Тема 4.3 Экономика двойного налогообложения
- Юридическое двойное налогообложение. Экономическое двойное налогообложение
- Методы устранения избыточного налогообложения
- Виды налоговых соглашений
=1=
Двойное налогообложение - налогообложение одного вида налога сразу в двух странах, где ведет деятельность организация. К двойному налогообложению в основном подвержены доходы физ и юр лиц.
В настоящее время Россия заключила и применяет международные соглашения об избежание двойного налогообложения более чем с 70 иностранными государствами, подготовленные на основе типовой модели конвергенции
Налоговая конвергенция – сближение основных принципов налогообложения и подходов к формированию наш налоговой политики.
Юридическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же объект неоднократно попадает под обложение разными налогами, или под налогообложение одного и того же объекта попадают разные налогоплательщики.
Экономическое двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же доход или собственность попадают под налоговую юрисдикцию более чем одной страны.
Юридическое — проблемами национального законодательства, а экономическое — несовершенством международного права.
Причины двойного налогообложения:
1. Двойное резидентство;
2. Двойное обложение всей суммы дохода;
3.Обложение двух лиц по одному и тому же доходу;
6. Двойное обложение иностранного дохода.
Негативные последствия двойного налогообложения
одна и та же операция фактически облагается налогом более одного раза, но и то, что
сумма этих отдельных налогов зачастую превышает сумму налога, исчисляемого по другим сопоставимым с экономической точки зрения операциям.
Переизбыточность налогообложения в свою очередь приводит к налоговой дискриминации.
Налоговая дискриминация порождает различные формы налогового уклонения, для устранения которых требуется ряд дополнительных процедур как на международном, так и на национальном уровне.
Эффективность налогообложения в регулировании международных сделок можно оценить по степени беспристрастности в отношении как субъектов сделок, так и видов деятельности. Концепция налогообложения основывается на том, что решения о хозяйственной деятельности, инвестировании и потреблении принимаются по причинам, не зависящим от налогообложения.
На основании этого международное налогообложение должно исходить из следующих принципов:
· беспристрастность в отношении экспорта капитала;
· беспристрастность в отношении импорта капитала;
· национальная беспристрастность.
=2=
1. Метод налогового кредита (зачета или вычета налога) – согласие государства принять к зачету сумму налогов, уплаченную за рубежом резидентом этого государства по отношению к доходам, возникшим на территории другого государства.
1) Неограниченный налоговый кредит – подразумевает полный зачет всей сумы налога за рубеже, возврат переплат из отечественного бюджета.
2) Ограниченный налоговый кредит – налогоплательщики уплачивают в своей стране только сумму превышения налогов в своей стране под налогами, уплаченным за рубежом.
2. Метод налогового освобождения –предусматривает освобождение иностранных доходов у источника выплаты, поощряет таким образом к инвестированию в зарубежный капитал. Может примениться совместно с методом налогового кредита.
3. Метод налоговых льгот – снижение ставок налога для доходов из иностранного источника и различные вид налоговых льгот в виде инвестиций кредитов, вычетов и необлагаемых резервов.
=3=
Виды налоговых соглашений:
1) Собственно налоговые отношения:
1.Соглашение об оказании административной помощи
2. ограниченные налоговые соглашения
3. Общеналоговые соглашения
4. Соглашения о налогах на наследство
5. Соглашение о налоге на страхование
2) Международные соглашения и договора, в которых наряду с другими решаются и другие вопросы:
1. Соглашение об основах взаимоотношений между странами
2. Соглашение об установлении дипломатических и консульских отношений
3. Торговые договоры и соглашения
4. Международные договоры определяющие принципы взаимоотношений между международными организациями и странами их базирования
Проблемы решающееся при помощи двухсторонних налоговых соглашений:
Прямыет:
· устранение двойного налогообложения;
· предотвращение налогового уклонения и налогового избежания;
· распределение прав налогообложения между договаривающимися государствами;
· предотвращение некоторых форм налоговой дискриминации.
Косвенные предусматривают привлечение иностранных инвестиций и содействие своим резидентам в инвестиционной деятельности, разрешение прочих налоговых проблем.
Налоговые соглашения призваны устранить все возможные случаи двойного налогообложения между странами-партнерами.
Налоговые соглашения обычно устанавливают трехступенчатую систему устранения двойного налогообложения. На первом этапе устраняется двойное налогообложение, вытекающее из различий между правилами резидентства и источника дохода, применяемыми в странах-партнерах.
На следующем этапе устраняется избыточное налогообложение, возникающее по причине несоответствия между правилами резиденства и источника дохода во внутреннем законодательстве. На третьем этапе устраняется двойное налогообложение вследствие различий в определении облагаемого дохода в странах-партнерах.
Для остальных случаев предусмотрен специальный порядок решения "по взаимному согласию" между компетентными властями, который распространяется не только на случаи дв\ойного налогообложения, но и на любые случаи налоговой дискриминации.
В мировой практике применяются самые разнообразные по форме и содержанию налоговые соглашения и конвенции. Налоговые соглашения об устранении (избежании) двойного обложения налогами на доходы и капитал являются наиболее распространенными и важными видами налоговых соглашений. Сейчас насчитывается уже более 2 тыс. подобных соглашений. Развитые зарубежные страны практически полностью охвачены сетью подобных соглашений. Все они основываются на типовых конвенциях, разработанных ОЭСР в 1963 и 1977 гг.
Последняя Типовая конвенция ОЭСР является образцом для заключаемых сейчас новых соглашений.
Налоговое соглашение об избежании двойного налогообложения на доходы и капитал обычно состоит из 3-х частей:
1.Устанавливается сфера действия соглашения: базовые положения, определяющие виды налогов, на которые распространяется действие соглашения и перечисляются налогоплательщики;
2.Определяются налоговые режимы: статьи, регулирующие пределы юрисдикции каждой страны по налогообложению доходов и имущества, на которые распространяется действие соглашения: доходы от "активной" деятельности, связанной с присутствием на территории другого государства; "пассивные" доходы (от использования капиталов — имущества).;
3.Предусматриваются методы и порядок выполнения соглашения: вопросы регулирования налогового администрирования между договаривающимися государствами, статьи о вступлении в силу и прекращении действия соглашения.
Тема 4.4 Международное налоговое планирование
1. Понятие налогового планирования.
2.Инструменты налогового планирования.
3.Схемы налогового маневрирования международного бизнеса: свободные экономические зоны, свободные таможенные зоны, оффшорные территории, трансфертное ценообразование.
\=1=
Налоговое планирование - процесс обоснования на перспективу величины налоговых обязательств с целью определения реальных доходов субъектов хозяйствования и населения, а также управление ими.
Задача - выбор оптимальной формы налогообложения. Поиск наиболее выгодного для субъекта хозяйствования налогообложения чаще всего осуществляется путем налогового маневрирования — минимизации налоговых платежей в рамках налогового законодательства.
Классификация видов налогового планирования
По длительности налоговых прогнозов:
текущее (действующее в рамках текущих налоговых обязательств, определяемых налоговым периодом: месяц, год)
перспективное (налоговое планирование инвестиционных проектов, хозяйственной деятельности вновь открываемых предприятий, дочерних структур, филиалов и т.п.).
По сфере применения:
· личное (семейное) налоговое планирование;
· внутрифирменное налоговое планирование;
· междуфирменное (в пределах консолидированного налогоплательщика (концерн, объединение, холдинг и т.п.) налоговое планирование;
· международное налоговое планирование.
Личное налоговое планирование, представленное в основном подоходным налогообложением и налогообложением дивидендов, широко применяется как вариант внутрифирменного с целью перераспределения доходов и использования льгот, предоставляемых физическим лицам.
Внутрифирменное обращается к преимуществам деления доходов между структурными подразделениями или предприятиями — контрагентами, представляющими друг другу наибольшую выгоду в виде скидок и трансфертных цен (межфирменное налоговое планирование), которые в свою очередь осуществляют международное налоговое планирование.
=2=
Международное налоговое планирование позволяет использовать различные механизмы и инструменты налогового регулирования, недоступные для налогового планирования в рамках отечественного налогового законодательства.
Минимизация налоговых обязательств может быть достигнута за счет:
· уменьшения налоговой базы;
· применения более низких налоговых ставок;
· изменение резидентства (в первую очередь — путем использования льгот, предоставляемых иностранному капиталу).
Международное налоговое планирование обладает обширным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как, например:
· размещение хозяйственной деятельности в странах или регионах со льготным налоговым режимом (свободных экономических зонах, налоговых гаванях и т.п.);
· инвестирование капитала в страны, имеющие низкие налоговые ставки или освобождение от налогообложения у "источника выплаты" пассивных доходов: дивиденды, проценты, роялти и т.п.;
· использование преимуществ, представляемых странами, выплачивающими доходы по активным операциям: финансовые и страховые сделки, строительство, судоходство, малый бизнес;
· применение трансфертного ценообразования и распределение прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом;
· использование преимуществ двухсторонних налоговых соглашений;
· применение выгод интеграционных объединений (беспошлинное движение товаров и т.п.).
=3=
Схемы налогового маневрирования международного бизнеса:
Свободная экономическая зона— это обособленные территории государства с льготным режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными условиями создания СЭЗ являются привлечение иностранного капитал,а развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта.
Свободная таможенная зона — это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер экономической политики.
Оффшорная территория(налоговая гавань, налоговый оазис) — госу\дарство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным компаниям.
Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности.
Оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс возможностей: регистрация нерезидентных и освобожденных компаний, создание оффшорных структур других типов (предпринимательских партнеров, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний (банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений)).
Понятие оффшорной компании и ее статус определяются специальным законом, компания обязана быть нерезидентной, ее центр управления и контроля находится за рубежом. Главная особенность оффшорной компании заключается в освобождении от налогов.
Одни территории пользуются репутацией "респектабельных" (Гернси, Каймановы острова, Бермуды), другие — максимально "либеральных" (Панама, Багамские Острова, Либерия, Сейшельские Острова). Определенное значение в налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям.
Выделяются "налоговые гавани", специализирующиеся на размещении холдингов, проведении банковских, страховых, трастовых операций. Например, размещение судовладельческих компаний традиционно осуществляется в Либерии, Панаме, на Кипре, на островах Мэн, Гернси.
Юрисдикции, применяемые в налоговом планировании, условно подразделяются на два основных типа. Первый — это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к "налоговым гаваням". Для них характерно отсутствие налога на прибыль для нерезидентных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамские Острова, Панама и т.п.).
К другому типу относятся юрисдикции с "умеренными" условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Взимается определенный налог на прибыль. Э
\К зонам с "умеренными" условиями налогообложения обычно причисляют вполне "респектабельные" и даже "престижные" государства Западной Европы — Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд "комбинированных" юрисдикций, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода "оптимальным" юрисдикциям можно причислить прежде всего Кипр, а также Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию.
Имеются и "нетипичные" оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, нидерландские Антильские острова, Маврикий, британские Виргинские острова).
Трансфертное ценообразование - движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы. Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов стоимостного выражения товаров и услуг (трансферты) позволяют варьировать полученные доходы, перераспределяя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с наиболее благоприятным налоговым климатом.
Манипуляции с трансфертными ценами налоговыми органами многих стран рассматриваются как налоговое уклонение и законодательно наказуемо. Для устранения нелегальных налоговых операций с трансфертными ценами в двухсторонних международных договорах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения совершаемой сделки транснациональными компаниями.