Классификация методов управления ценами на предприятии
Фин.менеджер управляет ценами путем установления базовых основных цен и/или используя скидки и надбавки к базовым ценам. При определении уровня базовых отпускных цен следует различать:
1) базовые цены по сравнимой продукции производимой в наибольших масштабах в предшествующем периоде.
2) базовые цены по вновь освоенной несравнимой товарной продукции, которая не производилась в предшествующем периоде.
Управление ценой по сравнимой и несравнимой товарной продукции осуществляется на основе плановых калькуляций себестоимости изделия и определения уровня отпускной цены.
Управление цены основывается на потребительских свойств товара. Для этого обычно используются параметрические методы:
1. Бальный метод предусматривает оценку потребительских свойств по выделяемым конкретным параметрам качества и полезности товара. К этим параметрам могут относиться разнообразные технические, экономические и другие качества и свойства изделия. Каждая позиция для формирования цены нового изделия получает оценку в балах. На основе суммирования и сопоставления балов новой и базовой продукции определяется цена новой продукции.
2. Метод удельной цены основывается на выделении главного для производителя и потребителя параметра выпускаемой продукции.
3. Регрессионный анализ связан с определением цены на основании построения уравнения регрессии, описывающего взаимосвязь изменения цены от улучшения ряда параметры качества изделия. Основным методом формирования базовой цены является метод полной себестоимости или денежного выражения всех издержек на производство или реализацию товаров.
В других методах ценообразования используются признаки деления элементов затрат и статей калькуляции на денежные выражения постоянных и перемен затрат на производство изделия. К ним относится 3 метода:
1. Метод формирования цены товара исходя из маржинальных издержек основан на определении составляющих валовой маржи. Он базируется на разделении издержек на постоянные и переменные издержки на производство и реализацию продукции в денежном выражении. Для этого подсчитывается общая сумма прямых перемен затрат на единицу вместе с желательной величиной валовой маржи на единицу этого изделия, определяемой исходя из прогнозируемых в расчете на год показателей: выпуска продукции, постоянных затрат и желаемой прибыли.
2. Метод рентабельности проекта инвестиций применяется с определением минимальной цены реализации товара, при которой его продажа не будет убыточной, исходя из денежного выражения переменных и постоянных затрат на единицу продукции. К полученной величине добавляется расчетная сумма платежей за использование заемных средств на финансирование проекта инвестиций. В результате получается предельная цена, ниже которой при платности использования заемных средств на финансирование проекта продавать изделие не имеет смысла.
3. Метод прямых затрат - за основу ценообразования принимается производственная себестоимость товара, которая подлежит учету и отражению по элементам сметы затрат на производство.
В условиях инфляции предприятие может использовать следующие методы фиксации низкой цены и удержание высокой продажной цены на отдельные виды продукции:
1) внутреннюю компенсацию потерь от сохранения стабильности цен за счет фин.ресурсов вышестоящей организации.
2)бюджетную компенсацию потерь от поддержания стабильности цен за счет ресурсов.
3)получения льгот по налогам, формирующим цену и таможенным платежам.
31. Модель Миллера-Орра: сущность, возможности применения
Модель Миллера-Оррапредставляет собой еще более сложный алгоритм определения оптимального размера остатков денежных активов. Исходные положения этой модели предусматривают наличие определенного размера страхового запаса и определенную неравномерность в поступлении и расходовании денежных средств, а соответственно и остатка денежных активов. Минимальный предел формирования остатка денежных активов принимается на уровне страхового остатка, а максимальный - на уровне трехкратного размера страхового остатка.
Остаток средств на счете хаотически меняется до тех пор, пока не достигает верхнего предела. Как только это происходит, предприятие начинает покупать достаточное количество ценных бумаг с целью вернуть запас денежных средств к некоторому нормальному уровню (точке возврата). Если запас денежных средств достигает нижнего предела, то в этом случае предприятие продает свои ценные бумаги и таким образом пополняет запас денежных средств до нормального предела.
Если ежедневная изменчивость денежных потоков велика или постоянные затраты, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг, высоки, то предприятию следует увеличить размах вариации и наоборот. Также рекомендуется уменьшить размах вариации, если есть возможность получения дохода благодаря высокой процентной ставке по ценным бумагам.
Реализация модели осуществляется в несколько этапов.
1. Устанавливается минимальная величина денежных средств (Он), которую целесообразно постоянно иметь на расчетном счете (она определяется экспертным путем исходя из средней потребности предприятия в оплате счетов, возможных требований банка и др.).
2. По статистическим данным определяется вариация ежедневного поступления средств на расчетный счет (v).
3. Определяются расходы (Pх) по хранению средств на расчетном счете (обычно их принимают в сумме ставки ежедневного дохода по краткосрочным ценным бумагам, циркулирующим на рынке) и расходы (Рт) по взаимной трансформации денежных средств и ценных бумаг (эта величина предполагается постоянной; аналогом такого вида расходов, имеющим место в отечественной практике, являются, например, комиссионные, уплачиваемые в пунктах обмена валюты).
4. Рассчитывают размах вариации остатка денежных средств на расчетном счете (S) по формуле:
5. Рассчитывают верхнюю границу денежных средств на расчетном счете (Ов), при превышении которой необходимо часть денежных средств конвертировать в краткосрочные ценные бумаги : Ов = Он + S
6. Определяют точку возврата (ТВ) – величину остатка денежных средств на расчетном счете, к которой необходимо вернуться в случае, если фактический остаток средств на расчетном счете выходит за границы интервала (Он, Ов): Тв = Он + (S / 3)
Билет № 7