Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ»
(ГАПОУ ОКЭИ)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по учебной работе
_____________________ С.В. Поспелова
«___» ___________________ 2014 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По выполнению контрольной работы
По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Для студентов отделения заочного обучения
Специальности
Банковское дело»
Оренбург 2014
Разработчик:
Шавель И.Ю. - преподаватель ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.
Одобрена:
Цикловой комиссией общественных дисциплин, протокол заседания комиссии № ______ от «_____»__________________201___г.
Силкина М.Г. - председатель Цикловой комиссией экономических дисциплин
ГАПОУ «Оренбургский колледж экономики и информатики» Министерства образования Оренбургской области.
Пояснительная записка
Цель преподавания дисциплины: получение студентами специальных знаний и представлений, необходимых для работы в профессиональной банковской деятельности.
Основные задачи курса:
- обеспечить обучающихся необходимыми знаниями о сущности денег, денежном обращении, сущности финансов и финансовой системы, методах и принципах кредитования.
- способствовать приобретению студентами знаний, опыта в области банковского дела как отечественных, так и зарубежных ученых;
- способствовать развитию у обучающихся (а в будущем – практиков) аналитического восприятия организации как хозяйствующего элемента в многогранной внешней среде.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- рассчитывать денежные агрегаты и анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
- анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности риска;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- структуру финансовой системы; принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежной системы;
- функции, формы и виды кредита;
- структуру кредитной и бюджетной системы, функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- виды и классификацию ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формировании ее экономической системы.
Самостоятельная работа студентов направлена:
- на глубокое изучение отдельных вопросов, кратко рассматриваемых на аудиторных занятиях дисциплины .
Требования к результатам освоения основной профессиональной
Образовательной программы
Банковский работникдолжен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Специалист банковского деладолжен обладатьпрофессиональными компетенциями (по базовой подготовке), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Ведение расчетных операций.
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
Осуществление кредитных операций.
ПК 2.1. Оценивать кредитоспособность клиентов.
ПК 2.2. Осуществлять и оформлять выдачу кредитов.
ПК 2.3. Осуществлять сопровождение выданных кредитов.
ПК 2.4. Проводить операции на рынке банковских кредитов.
ПК 2.5. Формировать и регулировать резервы на возможные потери по кредитам.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка 259 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка - 40часов;
-практические занятия -14 часов
- самостоятельная работа - 219 часов;
- экзамен
3. Тематический план
Раздел 1 Деньги и денежная система | |
Тема 1.1 Деньги как всеобщий эквивалент | Функции денег. Виды денег. Роль денег в современных условиях. Наличный и безналичный денежный оборот. Закон денежного обращения. Элементы денежной системы. Понятие денежного оборота, его виды |
Раздел 2 Финансы и финансовая система | |
Тема 2.1Финансы как экономическая категория | Понятие централизованных и децентрализованных финансов, функции финансов. Финансовая система и ее звенья |
Тема2.2.Бюджетная система | Доходы и расходы бюджета. Принципы построения бюджетной системы. Бюджетная классификация. Внебюджетные фонды. Страховые взносы |
Тема2.3 Налоги их виды и функции. | Налоговая система. Виды налогов и функции. Прямые и косвенные налоги. Финансовый контроль. Упрощенная система налогообложения |
Практическое занятие №1 Расчет различного вида удержаний | |
Тема 2.4 Страхование сущность и функции.. | Роль страхования в экономике. Виды страхования. Участники страховых отношений. Формы страхования. Страхование ответственности |
Практическое занятие№2. Расчет страхового возмещения и страхового ущерба | |
Тема2.5 Финансы коммерческих организаций | Принципы построения финансов предприятий. Основные и оборотные фонды предприятия. Прибыль предприятия. Рентабельность предприятия |
Практическое занятие .№3. Рассчитать сумму и структуру доходов и расходов коммерческой организации | |
Раздел 3 Кредит и банки | |
Тема 3.1 Сущность и формы кредита. | Функции кредита. Значение и развитие кредита на современном этапе. Принципы кредитования. Государственный кредит |
Практическое занятие № 4. Рассчитать сумму процентов за пользование кредитом. | |
Тема 3.2 Банки, банковская система и ее уровни. | Виды банков. Происхождение банков и их роль в экономике. Специализированные кредитно-финансовые институты . Ставка рефинансирования |
Тема 3.3 Активные и пассивные операции банков | Банковская ликвидность Перечень элементов банковского бизнеса, как главного источника формирования прибыли |
Тема 3.4. Центральный банк России, основные задачи и цели. | Центральный банк России. Функции центрального банка. Операции центрального банка. Денежно-кредитная политика |
Практическое занятие №5. Рассчитать сумму процентов по депозиту | |
Раздел 4. Ценные бумаги и фондовый рынок | |
Тема4.1 Рынок ценных бумаг, его значение, основные понятия. | Рынок ценных бумаг, особенности и классификация. Участники рынка ценных бумаг. Виды рынков. Значение рынка ценных бумаг. Фондовые биржи |
Тема 4.2 Виды ценных бумаг. | Понятие ценных бумаг. Основные виды ценных бумаг. Акция как долевая ценная бумага. Облигация как долговая ценная бумага |
Практическое занятие № 6 Определение дохода по акциям | |
Практическое занятие №7 Определение дохода по облигациям. |