Межбюджетные отношения в РФ. Сущность, объективная необходимость, принципы, способы выравнивания
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между бюджетами разных уровней.
Объективная необходимость межбюджетных отношений:
· Неоднородность экономического и социального пространства;
· Несоответствие налоговых доходов соответствующих возложенным обязательствам;
· Неравномерность распределение налогового потенциала по регионам страны;
· Многоуровневая бюджетная система и значительное количество бюджетов
У всех субъектов разная обеспеченность, разный доход.
Необходимы для:
- возможность населению получать стандартные бюджетные услуги
- возможность конкуренции между регионами за создание лучших условий для жизни на своей территории.
Задачи:
- повышение эффективности межбюджетных отношений: укрепление финансовой самостоятельности субъектов федерации
- Создание стимулов увеличения доходов бюджета
- Создание стимулов повышения качеств управления ГМФ
- Повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов
Выравнивание происходит через систему финансовой помощи.
Виды выравнивания:
- горизонтальное – необходимость получать государственные и муниципальные услуги на всей территории в одинаковой степени, посредством распределения финансовой помощи (пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях).
- вертикальное – устранение несоответствий между доходами и расходами региональных бюджетов.
Способы выравнивания:
1. Трансферты:
- дотации – финансовая помощь нижестоящим бюджетам, предоставляется на безвозмездной основе, не связана с целевым использованием;
- субвенции - межбюджетные трансферты в нижестоящий уровень, которые имеют строгое целевое назначение;
- субсидии – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета, на условиях софинансирования программ, проектов.
2. Дополнительные нормативы отчислений от налогов
3. Кредиты из вышестоящего бюджета.
Фонды финансовой помощи:
· Федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Фонд образует дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
· Федеральный фонд софинансирования. Фонд образует совокупность субсидий.
· Федеральный фонд компенсации. Средства распределяются в виде субвенций.
Уровни межбюджетных отношений:
- федеральный бюджет – бюджет СФ
- региональный бюджет – бюджет муниципальных районов
- бюджет муниципальных районов – бюджеты городских и сельских поселений.
8) Экономико – правовое положение государственных и муниципальных учреждений (ФЗ №83). Финансирование учреждений.
Государственные и муниципальные учреждения – для предоставления государственных и муниципальных услуг, имеют право оказывать платные услуги.
В рамках программы «повышения эффективности бюджетных расходов до 2012», реализуется такое направление, как повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.
Государственные (муниципальные) услуги – это услуги, которые предоставляются физическим лицам и организациям по их запросу федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации или местными администрациями в рамках их компетенции.
Свойства услуг, отличающие их от товара:
- Неосязаемость;
-несохраняемость;
-Непостоянство качества;
-неразрывность производства и потребления.
Причины изменения статусов гос учреждений:
· Не было связи между связи оказываемых услуг и финансированием из бюджета;
· Нет стимулов к улучшению своей работы;
· Отсутствие прозрачности в работе гос и мун учреждений;
· Расширение объема теневых платежей («теневые» платные услуги);
· Неудовлетворение граждан качеством услуг.
Цели этого направления: повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и в других социально-значимых сферах.
Задачи:
1. Изменение правового статуса гос. и мун. учреждений (совершенствование). Был разработан и принят 83-ФЗ «О совершенствовании правового положения государственных и муниципальных учреждений».
2. Внедрение новых форм оказания и финансирования гос. и мун. услуг.
С 1 января 2011 года, 3 типа бюджетных учреждений (организации которые выполняют гос. и мун. функции по предоставлению услуг, по смете):
1. Казенные – финансирование производится по смете. Если учреждение оказывает платные услуги, то доход идет в бюджет из которого они финансируются.
С 1 июля 2012 г. участники бюджетного процесса.
2. Бюджетные – учреждения с расширенным объемом прав. Составляют свой бюджет. Доход: получают субсидию на расходы по оказанию гос. и мун. услуг; платные услуги.
3. Автономные – некоммерческие организации, самостоятельно существуют. Участвуют в выполнении гос. заказов. Составляют собственный бюджет. Прибыль не распределяется, полностью распоряжается средствами.
Замена сметы на субсидии.
Субсидия на выполнение гос или мун задания.
По обязательствам БУ и АУ гос и мун ответственности не несет. Отвечает только по обязательствам КУ.
Расширены права по управлению имуществом: любое учреждение наделяется гос или мун имуществом.
БУ и АУ имеют право оказывать платные услуги, и доходы остаются у них, они составляют бюджет организации.
Субсидит на гос задание – включаются все затраты, которые включаются в расходы на оказания услуг, расходы на содержание имущества, которое используется про оказании гос задания.
Особенности:все БУ должны работать по 94 ФЗ (негативно), счета по прежнему открываются в казначействе.
Основные изменения в статусе БУ:
- расширение самостоятельности по исполнению средств, получаемых из бюджета;
- самостоятельность распоряжения своим собственным имуществом, которые они приобрели за свои деньги.
Сферы оказания услуг: транспорт, связь, торговля, образование, культура и искусство, заготовки, образование, коммунальное хозяйство и т.п.
Гос мун задание включает: паспорт услуг, перечень, реестр услуг, стандарты качества услуги.