Доходы домашнего хозяйства
Доходы домашнего хозяйства — часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.
Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет прибыли пополняют средства домохозяйств.
Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.
Валовой доход домохозяйств — это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).
Валовые доходы, как показывают данные, занимают главенствующее положение. Такая их роль сохраняется не одно десятилетие, ибо накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне. Эти доходы включают денежные и натуральные поступления, причем денежные доходы преобладают как результат развития рыночных отношений.
Натуральные доходы выступают в форме стоимости продуктов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, выполняемых для собственного потребления, а также стоимости полученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства, В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, которые всегда добавляли их к своим трудовым денежным доходам, но и городские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Следует подчеркнуть, что производство продуктов в подсобных хозяйствах и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значительными трудовыми затратами, и поступления в натуре относительно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный состав, количественный состав, место проживания — город или село и др.). Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, у работающей супружеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитывающих малолетних внуков.
Денежные доходы в городе составляют 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7%). В сельской местности положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость натуральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплениях. В сельской местности население беднее, поэтому и накопления меньше.
Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Они формируются за счет следующих источников:
1)оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполнении трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культурные цели: пособии, оплаты транспортных услуг, путевок и т.д.;
2)доходов от предпринимательской деятельности в форме прибыли, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, арендной платы и др.;
3)государственных социальных выплат (трансфертов) — пенсий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных социальных фондов;
4)прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и др.).
В нашей стране соотношение между этими источниками в последние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.
Помимо деления денежных доходов по источникам их различают по равномерности поступлений:
• регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);
· периодические (авторские гонорары, доходы по пенным бумагами др.);
· случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров — наркотиков, оружия).
В зависимости от размеров денежные доходы классифицируются номинальные и реальные.
Номинальные доходы — доходы за определенный период времени денежных единицах (рублях) по нарицательной (формально обозначенной стоимости банкноты) стоимости. Они отражают возможный уровень потребления и сбережений домохозяйств.
Реальные доходы — денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы. Для домашнего хозяйства реальные доходы отражают действительный уровень жизни и благосостояния семьи, они обеспечивают удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.
Государственное регулирование оплаты труда. Члены домохозяйств, работая в государственном или частном секторах экономики, получают оплату труда в разных формах. К. оплате труда относятся;
• заработная плата, начисленная работникам по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;
• доплата за сверхурочную работу;
• премии и вознаграждения, носящие регулярный или периодический характер;
• компенсационные выплаты;
• вознаграждения за год, выслугу лет;
• оплата ежегодных и дополнительных отпусков;
• материальная помощь;
• надбавка к пенсии пенсионерам, работающим на предприятиях и др.
Не все денежные доходы члены домохозяйств используют на собственные нужды, определенная их часть направляется на оплату налогов (налога на доходы физических лиц, на имущество физических лиц и др.),
В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.
В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в декабре 1991 г. принят Закон «О минимальном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно этому закону предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе — из собственных средств.
Для упорядочения оплаты труда в государственных бюджетных организациях (школах, вузах, больницах, театрах и т.д.) в 1992 г. установлена Единая тарифная сетка (ETC), определившая уровень оплаты и ее дифференциацию по категориям работников. Она классифицирует работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждому разряду определяет свой коэффициент. Устанавливается тарифная ставка 1 разряда, а остальные 17 разрядов определяются путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующий коэффициент. С 1 октября 2006 г. тарифная ставка 1 разряда определена в 1221 рублей с коэффициентом от 1 до 4,5.
Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ETC. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 раза меньше, чем в промышленности, не говоря уже о финансово-кредитных учреждениях
В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты труда по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринимателей, где работают несколько человек, — договором с отдельным работником.
Ограничения МРОТ на частных предприятиях государство установить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.
Государство регулирует доходы домохозяйств, не только используя законодательные акты, но и косвенно — с помощью налоговой системы. Для прямого регулирования доходов применяются прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и др.). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины) затрагивают, прежде всего, платежеспособный спрос населения и таким образом способны воздействовать на процесс производства.
Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности отличаются большим разнообразием. Среди экономистов нет единого мнения, что к ним относить. Большинство считают, что они включают:
■ доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на
правах собственности;
• прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения
работ предприятиями частного бизнеса, зарегистрированных и не
зарегистрированных как юридические лица;
■ доходы от регулярной продажи продукции личных подсобных
хозяйств;
Эти денежные доходы подразделяются на две части: одна направляется на содержание работодателя и его семьи, другая — на коммерческие расходы, причем официально к ним должны быть отнесены затраты, подтвержденные соответствующими документами,
Государственные социальные трансферты. К денежным доходам домохозяйств относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохозяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.
Основной вид трансфертных платежей — пенсии. Кроме пенсий российские граждане получают различные пособия (пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячные пособия на ребенка и др.) из Фонда социального страхования. Лица, потерявшие работу, получают пособия по безработице из бюджета.
В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств работников и работодателей.
Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое расслоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Это можно видеть, сравнивая децильные группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. Разрыв почти в 10 раз.
В России большая доля населения является бедняками. Бедность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизненных (биологических) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше.
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса,