Финансовые правоотношения, их особенности
Финансовое правоотношение представляет собой основанное на нормах финансового права общественное отношение, возникающее в сфере финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями.
Финансовое правоотношение определяется как общественное отношение, урегулированное нормами финансового права, участники которого обладают соответствующими юридическими правами и обязанностями. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовые правоотношение имеют и характерные особенности, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Характерными особенностями финансовых правоотношений являются следующие:
– финансовые правоотношения возникают исключительно в процессе финансовой деятельности государства, по поводу образования, распределения и использования денежных фондов;
– одним из субъектов этих отношений обязательно является соответствующий орган госу-дарственной власти (орган местного самоуправления) либо государственное или муниципальное образование в целом;
– рассматриваемые отношения носят имущественный характер, так как всегда возникают по поводу денежных средств (финансовых ресурсов).
Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений явля-ются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или собы-тия, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.
Вследствие многообразия и неоднородности общественных отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.
Финансовые правоотношения по своему материальному содержанию подразделяются на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; неналоговые право-отношения; финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения по госу-дарственному внутреннему долгу; финансовые правоотношения по государственному финансированию, в том числе по сметно-бюджетному финансированию; финансовые правоотно-шения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения по денежному обращению и расчетам; финансовые правоотношения по валютному регулированию.
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, опреде-ляет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают. Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.
Особенностью круга субъектов финансового права является то, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его административно-территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Каждая из них отличается своеобразием.
В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его террито-риальные подразделения) входят: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, авто-номные области, автономные округа; муниципальные образования – городские, сельские поселе-ния и иные территории; административно-территориальные единицы (населенные пункты), входящие в состав муниципального образования.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят: органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации. В числе органов исполнительной власти – как органы общей компетенции, так и различные органы специальной (отраслевой) компетенции: министерства, комитеты, службы и т.д., в том числе система финансово-кредитных органов. Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Широкий круг субъектов финансового права образуют лица, осуществляющие предприни-мательскую деятельность. Это юридические лица, созданные в различной организационно-правовой форме, а также граждане-предприниматели. Предпринимательскую деятельность могут осуществлять как коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, так и некоммерческие организации, которые могут осу-ществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит дости-жению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Указанные лица всту-пают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли и т.д. (ст. 50 ГК РФ).
В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений юридических лиц. Такими объединениями являются союзы, ассоциации. Они создаются на договорной основе, действуют на принципах коммерческого расчета, самофинансирования и самоуправления и вступают в соответствующих случаях в финансовые отношения.
Некоммерческие организации (в том числе созданные в форме учреждений, в частности для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности) часто становятся субъектами финансовых правоотношений в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако они могут участвовать в финансовых правоотношениях, возникающих в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности в пределах, установленных их учредительными документами. В финансовых правоотношениях, как правило, участвуют юридические лица, однако в установ-ленных законом случаях участниками этих правоотношений могут быть и их филиалы, представи-тельства.
Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица, – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области госу-дарственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.
Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, в том числе граждане-предприниматели, главы крестьян-ского (фермерского) хозяйства (ст. 23, 257 ГК РФ).
Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ – они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов. Оно основано на положениях Конституции России (ч. 1 ст. 32).
Выполнение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и соблюдение прав субъектов финансовых правоотношений. Меры государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулированияфинансовых отношений, как и любых других общественных отношений. С помощью этих мер обеспечивается исполнение юридических обязанностей названных субъектов и в необходимых случаях – восстановление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке.
Административный порядок действует главным образом в случае применения мер госу-дарственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям. Однако он по-прежнему применим и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях при возможности их обращения в суд. Субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.
В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют адми-нистративный и судебный порядки защиты своих прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.
Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.
Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).
Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установ-ление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб – возмещению (ст. 52 Конституции РФ).
Особая роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принад-лежит Прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами. Прокурор выносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) и вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.
Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финан-совых правоотношений, включая государство и его органы.