета бюджетной организации является интеграция с бюджетной классификацией плана счетов бухгалтерского учета.

Бюджетная отчетность составляется бюджетной организацией в форме баланса исполнения бюджета, форме отчета о финансовых результатах деятельности и отчета об исполнении бюджета.

Баланс исполнения бюджета как и любой бухгалтерский баланс отражает имущественное состояние организации, ее обязательства, а также источники денежных средств, за счет которых сформированы нефинансовые активы, и предназначенные для начисления обязательств. Он дает характеристику финансового состояния и его движения за период. Укрупненная форма баланса исполнения бюджета получателем средств бюджета приведена в таблице 9.1. Отличием от балансов коммерческих организаций является то, что дополнительно доходы и расходы разделены по источникам финансирования: бюджетную и внебюджетную деятельность.

По окончании финансового года все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. При этом в отчетах бюджетных учреждений обязательно отражаются данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, данные о доходах, полученных в результате использования государственного или муниципального имущества, а также степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг (ст. 274 Кодекса).

Актив баланса исполнения бюджета состоит из двух разделов: нефинансовые активы и финансовые активы. В нефинансовые активы включена стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, капитальных вложений, расходы на изготовление материалов, готовой продукции, услуг (аналогия незавершенного производства в коммерческой организации). По статье «нефинансовые активы в пути» получателем средств бюджета отражается стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, оплаченных вышестоящим распорядителем бюджетных средств и отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного месяца в бюджетное учреждение при осуществлении расчетов по аккредитиву, а также объектов нефинансовых активов по централизованному снабжению.

В разделе «финансовые активы» отражаются денежные средства, финансовые вложения, дебиторская задолженность, обязательства контрагентов по расчетам. Дебиторская задолженность в отличие от дебиторской задолженности, отраженной в бухгалтерском балансе коммерческой организации, в балансе исполнения бюджета сгруппирована следующим образом:

- дебиторская задолженность по доходам (предстоящим поступлениям);

- дебиторская задолженность по авансам (обязательства поставщиков и подрядчиков);

- дебиторская задолженность по бюджетным кредитам, ссудам (обязательства заемщиков).

Расчеты с контрагентами так же детализированы. В балансе отдельно отражается дебиторская задолженность подотчетных лиц, стоимость выявленных недостач и хищений, стоимость НДС, подлежащего возмещению, задолженность прочих дебиторов.

Раздел пассива баланса построен по методологии, приближенной к методологии международных стандартов финансовой отчетности. Так в третьем разделе баланса отражаются обязательства бюджетной организации. На первом месте долговые обязательства - задолженность в внутреннему и внешнему долгу, затем отражается кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, после кредиторской задолженности в балансе показывается задолженность по налоговым платежам в бюджет, а так же прочая кредиторская задолженность. Последним разделом баланса исполнения бюджета получателем бюджетных средств являются данные о финансовых результатах деятельности бюджетной организации. Этот раздел аналогичен разделу «капитал и резервы» в бухгалтерском балансе коммерческой организации или понятию собственного капитала.

Финансовый результат складывается как разница между доходами и расходами. При использовании целевых средств эта разница возможна лишь при вложении данных средств в прирост активов при условии соблюдения сметных назначений. По внебюджетным источникам разница (профицит или дефицит) может возникать, но она является целью деятельности учреждения и в конечном счете направляется на расходы, соответствующие уставным целям организации.

В балансе исполнения бюджета получателем бюджетных средств информация о значении показателей статей представлена по источникам финансирования – бюджетным и внебюджетным. Тем самым реализуется принцип организации финансов – разделение бюджетных и других средств хозяйствующего объекта.

Второй отчетный документ – отчет о финансовых результатах деятельности организации соответствует общепринятой методике представления о результатах деятельности организации. Он представляет информацию о сложившихся за отчетный период доходах расходах.

Укрупненная форма отчета о финансовых результатах деятельности представлена в таблице 9.2.

Отчет представляется раздельно по бюджетной деятельности и по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (внебюджетная деятельность). К иной приносящей доход деятельности относится деятельность, осуществляемая на средства, поступившие из бюджета сверх утвержденных лимитов (например, полученных грантов).

Доходы в отчете детализированы в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления бюджетной классификации. Аналогично экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации детализируются в отчете и расходы бюджетной организации.

Чистый операционный результат отражает изменение (прирост или уменьшение) статей активов и пассивов. Это связано с тем, что в бюджетном учреждении прибыль как таковая не образуется. Последующие три раздела отчета о финансовых результатах деятельности отражают результаты операций с нефинансовыми и финансовыми активами, а также изменение обязательств по долгам и кредиторской задолженности. Если изменение стоимости финансовых и нефинансовых активов можно сравнить с отражением внереализационных доходов и расходов в отчете о прибылях и убытка коммерческой организации, то данные об операциях с обязательствами отражают изменения привлеченных средств и кредиторской задолженности и никак не связаны с результатами деятельности организации, а лишь являются информацией о бюджетных обязательствах.

Отчет об исполнении бюджета отражает качество исполнения бюджета путем представления плановых показателей и фактических объемов денежных средств, поступивших по каждой статье доходов и расходов. Здесь же указываются превышения плановых показателей над фактическими. Укрупненная форма отчета об исполнении бюджета представлена в таблице 9.3. Вместе с балансом об исполнении бюджета, отчетом о финансовых результатах, отчетом об исполнении бюджета оформляется пояснительная записка, в которой должны быть представлены организационная структура бюджетного учреждения, цели его деятельности. В пояснительной записке отражаются результаты анализа отчета об исполнении бюджета, в частности исполнения сметы доходов и расходов за счет средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Кроме того, в пояснительной записке проводится анализ показателей бухгалтерского баланса, раскрывающий правовое основание наличия финансовых вложений. Также, в пояснительной записке раскрываются техническое состояние, эффективность использования и обеспеченность основными фондами, основные мероприятия по улучшению их состояния и сохранности, характеристика комплектности и сведения о своевременности поступления материальных запасов. При раскрытии информации о состоянии расчетов объясняются причины образования дебиторской и кредиторской задолженности. В пояснительной записке также должна быть информация о результатах инвентаризации и выявленных недостатках.

Информацию об уровне обеспеченности современными технологиями управления должен содержать раздел пояснительной записки, посвященный расходам на приобретение и модернизацию вычислительной техники, программных средств и иных мероприятий в сфере информационных технологий, а также обоснование целесообразности произведенных расходов.

Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляются соответствующему главному распорядителю средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Наши рекомендации