Правовая характеристика соглашений между МВФ и заемщиками
Дискуссионным является вопрос о том, относятся ли соглашения между МВФ и получающими кредит государствами к категории международных договоров[33]. Сам МВФ и ряд ученых исходят из того, что соответствующие соглашения не являются договорами — речь идет лишь о том, что на поступающий от страны запрос на предоставление кредита Исполнительный совет дает согласие. Соответственно, применение механизма «стенд-бай» зависит лишь от одностороннего решения МВФ. Этому взгляду, как представляется, соответствует правовая позиция государств, которые обращаются с запросом на предоставление кредита, поскольку соответствующие соглашения, как правило, не ратифицируются на внутригосударственном уровне. Согласно противоположной точке зрения, эти соглашения носят договорный характер, поскольку они служат источником широких международно-правовых обязательств соответствующего государства и МВФ.
В пользу первой из указанных точек зрения говорят следующие аргументы: если МВФ и получающее кредит государство исходят из того, что соглашение между ними не является международным договором, то это означает, что у обеих сторон отсутствует воля к заключению договора (лат.: animus contrahendi). В соответствии с решением, принятым Исполнительным советом МВФ в 1979 году[34], тексты соглашений избегают терминов, из которых можно было бы сделать вывод, что между сторонами возникли обязательства в силу международного договора. Как правило, говорят о том, что МВФ дает согласие на заключение соглашения с целью оказания поддержки мерам, предусмотренным в письме о намерениях.
Извлечение из типового соглашения о кредите «стенд-бай»[35]
«К настоящему документу прилагается письмо [с приложенным к нему меморандумом] от ___, направленное (министром финансов и (или) председателем центрального банка), содержащее заявку на предоставление кредита «стенд-бай» и излагающее:
(a) задачи и политические меры, которые власти (государства-члена Фонда) намереваются реализовать в течение периода действия механизма «стенд-бай»; и
(b) задачи и политические меры, которые власти (государства-члена Фонда) намереваются реализовать в течение [первого года] периода действия механизма «стенд-бай»; и
(c) договоренности (государства-члена Фонда) с Фондом, касающиеся [a] проверки(-ок), которые будут проводиться в отношении хода реализации задач программы, политических мер и мероприятий, которые власти (государства-члена Фонда) будут реализовывать в течение оставшегося срока действия механизма «стенд-бай».
В поддержку соответствующих задач и политических мер Международный валютный фонд предоставляет кредит «стенд-бай» в соответствии со следующими положениями: (…)»
Наличие международно-правового обязательства также нельзя вывести из письма о намерениях. Государство, конечно, может в соответствии с общепринятыми принципами международного права взять на себя юридические обязательства путем одностороннего заявления. Для этого, однако, также требуется воля государства на принятие на себя подобного рода обязательств, которая в случае письма о намерениях отсутствует. Письмо о намерениях представляет собой лишь политическое (но не юридическое) заявление о намерениях.
ВАЖНО! Правовая характеристика соглашенийо кредитованиимежду МВФ и его членом, обращающимся за кредитом, —этопредмет дискуссии. Согласно точке зрения, которую разделяет преобладающее большинство специалистов-практиков, речь в данном случае идет о решении МВФ. По мнению теоретиков, такие соглашения представляют собой международные договоры. |
Отказ в признании соглашения между МВФ и государством-членом международным договором имеет значимые последствия: нарушение соглашения или невыполнение мер, о которых было заявлено в письме о намерениях, не составляет международно-противоправного деяния. То есть правительство может пересмотреть обещанные меры, не нарушая при этом одного из основные принципов международного права –pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»)64. Однако на это со стороны МВФ может последовать реакция в виде прекращения выплаты средств или отказа от предоставления средств в будущем. Вследствие этого кредитоспособность соответствующего государства может серьезно пострадать в глазах прочих займодавцев. Имеющиеся у МВФ возможности для реагирования и соответствующие последствия имеют при этом решающее значение. Несмотря на отсутствие у кредитных соглашений между МВФ и его государствами – членами характеристик международного договора в распоряжении МВФ имеются эффективные возможности, позволяющие ему гарантировать соблюдение соглашения.
Недоговорный характер соглашений представляет собой проблему с внутригосударственной и конституционно-правовой точек зрения: как уже упоминалось, соглашения с МВФ, как правило, не подлежат ратификации, поскольку речь идет не о международных договорах. Вследствие этого национальные парламенты формально лишены возможности заниматься содержанием соглашений, в частности, содержанием реформ, обещание которых дается в письме о намерении. Вытекающий из этого дефицит демократических процедур лишь частично восполняется необязательным характером соглашения. О действительной автономии государств в вопросе несоблюдения соглашений можно говорить лишь в редких случаях.