Вопрос 4. Аудит как независимая организационно-правовая форма финансового контроля
Потребность в создании института профессионального независимого контроля возникла в результате развития предпринимательства, стремления растущих организаций к саморегулированию. Аудит (в разных переводах с латыни это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди — аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
В Российской Федерации формирование правовых основ аудиторской деятельности было связано с принятием Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. В настоящее время правовую основу аудита образует Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы, независимо от вида собственности, в том числе иностранные юридические и физические лица.
Аудиторы, прошедшие аттестацию, а также аудиторские формы осуществляют свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности.
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 20 июля 2001 г. Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудиторская деятельность осуществляется на основании лицензии.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности» оно осуществляется Министерством финансов РФ (лицензирующим органом). Лицензия выдается сроком на пять лет при соблюдении ряда установленных требований, в том числе, необходимо наличие квалификационного аттестата аудитора; осуществление предпринимательской деятельности только в виде аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг; обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну и иные условия. Министерство финансов РФ с целью соблюдения лицензиатами названных лицензионных требований проводит проверки их деятельности. Срок данной проверки не должен превышать 45 дней. Лицензирующий орган не вправе проводить более одной проверки аудиторской организации (индивидуального аудитора) в течение одного календарного года по одним и тем же вопросам, за исключением случаев, когда проверка проводится в связи обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов. В случае выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, лицензирующий орган обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроком их устранения. Осуществление аудиторской деятельности без получения соответствующей лицензии влечет взыскание штрафа с аудиторской организации или индивидуального аудитора в размере от 100 до 300 МРОТ.
Физические лица, прежде чем заниматься аудиторской деятельностью, должны пройти аттестацию и получить от уполномоченного органа специальный документ – квалификационный аттестат аудитора.
Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора.
Квалификационные аттестаты аудиторов бывают следующих типов:
в области общего аудита; в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков); в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).
Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора определяются уполномоченным федеральным органом.
Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы и аудиторские формы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью кроме аудиторской.
Они не вправе передавать получаемые ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению государственных органов дознания, следователя, при наличии санкции прокурора, судов).
Инициативная аудиторская проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта.
Обязательный аудит – ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательный аудит осуществляется в случаях если:
организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации (выполнения работ, оказания услуг) за один год в 500 тысяч раз превышает установленный законодательством минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса в 200 тысяч раз превышает на конец отчетного года указанный норматив;
организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;
обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим федеральным законом.
Как отмечалось ранее, в Российской Федерации обязательная аудиторская проверка может производиться аудиторами и аудиторскими формами по поручению государственных органов.
Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальными законодательством дать аудитору или аудиторской фирме поручение на проведение аудиторской проверки хозяйствующего субъекта при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Государственные органы, по поручению которых производится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей.
Оплата работы аудитора или аудиторской фирмы при проведении проверки по поручению государственных органов производится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг.
В случае отсутствия у экономического субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства) предварительная оплата работы аудитора (аудиторской фирмы) производится в месячный срок по тем же ставкам за счет средств республиканского бюджета РФ с последующим возмещением на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего прокурора или органа федерального казначейства за счет имущества экономического субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям по поручению государственных органов производятся только за счет средств республиканского бюджета РФ и не могут быть осуществлены аудитором или аудиторской фирмой, проводившими первоначальную проверку.
Законом установлено, что формы и методы аудиторской проверки определяет аудитор. Руководитель хозяйствующего субъекта не вправе ограничивать круг вопросов или объем аудита. Если руководитель уклоняется от обязательной аудиторской проверки (не представляет финансовых или бухгалтерских документов, отказывается давать разъяснения по возникающим вопросам), то в этом случае с экономического субъекта и его руководителя взыскиваются штрафные санкции по решению суда.
Важной частью работы аудитора является подготовка аудиторского заключения. Аудиторское заключение – это документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного управления и судебных органов.
Аудиторское заключение должно состоять из трех частей – вводной, аналитической и итоговой. Следует обратить внимание на то, что хозяйствующий субъект обязан представлять заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения. Две первые части содержат конфиденциальную информацию и без согласия хозяйствующего субъекта не подлежат разглашению.
Законом определена ответственность аудиторов за некачественное проведение аудиторской проверки. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или экономического субъекта, с (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию понесенные убытки в полном объеме; расходы на проведение переправки; штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном размере.
Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.