Межбюджетные отношения в РФ. Сущность, объективная необходимость, принципы, способы выравнивания

Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Межбюджетные отношения - взаимоотношения между бюджетами разных уровней.

Объективная необходимость межбюджетных отношений:

· Неоднородность экономического и социального пространства;

· Несоответствие налоговых доходов соответствующих возложенным обязательствам;

· Неравномерность распределение налогового потенциала по регионам страны;

· Многоуровневая бюджетная система и значительное количество бюджетов

У всех субъектов разная обеспеченность, разный доход.

Необходимы для:

- возможность населению получать стандартные бюджетные услуги

- возможность конкуренции между регионами за создание лучших условий для жизни на своей территории.

Задачи:

  • повышение эффективности межбюджетных отношений: укрепление финансовой самостоятельности субъектов федерации
  • Создание стимулов увеличения доходов бюджета
  • Создание стимулов повышения качеств управления ГМФ
  • Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов

Выравнивание происходит через систему финансовой помощи.

Виды выравнивания:

- горизонтальное – необходимость получать государственные и муниципальные услуги на всей территории в одинаковой степени, посредством распределения финансовой помощи (пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях).

- вертикальное – устранение несоответствий между доходами и расходами региональных бюджетов.

Способы выравнивания:

1. Трансферты:

- дотации – финансовая помощь нижестоящим бюджетам, предоставляется на безвозмездной основе, не связана с целевым использованием;

- субвенции - межбюджетные трансферты в нижестоящий уровень, которые имеют строгое целевое назначение;

- субсидии – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета, на условиях софинансирования программ, проектов.

2. Дополнительные нормативы отчислений от налогов

3. Кредиты из вышестоящего бюджета.

Фонды финансовой помощи:

· Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Фонд образует дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

· Федеральный фонд софинансирования. Фонд образует совокупность субсидий.

· Федеральный фонд компенсации. Средства распределяются в виде субвенций.

Уровни межбюджетных отношений:

- федеральный бюджет – бюджет СФ

- региональный бюджет – бюджет муниципальных районов

- бюджет муниципальных районов – бюджеты городских и сельских поселений.

8) Экономико – правовое положение государственных и муниципальных учреждений (ФЗ №83). Финансирование учреждений.

Государственные и муниципальные учреждения – для предоставления государственных и муниципальных услуг, имеют право оказывать платные услуги.

В рамках программы «повышения эффективности бюджетных расходов до 2012», реализуется такое направление, как повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.

Свойства услуг, отличающие их от товара:

- Неосязаемость;

-несохраняемость;

-Непостоянство качества;

-неразрывность производства и потребления.

Причины изменения статусов гос учреждений:

· Не было связи между связи оказываемых услуг и финансированием из бюджета;

· Нет стимулов к улучшению своей работы;

· Отсутствие прозрачности в работе гос и мун учреждений;

· Расширение объема теневых платежей («теневые» платные услуги);

· Неудовлетворение граждан качеством услуг.

Цели этого направления: повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в других социально-значимых сферах.

Задачи:

1. Изменение правового статуса гос. и мун. учреждений (совершенствование). Был разработан и принят 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений».

2. Внедрение новых форм оказания и финансирования гос. и мун. услуг.

С 1 января 2011 года, 3 типа бюджетных учреждений (организации которые выполняют гос. и мун. функции по предоставлению услуг, по смете):

1. Казенные – финансирование производится по смете. Если учреждение оказывает платные услуги, то доход идет в бюджет из которого они финансируются.

С 1 июля 2012 г. участники бюджетного процесса.

2. Бюджетные – учреждения с расширенным объемом прав. Составляют свой бюджет. Доход: получают субсидию на расходы по оказанию гос. и мун. услуг; платные услуги.

3. Автономные – некоммерческие организации, самостоятельно существуют. Участвуют в выполнении гос. заказов. Составляют собственный бюджет. Прибыль не распределяется, полностью распоряжается средствами.

Замена сметы на субсидии.

Субсидия на выполнение гос или мун задания.

По обязательствам БУ и АУ гос и мун ответственности не несет. Отвечает только по обязательствам КУ.

Расширены права по управлению имуществом: любое учреждение наделяется гос или мун имуществом.

БУ и АУ имеют право оказывать платные услуги, и доходы остаются у них, они составляют бюджет организации.

Субсидит на гос задание – включаются все затраты, которые включаются в расходы на оказания услуг, расходы на содержание имущества, которое используется про оказании гос задания.

Особенности:все БУ должны работать по 94 ФЗ (негативно), счета по прежнему открываются в казначействе.

Основные изменения в статусе БУ:

- расширение самостоятельности по исполнению средств, получаемых из бюджета;

- самостоятельность распоряжения своим собственным имуществом, которые они приобрели за свои деньги.

Сферы оказания услуг: транспорт, связь, торговля, образование, культура и искусство, заготовки, образование, коммунальное хозяйство и т.п.

Гос мун задание включает: паспорт услуг, перечень, реестр услуг, стандарты качества услуги.

Наши рекомендации