Доходы домашнего хозяйства

Доходы домашнего хозяйства — часть национального дохода, со­здаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлет­ворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства.

Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физичес­кие и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерно­го распределения национального дохода ресурсы у отдельных кате­горий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов и предприниматель за счет при­были пополняют средства домохозяйств.

Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.

Валовой доход домохозяйств — это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).

Валовые доходы, как показывают данные, занимают главенству­ющее положение. Такая их роль сохраняется не одно десятилетие, ибо накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности всегда стояли на низком уровне. Эти доходы включают денежные и натуральные поступления, причем денежные доходы преобладают как результат развития рыночных отношений.

Натуральные доходы выступают в форме стоимости продук­тов, производимых в подсобных хозяйствах, стоимости услуг, вы­полняемых для собственного потребления, а также стоимости по­лученных в порядке поощрения товарно-материальных ценностей от работодателей или государства, В России натуральные доходы получают не только традиционно сельские граждане, которые всегда добавляли их к своим трудовым денежным доходам, но и город­ские жители, что свидетельствует об относительно низком уровне материальной обеспеченности населения в целом. Следует под­черкнуть, что производство продуктов в подсобных хозяйствах и выполнение услуг для собственного потребления из-за низкой механизации производственного процесса характеризуется значи­тельными трудовыми затратами, и поступления в натуре относи­тельно малы по сравнению с возможными. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ряд факторов (социальный со­став, количественный состав, место проживания — город или село и др.). Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, у работающей супру­жеской пары без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных транс­фертов, например, хозяйство супругов-пенсионеров, воспитыва­ющих малолетних внуков.

Денежные доходы в городе составляют 9/10 всех валовых доходов, тогда как стоимость натуральных поступлений невелика (всего 7%). В сельской местности положение меняется. Доля денежных доходов меньше на 16%, а стоимость нату­ральных продуктов достигает почти четверти всех доходов. Различия имеются и в накоплениях. В сельской местности население беднее, поэтому и накопления меньше.

Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Они фор­мируются за счет следующих источников:

1)оплаты труда членов домохозяйств, полученной при выполне­нии трудовых соглашений при найме, а также премий, постоянных надбавок к зарплате, выплат работодателями на социально-культур­ные цели: пособии, оплаты транспортных услуг, путевок и т.д.;

2)доходов от предпринимательской деятельности в форме при­были, дивидендов, процентов по ценным бумагам и вкладам, аренд­ной платы и др.;

3)государственных социальных выплат (трансфертов) — пен­сий, пособий и других платежей из бюджета и внебюджетных соци­альных фондов;

4)прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реа­лизации имущества и др.).

В нашей стране соотношение между этими источниками в пос­ледние семьдесят лет резко менялось. В условиях господства госу­дарственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыноч­ных отношений роль второго источника стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом.

Помимо деления денежных доходов по источникам их различа­ют по равномерности поступлений:

• регулярные (оплата труда, арендная плата и др.);

· периодические (авторские гонорары, доходы по пенным бума­гами др.);

· случайные или разовые (подарки, доходы от реализации иму­щества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров — наркотиков, оружия).

В зависимости от размеров денежные доходы классифицируются номинальные и реальные.

Номинальные доходы — доходы за определенный период времени денежных единицах (рублях) по нарицательной (формально обозначенной стоимости банкноты) стоимости. Они отражают возможный уровень потребления и сбережений домохозяйств.

Реальные доходы — денежные доходы текущего периода, скорректи­рованные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы. Для домашнего хозяйства реальные доходы отражают дей­ствительный уровень жизни и благосостояния семьи, они обеспечива­ют удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.

Государственное регулирование оплаты труда. Члены домохозяйств, работая в государственном или частном секторах экономики, полу­чают оплату труда в разных формах. К. оплате труда относятся;

• заработная плата, начисленная работникам по сдельным рас­ценкам, тарифным ставкам и должностным окладам;

• доплата за сверхурочную работу;

• премии и вознаграждения, носящие регулярный или периоди­ческий характер;

• компенсационные выплаты;

• вознаграждения за год, выслугу лет;

• оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

• материальная помощь;

• надбавка к пенсии пенсионерам, работающим на предприяти­ях и др.

Не все денежные доходы члены домохозяйств используют на собственные нужды, определенная их часть направляется на оплату налогов (налога на доходы физических лиц, на имущество физи­ческих лиц и др.),

В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через на­логовый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения в декабре 1991 г. принят Закон «О минималь­ном размере оплаты труда» (МРОТ). Согласно этому закону пред­приятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного миниму­ма. МРОТ обеспечивается в государственных организациях за счет средств бюджета, а в частном секторе — из собственных средств.

Для упорядочения оплаты труда в государственных бюджетных организациях (школах, вузах, больницах, театрах и т.д.) в 1992 г. ус­тановлена Единая тарифная сетка (ETC), определившая уровень оплаты и ее дифференциацию по категориям работников. Она клас­сифицирует работников бюджетной сферы на 18 разрядов и каждо­му разряду определяет свой коэффициент. Устанавливается тариф­ная ставка 1 разряда, а остальные 17 разрядов определяются путем умножения тарифной ставки 1 разряда на соответствующий коэф­фициент. С 1 октября 2006 г. тарифная ставка 1 разряда определена в 1221 рублей с коэффициентом от 1 до 4,5.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей с учетом разряда и коэффициентов ETC. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 раза меньше, чем в промышленно­сти, не говоря уже о финансово-кредитных учреждениях

В частном секторе конкретные размеры ставок оплаты труда по профессиям на крупных предприятиях определяются условиями коллективных трудовых договоров, а у индивидуальных предпринима­телей, где работают несколько человек, — договором с отдельным работником.

Ограничения МРОТ на частных предприятиях государство уста­новить не может, так как он зависит от финансовых возможностей работодателей.

Государство регулирует доходы домохозяйств, не только исполь­зуя законодательные акты, но и косвенно — с помощью налоговой системы. Для прямого регулирования доходов применяются прямые налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физи­ческих лиц, транспортный налог и др.). Косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, таможенные пошлины) затрагивают, прежде всего, платежеспособный спрос населения и таким образом способны воздействовать на процесс производства.

Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности отличаются большим разнообразием. Среди экономистов нет единого мнения, что к ним относить. Большинство считают, что они включают:

■ доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на
правах собственности;

• прибыль от реализации товаров, оказания услуг, выполнения
работ предприятиями частного бизнеса, зарегистрированных и не
зарегистрированных как юридические лица;

■ доходы от регулярной продажи продукции личных подсобных
хозяйств;

Эти денежные доходы подразделяются на две части: одна на­правляется на содержание работодателя и его семьи, другая — на коммерческие расходы, причем официально к ним должны быть от­несены затраты, подтвержденные соответствующими документами,

Государственные социальные трансферты. К денежным доходам до­мохозяйств относят также государственные социальные трансферты — пенсии, пособия, другие выплаты из средств бюджетов разного уров­ня и внебюджетных фондов. Эта часть денежных доходов домохо­зяйств строго регулируется государством в законодательном порядке.

Основной вид трансфертных платежей — пенсии. Кроме пенсий российские граждане получают различные пособия (пособия по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ежемесячные пособия на ребенка и др.) из Фонда социального страхования. Лица, потерявшие работу, получают пособия по безработице из бюджета.

В последние годы получила развитие новая форма социальной помощи, которая финансируется из негосударственных фондов. Так, создаются негосударственные пенсионные фонды за счет средств работников и работодателей.

Расширение рыночных отношений в России вызвало резкое рас­слоение в обществе и социально-имущественную дифференциацию населения. Это можно видеть, сравнивая децильные группы домохозяйств самых обеспеченных и самых необеспеченных. Разрыв почти в 10 раз.

В России большая доля населения является бедняками. Бед­ность — это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недо­статочных для удовлетворения основных жизненных (биологичес­ких) потребностей — жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литературе признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума.

В России прожиточный минимум был официально введен в 1997 г., хотя расчет его отдельными экономистами делался и раньше.

Высокий уровень бедности российского населения требует от го­сударства проведения различных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулирова­нии индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса,

Наши рекомендации