Сущность, осн черты и развит. мен. Научный мен
Англ слово мен происходит от лат. «манус» - рука. С англ термин перев как «управление». Мен-т - это профессионально осущ-е упр-е хоз-й деят-ю пред-ия, обеспечивающее эффективное функционирование организации и получение прибыли на основе эффективного использования факторов производства, и в первую очередь, труда, интеллекта, мотивов поведения других людей. Предмет менеджмента – это совокупность общественных и управленческих отношений, способы управленческой деятельности, их закономерности, устойчивые взаимосвязи и взаимоотношения людей и коллективов в процессе управленческого труда.
Структура предмета менеджмента включает в себя: теоретико-методологические основы менеджмента; категории; принципы менеджмента; функции менеджмента; методы менеджмента; субъект-объектные взаимоотношения; стратегии менеджмента; виды менеджмента (инновационный, стратегический, ситуационный, производственный, финансовый, страховой, кадровый, менеджмент изменений); технологии и стили менеджмента; информационно-коммуникационное обеспечение процессов управления; логистика управленческих процессов; проектирование организационных структур и структур управления неформальные взаимоотношения в организации (неформальные группы, лидерство); управленческая риторика и проч. Менеджмент как наука. Законы менеджмента, отражают общие, устойчивые, существенные и необходимые связи между определенной совокупностью явлений и имеющие место в организации. Выделяют следующие законы:м- синергии; - дополнения;м- пропорциональности;- самосохранения;
- сочетания централизации и децентрализации управления; м- закон соотносительности (соответствия) управляющей и управляемой подсистем;м- специализации управления;
- интеграции управления; - демократизации управления; - экономии времени.
Основные черты менеджмента
Возрастание роли менеджмента
Решения менеджеров, как и решения крупных государственных деятелей, могут влиять на судьбы миллионов людей, государств и регионов.
Менеджмент рассматривает предприятие как социальную подсистему рыночной экономики, а не как технологическое звено общественного производства. В связи с этим менеджмент главным образом направлен на: – выявление и изучение микросоциальной структуры предприятия. – формирование малых групп – учет факта существования и роли «неформальных групп». Необходимость проведения анализа и многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений. Менеджмент рассматривается как организация управления предприятием. Менеджмент может трактоваться как наиболее рациональная организация людей, при которой их способности раскрываются наилучшим образом. Менеджмент рассматривается также как процесс принятия и выполнения управленческих решений. Анализ информации о состоянии внутренней и внешней среды предприятия и принятие на ее основе управленческих решений представляют собой технологию менеджмента. Менеджмент выступает как самостоятельный вид профессиональной деятельности, для которой требуется наличие субъекта – профессионала-менеджера, работа которого направлена на объект – хозяйственную деятельность организации в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы и др.).
В качестве объекта менеджмента может выступать хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее конкретная сфера: -финансы; - внедрение технологического процесса; - инновационная деятельность организаций; - поддержание необходимого уровня качества продукции; - материально-техническое снабжение; -учет и отчетность,
- обеспечение кадрами и др.
Одной из главных задач менеджмента является определение целей деятельности организации. В связи с этим к главным задачам менеджмента относятся:
– определение конкретных целей развития фирмы с выделением в них приоритетных целей по периодам и очередности решения; - разработка планов и программ инновационного развития организаций; – разработка плана развития фирмы на дальнюю перспективу с определением путей его решения; – обеспечение перехода на современные технологии с использованием высококвалифицированных специалистов; – определение объемов производства и источников их обеспечения; – создание оптимальных условий работы и материального стимулирования работников; – создание системы тщательного контроля за выполнением поставленных задач.
Развитие менеджмента
Современный менеджмент начинает свой отсчет с 1881 г., когда американец Джозеф Вартон разработал курс менеджмента для преподавания в колледже.
Первая радикальная идея о необходимости формирования данной области научных исследований принадлежит американцу Генри Тауну, который изложил ее в 1886 г. в своем докладе «Инженер как экономист» на собрании Американского общества инженеров-механиков.
Первым системным изложением идей менеджмента считают книгу американца Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», написанную в 1911 г., где предложены основные принципы менеджмента, которые остаются фундаментальными до сих пор.
В начале ХХ в. в США и странах Западной Европы в науке управления были сформулированы и получили практическое применение четыре основные концепции менеджмента:
1) научное управление (Ф.У.Тейлор); 2) административное управление (А.Файоль);
3) управление с позиции человеческих отношений (М.Паркер Фоллетт, Э.Мэйо);
4) управление с позиции поведенческих наук (К.Ареджирис, Д.МакГрегор и др.).
Были выдвинуты также три подхода к управлению:
подход к управлению как процессу; системный подход и ситуационный подход.
Научный менеджмент
Тейлор выдвинул четыре основные черты научной организации труда.
Во-первых, администрация берет на себя выработку научного фундамента, заменяющего старые традиционные методы. Во-вторых, администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем обучает и развивает способности. В-третьих, администрация осуществляет доверительное сотрудничество с рабочими. В-четвертых, устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.
Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора: 1. Расчленение производственных операций на составные элементы. 2. Разделение труда непосредственно в сфере управления. 3. Выделение планирования в качестве особой функции управления. 4. Принцип централизации условий и методов труда. 5. Введение карт – инструкций. 6. Введение высоких научно обоснованных норм. 7. Введение оплаты труда, стимулирующий рост выработки. 8. Строгое иерархическое подчинение. 9.Тесное сотрудничество администрации и рабочих.
Однако Тейлор обращал внимание на то, что высокие нормы необходимо стимулировать более высокой оплатой. Тейлор предложил функциональн стр-ру управл вместо линейной. Поддержку Тейлору оказал Форд. Принципы системы управления: точный расчет и планир всего процесса производства, его ступеней, связей; учет и планир усл работы; осущ произв-ва по станд технол.; пост поиск путей усоверш пр-ва.
Со школой научного менеджмента связаны имена таких исследователей, как Фрэнк и Лилиан Джилберты, Генри Гант. К создателям научного менеджмента историки относят также американского мыслителя Гаррингтона Эмерсона. Под термином «производительность» Эмерсон понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическим результатом.
Недостатки: отсутствие изуч факторов внешней среды (конкур) и механистич подход к рассм чел.