Организационно-правовые основы государственных

Внебюджетных фондов

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого централизованного фонда государства - государственная власть с расширени­ем своей деятельности нуждалась в новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как пра­вило, временный характер. С выполнением государ­ством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. Поэтому количество фондов постоян­но менялось: одни возникали, другие упразднялись.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы дея­тельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство имело возможность за счет временно свободных средств, ак­кумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефициты бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

Государственные целевые внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно от бюджета, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Вставить из БК.

В науке финансового права выделяют следующие отличительные черты внебюджетных фондов: они представляют определенную со­вокупность денежных средств, финансовых ресурсов, находящих­ся в собственности государства; создание государственных внебюджетных фондов для финансирования вполне определенных, конкретных задач с за­претом направлять аккумулированные в них финансовые ресурсы на иные цели, чем это было предусмотрено при образовании фонда; накопленные в государственных внебюджетных фон­дах ресурсы находятся в оперативном управлении определенного государственного учреждения, которое в ряде случаев специально создается для выполнения этой задачи; нахождение их денежных средств в собствен­ности государства; источники формирования и направления расходова­ния средств государственных внебюджетных фондов ежегодно ука­зываются в актах, принимаемых соответствующими законодатель­ными органами государственной власти; наличие собственных источников доходов [Крутышев А.В. Понятие государственного внебюджетного фонда // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. М., 2006. С. 188–192].

В соответствии со ст. 2 БК государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета и местных бюджетов для осуществления определенных задач и функций государственных органов.

Ст. 20-23 БК определяют организационно-правовые основы функционирования государственных внебюджетных фондов в Республике Беларусь.

Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования, порядка формирования и использования осуществляются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Распорядителем средств государственного внебюджетного фонда является государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в республиканской собственности.

Следует отметить, что к государственным внебюджетным фондам применимы аналогичные процессуальные действия как и к республиканскому и местным бюджетам, осуществляемые в рамках бюджетного процесса.

Составление, рассмотрение и утверждение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и БК. Утверждение ежегодно бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год осуществляется законодательными актами.

Рассмотрение, утверждение и исполнение смет доходов и расходов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с БК, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год принимаются Палатой представителей до принятия проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в первом чтении и далее рассматриваются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

В бюджетах государственных внебюджетных фондов доходы предусматриваются по источникам поступлений в соответствии с разделами классификации доходов бюджета, а расходы – в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов могут формироваться за счет взносов на государственное социальное страхование, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Сбор доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и контроль за их поступлением осуществляются распорядителями средств соответствующих государственных внебюджетных фондов. Средства государственных внебюджетных фондов используются на цели, определенные законодательными актами об этих фондах.

Предельный размер дефицита и источники его финансирования или размер профицита бюджета государственного внебюджетного фонда определяются в порядке, установленном законодательным актом об этом фонде.

Размеры доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования или размер профицита бюджетов государственных внебюджетных фондов определяются ежегодно законодательными актами.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется через единый казначейский счет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется в соответствии с БК, законодательными актами об этих фондах и бюджетах этих фондов, со сметами доходов и расходов.

Составление, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляются в соответствии с законодательными актами об этих фондах и БК. Утверждение ежегодно отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год осуществляется законодательными актами.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных актов составляются распорядителями средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

В случае утверждения отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей проекты законов об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется распорядителями средств этих фондов, а также органами, обеспечивающими контроль за исполнением республиканского бюджета, в порядке, установленном БК и иными законодательными актами.

Наши рекомендации